Принцип уважения прав человека и основных свобод
Становление принципа всеобщего уважения прав человека и основных свободдля всех в качестве одного из основных международно-правовых принципов относится к послевоенному времени и связано непосредственно с принятием Устава ООН, хотя само понятие прав человека появилось в политико-правовой терминологии с конца XVIII в. и связано с эпохой буржуазных революций.
В преамбуле Устава члены ООН подтвердили «веру в основные права человека... в равноправие мужчин и женщин». В ст. 1 Устава в качестве цели членов Организации предусматривается сотрудничество между государствами «в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии». Важнейшее значение имеет ст. 55 Устава, согласно которой «Организация Объединенных Наций содействует:
1) повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития;
2) всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех». В ст. 6 предусматривается, что «все Члены Организации обязуются предпринимать совместные и самостоятельные действия в сотрудничестве с Организацией для достижения уставных целей».
С наибольшей полнотой и универсальностью конкретизация нормативного содержания принципа всеобщего уважения прав человека отражена во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и двух пактах, принятых в 1966 г.: Международном пакте о гражданских и политических правах и Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах.
Отмеченная обязанность носит всеобщий характер, т. е. права и свободы человека подлежат соблюдению во всех государствах и действуют в отношении всех лиц без какой-либо дискриминации. При этом целью международного сотрудничества в этой области является не унификация национальных законодательств, а разработка стандартов (моделей), которые служат для государств отправной точкой для выработки собственного национального законодательства.
Непосредственная регламентация и защита прав и свобод человека остаются внутренним делом каждого государства. Международные нормы в области прав человека в подавляющем большинстве не могут применяться непосредственно на территории государства и требуют от него определенных шагов по своей имплементации. Международные документы не определяют, каким образом государство будет выполнять принятые на себя обязательства. Стандарты поведения, содержащиеся в международных документах, в определенной мере связывают свободу поведения государства в сфере национального законодательства.
20. Понятие и виды субъектов МП. Международная правосубъектность.
Субъекты МП – это участники международных отношений, которые в силу юридических норм могут выступать в качестве носителей субъективных юридических прав и обязанностей.
Признаки:
1) Известная внешняя обособленность
2) Персонализация
3) Способность вырабатывать, выражать и осуществлять автономную волю, а также участвовать в принятии норм международного права
4) Являются таковыми в силу норм МП
5) Только субъекты МП могут создавать международно-правовые нормы (официально осуществлять нормотворческий процесс).
Международная правосубъектность - юридическая способность лица быть субъектом международного права. Правосубъектность бывает юридическая и фактическая.
Первичные субъекты международного права (государства и борющиеся нации) в силу присущего им государственного или национального суверенитета признаются носителями международно-правовых прав и обязанностей. Суверенитет (государственный или национальный) делает их независимыми от других субъектов международного права и предопределяет возможность самостоятельного участия в международных отношениях.
Не существует норм, наделяющих правосубъектностью первичные субъекты международного права; имеются лишь нормы, подтверждающие наличие у них правосубъектности с момента образования. Иными словами, в этом случае правосубъектность не зависит от чьей-либо воли и имеет по своей природе объективный характер.
Юридическим источником правосубъектности для вторичных (несуверенных) субъектов международного права (международные межправительственные организации) служат их учредительные документы. Такими документами для международных организаций являются их уставы, принимаемые и утверждаемые первичными субъектами международного права (государства) в форме международного договора. Производные субъекты международного права обладают ограниченной правосубъектностью, которая обусловлена признанием этих участников международных отношений со стороны первоначальных субъектов.
Виды м-п правосубъектности:
Общая правосубъектность – государство в целом, обладает ею с момента образования, всеобъемлющий характер, самостоятельность;
Отраслевая правосубъектность – участники отношений в определнной области (междунар организации МОТ)
Специальная правосубъектность – участники определенного узкого круга отношений в определенной отрасли МП (оказание гуманитарной помощи).
Международная правоспособность – способность субъекта МП иметь права и юридические обязанности.
Международная дееспособность - осуществление субъектами МП самост-но своими действиями своих прав и обязанностей.
Международная деликтоспособность – способность субъектов МП нести междунар-правовую ответственность за совершенное междунар правонарушение.
Виды субъектов:
1) Основные – (первичные) - это прежде всего государства и, в некоторых случаях, народы и нации. Возникнув как социальные организмы, они неизбежно вступают в контакты друг с другом, создавая для себя правила взаимного общения.
2) Производные – (вторичные) - создаются первичными. Объем их международной правоспособности зависит от намерения и желания их создателей. Это могут быть межправительственные организации либо государство-подобные образования типа вольных городов. Создатели наделяют их правом выступать в межгосударственных отношениях от собственного имени. Как правило, правоспособность производных субъектов международного права определяется международными договорами.
Реально производной международной правосубъектностью наделяется лишь тот, кто действительно может после своего создания участвовать в межгосударственных отношениях.
Физические лица(нетрадиционный субъект МП) - возможность защищать гражданами свои права и свободы в ЕСПЧ, а также возможность привлечения к международной уголовной ответственности за совершенные международные преступления.
21. Государство – основной субъект МП. Внешнеполитические интересы РФ.
Согласно ст. 1 Межамериканской конвенции о правах и обязанностях государств от 26 декабря 1933 г., государство как лицо международного права должна иметь: постоянное население; определенную территорию; власть; государственный суверенитет.
Международная правосубъектность государств базируется на их неотъемлемой свойства - государственном суверенитете. Благодаря этому государства имеют право вступать в любые международно-правовые отношения:
Ø заключать международные договоры,
Ø участвовать в деятельности международных организаций,
Ø поддерживать дипломатические, консульские и другие связи,
Ø выступать стороной в Международном Суде ООН,
Ø в случае необходимости правомерно применять силу в соответствии с Уставом ООН и др.
Как субъект международного права государство обладает следующими правами:
ª право на независимость и свободное осуществление всех своих законных прав, на осуществление юрисдикции над своей территорией и над всеми лицами и вещами, находящимися в ее пределах, с соблюдением признанных международным правом иммунитетов;
ª равноправие с другими государствами;
ª право на коллективную и индивидуальную самооборону против вооруженного нападения.
ª право на участие в создании международно-правовых норм,
ª право на участие в международных организациях.
К основным международно-правовым обязанностям государства относятся:
ª воздерживаться от вмешательства во внутренние и внешние дела других государств;
ª воздерживаться от разжигания междоусобицы на территории другого государства;
ª уважать права человека;
ª устанавливать на своей территории такие условия, которые не угрожали бы международному миру;
ª решать все свои споры с другими субъектами международного права только мирными средствами;
ª воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной целостности и политической независимости или иным образом, несовместимым с международным правом;
ª воздерживаться от оказания помощи другому государству, нарушающую предыдущую обязанность или против которого ООН принимает меры предупреждения или принуждения;
ª воздерживаться от признания территориальных приобретений другого государства, действующего в нарушение обязательства непримения силы;
ª добросовестно выполнять свои обязательства.
В международных отношениях государство представлено системой органов и должностных лиц. Каждый из подразделений в пределах своей компетенции и полномочий осуществляет внешнеполитическую, внешнеэкономическую и другие виды деятельности. В случае нарушения международно-правовых обязательств государство как субъект международного права несет международно-правовую ответственность, независимо от того, который ее орган или должностное лицо своим поведением нанесли вред международному праву3. Наряду с международно-правовой ответственностью государства в международной уголовной ответственности могут быть привлечены должностные лица.
ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ РФ
Важнейший национальный интерес Российской Федерации на глобальном уровне состоит в ее активном и полноправном участии в построении такой системы международных отношений, в которой ей отводилось бы место, в наибольшей степени соответствующее ее политическому, экономическому и интеллектуальному потенциалу, военно-политическим и внешнеэкономическим возможностям и потребностям.
Важнейшие национальные интересы Российской Федерации на региональном уровне сводятся к обеспечению стабильного и безопасного международного окружения, а также к продвижению и закреплению ее военно-политических и экономических позиций на мировой арене на основе использования механизмов регионального сотрудничества.
Важнейшие национальные интересы Российской Федерации на субрегиональном уровне (постсоветском пространстве) состоят в развитии всесторонних взаимовыгодных связей со странами СНГ и участие в развитии интеграционных процессов между ними на взаимной основе, что является важнейшей предпосылкой не только региональной, но и международной безопасности
В международно-правовые отношения могут вступать административно-территориальные единицы и автономии унитарных государств, а также субъекты федераций (земли, штаты, кантоны и др.). В отличие от самого государства, которое является первичным субъектом международного права, внутригосударственные территориальные единицы выступают в качестве производных субъектов международного права, международная деятельность которых определяется национальным законодательством. В случае необходимости государства могут заключать международные договоры о сотрудничестве своих территориальных единиц.
22. Международная деятельность субъектов Федерации. Правовое регулирование международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ.
Международное право не содержит нормы, которые бы давали ответ на вопрос о международно-правовом статусе политико-территориальных образований, являющихся составными частями федеративного государства. Не провозглашая международной правосубъектности таких образований, оно вместе с тем ее и не отрицает.
Есть основания для суждения о косвенном признании определенного международно-правового статуса субъектов федерации как предпосылки их международной правосубъектности.
в п. "о" ч. 1 ст. 72 Конституции к совместному ведению РФ и ее субъектов отнесена "координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации". Следовательно, Конституция исходит из признания международной деятельности субъектов РФ, но не конкретизирует формы этой деятельности, относя соответствующую регламентацию к компетенции самих субъектов в пределах их самостоятельных полномочий. Для нормативной унификаций принципиальных вопросов предусмотрен Федеральный закон "О координации международных и внешнеполитических связей субъектов Российской Федерации".
Субъекты Российской обладают правом на осуществление международных и внешнеэкономических связей с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, а также на участие в деятельности международных организаций в рамках органов, созданных специально для этой цели. Субъекты Российской Федерации с согласия Правительства Российской Федерации могут осуществлять такие связи и с органами государственной власти иностранных государств.
под международными и внешнеэкономическими связями субъектов Российской Федерации понимаются осуществляемые в торгово-экономической, научно-технической, экологической, гуманитарной, культурной и в иных областях связи с иностранными партнерами.
Самостоятельный аспект международно-правового статуса субъектов РФ — их участие в заключении и выполнении международных договоров Российской Федерации. Конституция РФ (п. "о" ч. 1 ст. 72) относит к предметам совместного ведения РФ и ее субъектов выполнение международных договоров РФ.Таким образом, международные отношения (связи) субъектов РФ не только зафиксированы в их законодательстве, но и признаны на федеральном уровне.
23. Институт признания в МП, юридические последствия признания. Теории и доктрины признания государств и правительств.
Признание – это односторонний юридический акт государства или иного субъекта международного права, посредством которого констатируется наличие определенного юридически значимого факта или ситуации в международном обществе и признается его правомерность.
В современном МП институт признания во многом сформировался в связи с появлением новых гос-в в результате обретения независимости бывшими колониями, слияния или разделения гос-в.
Признание осуществляется в виде письменного послания от признающего гос-ва, передаваемого по дип. каналам или на церемонии провозглашения независимости.
Формы официального признания:
Ø dejure -это полное, окончательное признание, влекущее за собой весь комплекс правовых последствий: от возможности установления дип. и консульских отношений до признания правовой системы и применения законодательства признаваемого гос-ва и исполнения вынесенных его судами решений;
Ø defacto -это признание ограниченное, неполное, не окончательное, скорее переходное к признанию dejure. Оно также влечет юр. последствия, но в меньшем объеме: пр-р, могут быть установлены лишь консульские отношения.
Ø adhoc (на данный случай) -иногда использовавшееся для переговоров с гос-вом или правительством, которое в принципе не получает признания.
Виды признания:
· признание правительства
· признание государства;
· Признание органа национального сопротивления
· Признание восставшей стороной(повстанцы не могут уже рассматриваться в качестве вооруженных преступников),признание воюющей стороной (применению подлежат нормы международного гуманитарного права).
Формы признания:
1. Фактическое: временное, предварительное, может быть отозвано (так, например, западные державы признавали КНР в первые годы ее существования).
2. Юридическое: постоянное, не может быть отозвано
Проблемы:
• Нет международных договоров в этой сфере, попытка Комиссии международного права ООН что-то сформулировать провалилась.
• Существует ли обязанность признавать вновь появляющиеся государства.
• Политизация проблемы признания (Абхазия, Приднестровье).
• Является ли (не)признание правительства вмешательством во внутренние дела государства: доктрина Эстрада – да; доктрина Тобара – нет.
Теории и доктрины