СССР в середине 1960-1980хгг причины нарастания кризисных явлений

серьезные деформации в социальной сфере. Заработная плата, доходы населения постоянно росли, и это было бесспорным достижением. Но ни промышленность, ни сельское хозяйство не могли предложить обществу достаточное количество товаров, продовольствия, услуг. Дефицит, очереди, «блат» (когда необходимые товары приобретали по знакомству) были непременным явлением повседневной жизни в эти годы. В конце 70-х гг. в отдельных регионах страны вновь появилось нормированное распределение некоторых продуктов по карточкам. Возникновение и рост так называемой «теневой экономики» (подпольные мастерские, «спекуляция» и пр.) в этих условиях были естественным и даже неизбежным явлением.

В октябре 1964 г. Н.С. Хрущев был обвинен в "волюнтаризме" и "субъективизме", снят со всех постов и отправлен на пенсию. Руководство дало клятву никогда больше не нарушать "ленинские принципы" коллективности руководства и не допускать впредь совмещения в одном лице должности руководителя партии и главы правительства, как это было при Сталине и Хрущеве. Решения партийных пленумов положили начало мерам, которые вошли в историю как "экономическая реформа 1965 гг.". Стабильный долговременный план, хорошие цены, госкредиты, "притупление" борьбы с личным подсобным хозяйством - все это проложило путь к временному ускорению сельскохозяйственного производства, снижению остроты продовольственного вопроса. Предполагалось, что реформа управления приведет не к возвращению к прежним министерствам (диктаторам), а к новым - партнерам и советчикам предприятий в условиях полного хозрасчета. Основными показателями должны были стать: объем реализованной продукции (а не валовой, т.е. произведенной); рентабельность производства; размер прибыли. Экономическая реформа 1965 г. наиболее успешно проявила себя в годы восьмой пятилетки (1966-1970). Объем промышленного производства вырос на 50%. Было построено около 1900 крупных предприятий, в том числе Волжский автозавод в Тольятти. В 1970 г. он начал выпускать первые "Жигули". Сельскохозяйственное производство выросло на 21%. Однако в 1970-е годы вновь начался спад темпов развития народного хозяйства. Реформа 1965 г. ушла в песок, хотя ее никто никогда не отменял. Рыночные механизмы управления производством были задавлены командно-административной системой. Социально-экономическое развитие СССР в 1970-е - первой половине 1980-х гг. проходило под знаком резкого усиления централизованного управления, роли центра в жизни общества и ограничения экономической власти республик и местных советов. Сибирская нефть была относительно дешевой (самофонтанирующая), цены на нефть на мировом рынке в 1970-е гг. были довольно высокими. Победило мнение, что вкладывать деньги и труд народа в добычу сырья гораздо выгоднее, чем в наукоемкие отрасли. Наукоемкую продукцию де можно купить за "нефтедоллары" (так стали называть доходы, получаемые от экспорта энергетического сырья). В целях активизации развития экономики Сибири и Дальнего Востока в 1974 г. было решено вернуться к строительству Байкало-Амурской магистрали (БАМ, первая попытка ее создания предпринималась накануне Великой Отечественной войны). Руководство страны понимало, что выиграть экономическую схватку можно лишь переведя экономику СССР на преимущественно интенсивный путь развития. Попытки добиться ускорения социально-экономического развития через интенсификацию экономики всякий раз срывались. В 1970-е гг. широко развернулся поход на "вторую целину" - Нечерноземье. Падение темпов экономического роста началось в 9-й пятилетке (1971-1975 гг.). В то же время в СССР проводилась широкомасштабная социальная политика. Отсутствие безработицы, бесплатное образование и здравоохранение, гарантированное пенсионное обеспечение, высокие расходы государства на науку, культуру, спорт требовали крупных бюджетных средств, которые все с большим трудом доставляла экстенсивная экономика. Кроме того, огромных затрат стоило содержание раздутого государственного аппарата, прежде всего, вооруженных сил. Крупные средства тратились на поддержание международной политики СССР. В центре общественно-политической мысли 1960-х - первой половине 1980-х гг. находилась концепция "развитого социализма". Концепция "развитого социализма" не разрушала веры в коммунизм, но превращала последний из конкретно-исторической задачи снова в теоретическую. В 1977 г. концепция "развитого социализма" была юридически закреплена в новой Конституции СССР. Она должна была развить демократические положения конституции 1936 г. Как и прежде, упор в Конституции делался на провозглашение социальных прав граждан СССР, список которых стал шире: право на труд, бесплатное образование, медицинское обслуживание, отдых, а также пенсионное обеспечение и жилище. Конституция также закрепила резко усилившуюся экономическую и политическую роль союзного государства, "центра" за счет соответствующих прав республик. Событиями, время от времени оживлявшими медленно текущую общественно-политическую жизнь страны, являлись празднования 50- и 60-летия Октября, 100-й и 110-й годовщины со дня рождения В.И. Ленина, 50- и 60-летия образования СССР. Со второй половины 1960-х гг. были приглушены, а затем запрещены критика культа Сталина и разоблачения практики государственного террора в сталинский период. Был свернут и процесс реабилитации репрессированных в прежние десятилетия. Не все представители интеллигенции, особенно творческой, шли в фарватере идейно-политической жизни. Некоторые из них, оставаясь на платформе коммунистической идеологии и социалистического реализма, тем не менее, были отнесены к лагерю инакомыслящих и подверглись жестокому давлению партийно-государственного аппарата. В 1970-е гг. инакомыслие вылилось в целое движение, получившее название "диссидентского". Его характерной чертой стал антикоммунизм и антисоветизм. Методы борьбы с ними были разнообразны: ссылка, лагерь, психиатрическая больница, высылка за границу. Многие из них сами стремились на Запад, становясь "невозвращенцами".





Наши рекомендации