Политическая культура: понятие, структура, функции
Правовое государство и гражданское общество
Правовое государство может быть только демократическим, осуществляющим народовластие не формально, а реально. Это означает, что принцип народовластия не только закрепляется в действующей конституции, иных законах, но и постоянно последовательно проводится в жизнь, обеспечивает действенное участие гражданского общества в деятельности государства и принимаемых им решениях. Во-первых, народ является действительным источником всей той власти, которая выражается и проводится правовым государством. Народовластие характеризуется, прежде всего, правом населения формировать представительные органы государства, наделенные правом готовить и принимать законы. Во-вторых, конституция содержит действенный механизм, позволяющий гражданскому обществу оперативно и своевременно пресекать любые попытки государства, его органов узурпировать государственную власть, права народа, превратиться из друга в его тирана и поработителя. Гражданскому обществу предоставляется право публично критиковать политику государства, принимаемые им решения, беспрепятственно организовываться в политические партии и иные общественные объединения, досрочно прекращать полномочия. Принцип господства права означает, что гражданское общество к государство в ранг общеобязательных правовых норм, позитивны законов возводят только право. В условиях правового государства исключаются какие бы то ни было попытки государства установить субъективные, авторитарные предписания, противоречащие принципам права, конституционным правам и свободам граждан и иных лиц. Этому препятствует прежде всего демократический режим правления, возможность гражданского общества потребовать от государства отмены актов, нарушающих его права; Его реальное и последовательное проведение обеспечивает согласованное взаимодействие органов государства и в то же время надежно гарантирует гражданское общество от, всяких попыток отдельного органа под тем или иным предлогом взять на себя все полноту власти, установить в стране авторитарный, антидемократический режим. Установление такого режима повлекло бы грубейшее нарушение такого принципа правового государства, как признание и гарантированность права свобод человека и гражданина. В реальном обеспечении конституционных прав и свобод граждан видится конечная цель и непосредственный результат деятельности пра-вового государства. Как орган управления делами общества оно фор-мируется и действует для обеспечения интересов гражданского общества и каждого из его членов. И о правовой природе государства судят вовсе не по тем лозунгам, которые оно пропагандирует, ало тем конкретным результатам, которые характеризуют деятельность государства в сфере охраны и реального обеспечения прав и свобод граждан.
7/Политическая па́ртия (греч. Πολιτική — «искусство управления государством»; лат. pars — «часть») — особая бщественная организация (объединение), непосредственно ставящая перед собой задачи овладеть политической властью в государстве или принять в ней участие через своих представителей в органах государственной власти и местного самоуправления. Большинство партий имеют программу: выразитель идеологии партии, перечень её целей и способов их достижения. Политическая партия – стабильная иерархическая политическая организация, объединяющая на добровольной основе лиц с общими социально-классовыми, политико-экономическими, национально-культурными, религиозными и иными интересами и идеалами, ставящая перед собой цель завоевания политической власти или участие в ней. По сравнению с общественно-политическими движениями и избирательными блоками политические партии отличаются большей идейной и организационной общностью и долговременностью действия. Социально-классовый критерий:
1. буржуазные
2. трудящиеся
По организации (критерии Дюверже):
3. массовые
4. кадровые
По степени участия во власти:
5. правящие
6. оппозиционные
По месту в партийном спектре:
1. правые
2. центристы
3. левые
По организационной структуре:
4. классического типа
5. движенческого типа
6. политический клуб
8/ Политическая элита– относительно небольшая социальная группа, концентрирующая в своих руках значительный объем политической власти, обеспечивающая интеграцию, субординацию и отражение в политических установках интересов различных слоев общества и создающая механизм воплощения политических замыслов
2. Характерные чертыНебольшая, достаточно самостоятельная социальная группаВысокий социальный статус
Значительный объем государственной и информационной властиНепосредственное участие в осуществлении властиОрганизаторские способности и талант
Функции политической элиты: изучение и анализ интересов различных социальных групп;субординация этих интересов; отражение интересов в политических установках; выработка политической идеологии (программ, доктрин, конституции, законов);создание механизма воплощения политических замыслов:назначение кадрового аппарата органов управления;создание и коррекция институтов политической системы; выдвижение политических лидеров.
Концепции плюрализма элит
Установки ценностной теории о ценностно-рациональном характере отбора элит в современном демократическом обществе развивают концепции множественности, плюрализма элит, являющиеся, пожалуй, наиболее распространенными в сегодняшней элитарной мысли. Их нередко называют функциональными теориями элиты. Они не отрицают элитарную теорию в целом, хотя и требуют коренного пересмотра ряда ее основополагающих, классических установок. В основе плюралистической концепции элиты лежат следующие постулаты:
1. Трактовка политических элит как элит функциональных. Квалификационная подготовленность к выполнению функций управления конкретными общественными процессами — важнейшее качество, определяющее принадлежность к элите. «Функциональные элиты, — пишет Э. Гольтманн, — это лица или группы, обладающие особой квалификацией, необходимой для занятия определенных руководящих позиций в обществе. Их превосходство по отношению к другим членам общества проявляется в управлении важными политическими и социальными процессами или во влиянии на них».
2. Отрицание элиты как единой привилегированной относительно сплоченной группы. В современном демократическом обществе власть распылена между разнообразными группами и институтами, которые с помощью прямого участия, давления, использования блоков и союзов могут налагать вето на неугодные решения, отстаивать свои интересы, находить компромиссы. Сами отношения власти изменчивы, флюидны. Они создаются для определенных решений и могут заменяться для принятия и реализации других решений. Это ослабляет концентрацию власти и предотвращает складывание устойчивого властвующего слоя.
3. Деление общества на элиту и массу относительно, условно и часто размыто. Между ними существуют скорее отношения представительства, чем господства или постоянного руководства. С помощью разнообразных демократических механизмов — выборов, референдумов, опросов, прессы, групп давления и т.д. — можно ограничить или вообще предотвратить действие сформулированного Михельсом «закона олигархических тенденций» и удержать элиты пол влиянием масс. Этому способствует конкуренция элит, отражающая экономическую и социальную конкуренцию в современном обществе. Она предотвращает складывание единой господствующей руководящей группы и делает возможной подотчетность элит массам.
4. В современных демократиях элиты формируются из наиболее компетентных и заинтересованных граждан, которые весьма свободно могут входить в состав элиты, участвовать в принятии решений. Главный субъект политической жизни — не элиты а группы интересов. Различия между элитой и массой основаны главным образом на неодинаковой заинтересованности в принятии решений. Доступ в руководящий слой открывают не только богатство и высокий социальный статус, но прежде всего личные способности, знания, активность и т.п.
5. В демократических государствах элиты выполняют важные общественные функции, связанные с управлением. Говорить же об их социальном господстве неправомерно.
Политическая культура: понятие, структура, функции
Понятие политической культуры становится сегодня одним из самых популярных и актуальных не только в политической науке, но и в повседневной лексике. Его употребляют и профессиональные политики, и журналисты, и люди от политики далекие. Данное понятие стало своего рода интегральной характеристикой политического сознания и политического поведения отдельных наций, народов, общества в целом.
В политической науке нет единой концепции политической культуры. Об этом свидетельствуют десятки определений этого явления. Термин «политическая культура» ввел в научный оборот немецкий философ-просветитель И. Гердер. В политическую науку он был введен американским политологом Г.Алмондом, его концепция политической культуры играет сегодня роль базовой, основополагающей. В статье «Сравнительные политические системы», вышедшей в 1956г., Г.Алмонд называет политической культурой «определенный образец ориентации на политические действия», в который встроена всякая политическая система. Позднее в книге «Гражданская культура» (в соавторстве с С.Вербой) Г.Алмонд уточняет свои представления о политической культуре и рассматривает ее как совокупность ценностей, мнений, обычаев и традиций. Классическое определение политической культуры, сформулированное Г.Алмондом и Г.Пауэллом, звучит следующим образом: «Политическая культура есть совокупность индивидуальных позиций и ориентаций участников данной политической системы. Это субъективная сфера, образующая основание политических действий и придающая им значение». Указанные индивидуальные ориентации, по мнению американских ученых, включают в себя несколько элементов:
а) познавательную ориентацию – истинное или ложное знание о политических объектах и идеях;
б) аффективную ориентацию – чувство связи, ангажированности, противодействия и т.д. в отношении политических объектов;
в) оценочную ориентацию – суждения и мнения о политических объектах, которые обычно предполагают использование применительно к политическим объектам и событиям неких оценочных критериев.
В данном определении выделяются две характерные особенности. Во-первых, политическая культура понимается как совокупность ориентаций на политическую деятельность. Это еще не сама деятельность, а лишь субъективная установка на нее. Во-вторых, политическая культура предстает как структура ориентации, в которую включены: знания о политической системе, ее функциях, решениях и действиях; чувства относительно политической системы и политических деятелей (эмоциональные ориентации); суждения, мнения и представления о политической системе (оценочные ориентации).
Данная концепция политической культуры призвана объяснить тот факт, что сходные по форме политические системы и их институты в разных странах функционируют по-разному. Кроме того, указанный подход задает общие объективные критерии для сравнительных исследований политического поведения в различных странах.
Итак, политическая культура – это исторически обусловленная совокупность общепринятых способов политического взаимодействия и регулирующих их правил и норм, отражающая социальный опыт, традиции и интересы социальных субъектов в виде системы фундаментальных политических ценностей, установок и моделей поведения.
Структура политической культуры может быть представлена совокупностью следующих элементов:
Культура политическогосознания | Культура политическогоповедения | Культурафункционированияполитических институтов |
Политические представления и убеждения | Культура политического участия | Культура электорального процесса |
Политические ценности, традиции, обычаи и нормы | Культура политической деятельности | Культура принятия и реализации политических решений |
Политические установки | Культура восприятия и регулирования социально-политических конфликтов |
Политическая культура, как и всякая иная, передается от поколения к поколению; самым главным ее выражением является политическое поведение людей. Таким образом, политическая культура в качестве своих структурных элементов включает в себя культуру политического сознания, культуру политического поведения, а также культуру функционирования политических институтов. В политическую культуру включаются также политический опыт, стереотипы, политические мифы, идеология, политические символы, политическая социализация.
Характерные чертыполитической культуры состоят в том, что она:
1. фиксирует устойчивые, повторяющиеся связи, отношения между элементами политического процесса, закрепляет стабильные стороны политического опыта;
2. является продуктом естественно-исторического развития общества;
3. имеет тотальный характер: политические отношения пронизаны, пропитаны политической культурой;
4. характеризует политическое сознание и политическое поведение основной массы населения.
Политическая культура выполняет в обществе определенные функции:
o идентификации, реализуя потребность человека в принадлежности к сообществу, группе;
o ориентации, объясняясмысл политических явлений;
o адаптации и социализации – через приобщение к навыкам политического поведения;
o интеграции, направленной на сохранение ценностей и объединение вокруг них различных групп;
o коммуникации, осуществляя взаимодействие субъектов и институтов на основе стереотипов, мифов и символов.
Полит культура
Самая распространенная и принятая многими политологами классификация политических культур предложена Г.Алмондом и С.Вербой.
В зависимости от специфики ориентации и степени участия в политической жизни они выделили три основных типа:
1. «Патриархальная политическая культура». На примере африканских племен или местных автономных общин авторы показывают, что в них не существует специализированных политических ролей, политическая ориентация на племенных вождей не отделена от религиозных, социально-экономических и иных ориентаций. Представлений относительно политической системы (которой нет) и, соответственно, установок в отношении к ней просто не существует.
2. «Подданническая политическая культура». Специализированные политические институты уже существуют, и на них ориентируются члены общества, проявляя при этом различные чувства: гордость, неприязнь, воспринимая их как законные или как незаконные. Но отношение к политической системе носит пассивный характер без стремления изменить что-либо своими силами или участвовать в процессе принятия политических решений, влиять на них. Этот тип культуры характеризуется низкой политической активностью субъектов.
3. «Активистская политическая культура», или «политическая культура участия». Члены общества не только формируют свои требования политического характера, но и являются активными участниками политической системы в целом.
Американские авторы отмечают, что в реальной политической жизни эти типы в чистом виде не существуют. Взаимодействуя между собой, они образуют смешанные формы с доминированием того или иного компонента. Наряду с выделенными чистыми типами были предложены три типа смешанных политических культур: патриархально-подданическая, подданически-активистская, патриархально-активистская.
Патриархально-подданическая – большая часть населения как бы не затронута политикой, а относительно «продвинутое» меньшинство, располагая некоторыми знаниями о политической системе, не допускает ни малейших сомнений в авторитете государства и остается пассивным в плане попыток влияния на политические решения. Такой тип политической культуры характерен, к примеру, для средневековой Европы.
Подданически-активистская политическая культура предполагает, что подавляющее большинство населения в большей или меньшей степени осведомлено о политических институтах и процессах и о тех ограничениях, правилах, рамках поведения, которые накладываются на политическое поведение. Вместе с тем, одна часть населения ориентирована преимущественно на пассивное восприятие происходящего, а другая воспринимает существующую политическую систему не как нечто раз и навсегда заданное и от них не зависимое и стремится оказать влияние на принятие политических решений и протекание политических процессов.
Патриархально-активистская – смешанный тип политической культуры возникает там, где в рамках одного общества сосуществуют традиционно-патриархальные группы с их выключенностью из политического процесса и политически активные группы элит с высоким политическим сознанием. Подобный тип культуры характерен для развивающихся стран.
Существует и другая известная классификация политической культуры, даннаяД.Каванахом. В ее основе– распределение политических ориентации. Выделяются:
1) гомогенная (однородная) политическая культура, которая характеризуется единством общества по основополагающим ценностям и толерантностью. Примером могут служить англо-американские демократии, в которых имеется согласие по поводу основных принципов сосуществования в политическом сообществе, т.е. консенсус в отношении политического режима и политических ценностей, низкий уровень конфликтности, преобладание юридически-правовых способов разрешения политических противоречий, лояльность граждан по отношению к своей политической системе;
2) фрагментарная политическая культура, которая отличается конфликтной оппозиционностью различных субкультур. Она характерна, например, для Италии, Франции, России, где граждане имеют различные убеждения, проявляющиеся в отношении к важнейшим вопросам политической жизни и политического устройства. Эти различия варьируются в зависимости от принадлежности к различным социальным группам.
По уровню общности выделяют:
а) общую политическую культуру –наиболее устойчивые, типичные признаки, характеризующие политическое сознание и политическое поведение основной массы населения;
б) субкультуры, каждая из которых есть совокупность политических ориентаций и моделей политического поведения, характерна для определенных социальных групп и регионов и отличается от доминирующей в обществе (социально-классовые, национально-этнические, религиозные, региональные и т.д.).
10. 4.16. Политический плюрализм:
Теория гражданского общество дополнена теорией политического плюрализма.
Плюрализм – множественность.
Политический плюрализм – один из принципов политического устройства общества, по которому политическая жизнь должна представлять собой сосуществование множества различных взаимосвязанных и одновременно автономных политических групп, партий, организаций.
Каждый гражданин может придерживаться любых взглядов, заниматься их пропагандой, но он должен уважать такое же других и терпеливо относиться к любым проявлениям многомыслия.
Плюрализм базируется на признании противоречий, источниках социального и политического развития. Он утверждает неизбежность политических конфликтов, аппозиции, конкуренции политических сил. Отвергает любую монополию на власть, любые тоталитарные и авторитарные режимы. Властные структуры должны избираться народом. Предполагается принцип разделения властей. Государство воспринимается не как аппарат общественного принуждения, в котором исчезла бы и индивидуальность, а как общество свободных личностей, объединяющихся на солидарной основе.
11. В соответствии с Конституцией Российской Федерации , Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.
Президент Российской Федерации является главой государства.
Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.
Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.
Президент Российской Федерации избирается на четыре года гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.
Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.
Президент Российской Федерации:
- назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом;
- распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации;
- назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;
- вносит законопроекты в Государственную Думу;
- подписывает и обнародует федеральные законы;
- обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.
12/Какие же основные направления деятельности СМИ?
1.удовлетворение информационных интересов общества;
2.обеспечение гласности;
3.изучение и формирование общественного мнения;
4.организация обсуждения, дискуссий по важным проблемам жизни общества;
5.поддержка или критика программ и деятельности государства, партий,
общественных организаций и движений, отдельных лидеров;
6.воспитание политической культуры, морали и др. качеств у граждан.
В политологии средства массовой информации определяются как совокупность каналов распространения информации, адресованной неограниченному кругу лиц, социальных групп, государств, с целью оперативного информирования их относительно событий и явлений в мире, конкретной стране, определенном регионе, а также для выполнения специфических социальных функций.Ключевым словом в этом определении является информация, под которой понимаются передаваемые сообщения, сведения о чем-либо. В политике особое значение имеет социальная информация — знания, сообщения о социальной жизни, которыми люди обмениваются между собой и которые касаются их общественных интересов и деятельности. Массовая информация имеет ряд особенностей.Роль СМИ в политике проявляется прежде всего в их функциях. Общей для всех СМИ является информационная функция, которая состоит в сообщении о наиболее значительных событиях. Специфические функции включают выбор и комментирование информации, ее оценку. На этой основе осуществляются и другие функции. Функция политической социализации заключается в приобщении людей к политическим ценностям, нормам, образцам поведения. Функция критики и контроля позволяет гражданам анализировать и оценивать деятельность органов власти. Еще одна функция — представление различных общественных интересов, мнений, взглядов на политику. С этим также связана функция формирования общественного мнения. А функция мобилизационная выражается в побуждении людей к определенным политическим действиям.Будучи инструментом управления поведением людей и контроля над действиями власти, институт СМИ является частью современного механизма функционирования власти в обществе, занимает значительное место в его политической системе.
13/ Современная наука считает, что бюрократия является наиболее эффективной формой социальной организации, которую выработало человечество. Впервые научный анализ бюрократии осуществил немецкий социолог М. Вебер. Согласно Веберу, распространение бюрократии в современном обществе неизбежно. Развитие бюрократической власти — это единственный способ справиться с административными требованиями крупномасштабных социальных систем. Однако Вебер считает, что бюрократии присущи некоторые крупные недостатки, оказывающие серьезное влияние на природу нынешней общественной жизни. Бюрократия — высшая точка длительного исторического пути, по которому двигалась европейская цивилизация. На этом пути она отбросила другие типы социального управления, предпочтя им бюрократическое. Вебер создает идеальный тип бюрократии. Идеальный тип — это абстрактное описание, в котором усиливаются некоторые черты, присущие реальным случаям, для выделения наиболее существенных их характеристик.
Основные характеристики бюрократии идеального типа
1. Существует четко определенная иерархия власти, при которой задачи в организации распределяются как «служебные обязанности». Бюрократия имеет вид пирамиды, в которой положение, означающее высшую власть, соответствует вершине. Существует «цепочка управления» от вершины к основанию, которая позволяет принимать скоординированные решения. Каждый более высокий слой руководит и контролирует слой, на ступень ниже его в иерархии.
2. Установленные правила определяют поведение должностных лиц на всех уровнях организации. Это не означает, что бюрократические обязанности являются рутинным делом на всех уровнях управления. Чем выше пост, тем большее число случаев должны охватывать соответствующие правила, и тем больше гибкости требуется при их интерпретации.
3. Должностные лица заняты полный рабочий день и получают должностной оклад. Каждое рабочее место в иерархии подразумевает связанную с ним четко определенную и фиксированную заработную плату. От индивида ожидается, что он будет делать карьеру в организации. Продвижение может происходить на основе способностей, срока службы или сочетания того и другого.
4. Существует разделение между обязанностями должностного лица внутри организации и его жизнью вне ее. «Частная жизнь» должностного лица отличается от его деятельности на рабочем месте, а также физически отделена от места работы.
5. Никто из членов организации не владеет материальными ресурсами, которыми распоряжается. С развитием бюрократии работники отделяются от контроля над средствами производства. В традиционных общинах фермеры и ремесленники обычно имели возможность управлять процессами производства и владели используемыми в производстве инструментами и инвентарем. В бюрократиях должностные лица не владеют теми офисами, в которых они работают, конторскими столами, за которыми сидят, или офисным оборудованием, которое используют.
14/Под глобальными проблемами современности следует понимать совокупность проблем, от решения которых зависит дальнейшее существование цивилизации.Глобальные проблемы порождаются неравномерностью развития разных областей жизни современного человечества и противоречиями порождаемыми в социально-экономических, политико-идеологических, социо-природных и других отношениях людей. Эти проблемы затрагивают жизнь человечества в целом.Глобальные проблемы человечества — это проблемы, которые затрагивают жизненные интересы всего населения планеты и требуют для своего решения совместных усилий всех государств мира.К глобальным проблемам современности относятся:
§ проблема Север-Юг;
§ проблема бедности;
§ продовольственная проблема;
§ энергетическая проблема;
§ проблема экологии и устойчивого развития;
§ демографическая проблема;
§ [[проблема развития человеческою потенциала];
§ проблема освоения Мирового океана.
§ Решение названных проблем является сегодня актуальной задачей для всего человечества. От того когда и как они начнут решаться зависит выживание людей. Выделяют следующие пути решения глобальных проблем современности.
§ Предотвращение мировой войны с применением термоядерного оружия и других средств массового уничтожения, грозящих гибелью цивилизации. Это предполагает обуздание гонки вооружений, запрещение создания и применения систем вооружения массового уничтожения, людских и материальных ресурсов, ликвидацию ядерного оружия и т.д.;
§ Преодоление экономического и культурного неравенства между народами населяющими индустриально развитые страны Запада и Востока и развивающимися странами Азии, Африки и Латинской Америки;
§ Преодоление кризисного состояния взаимодействия человечества и природы, которое характеризуется катастрофическими последствиями в виде беспрецедентного загрязнения окружающей среды и истощения природных ресурсов. Это делает необходимым выработку мер, направленных на экономное использование природных ресурсов и снижение загрязнений отходами материального производства почвы, воды и воздуха;
§ Снижение темпов роста народонаселения в развивающихся странах и преодоление демографического кризиса в развитых капиталистических странах;
§ Предотвращение негативных последствий современной научно-технической революции;
§ Преодоление тенденции к снижению социального здоровья, что предполагает борьбу с алкоголизмом, наркоманией, онкологическими заболеваниями, СПИДом, туберкулезом и другими болезнями.