Политическое, социальное и экономическое развитие Киевской Руси IX – XI вв.
В основе экономического развития в наибольшей степени, роль играло натуральное хозяйство, торговля и ремесло. Из Руси вывозились продукты натурального хозяйства, ремесленные изделия и рабы. Феодалы очень часто продавали челядь в другие страны. Внутренняя экономика существенно развития не получала и в ее основе лежало натуральное хозяйство. Социально-экономическое развитие при кн.Ярославе Мудром: впервые появился свод законов Древнерусского государства–«Русская Правда». «Русская Правда»называет основным населением страны свободных общинников–людинов,или людей. 2я большая группа населения–смерды. Смерд не имел права оставлять свое имущество прямым наследникам,оно передавалось князю. Третья группа населения–рабы. Раб не мог быть свидетелем на суде, за его убийство хозяин не нес ответственности. Наказанию за побег подвергался не только раб,но и все, кто ему помогал. Рабство было двух видов–полное и неполное. Полное рабство–плен, продажа себя в рабство, женитьба на рабыне или выход замуж за раба. Категория неполных рабов–закупов. Это разорившиеся общинники, пошедшие в долговую кабалу за определенную ссуду(купу).Закуп работал слугой в доме или в поле,был лишен личной свободы, но сохранял свое хозяйство и мог выкупиться, вернув долг. Рядовичи - потерявшие свободу при заключении договора(ряда).Небольшую часть населения составляли изгои–люди,лишившиеся своего социального статуса: холопы, отпущенные на волю,общинники. Они пополняли ряды ремесленников или княжеской дружины . Ремесленники – с ростом городов,развитием ремесла связана деятельность купцов. Известны3 направления феодализации древнерусского общества. 1)происходило усиление влияния князя и обложение свободных общинников данью. 2)шло расслоение соседской общины 3) собственники земли–феодалы сажали на землю рабов, становившихся зависимыми крестьянами.
Задачам укрепления феодального государства была подчинена внешняя политика киевских князей.Олег,Игорь, Ольга, Святослав,Владимир и др. последовательно проводили политику присоединения соседних земель. К началу XIв.все восточнославянские земли входили в состав единого государства. После смерти Рюрика (879 год) стал княжить Олег. В 882 году он захватил Киев, тем самым объединив два союза в одно государство, и перенес в Киев столицу. Олег также подчинил своей власти племена древлян, родимичей и северян. Власть князя над покоренными выражалась в защите от врагов и в сборе дани в виде полюдья (когда князь лично объезжает владения и собирает дань). После Олега в 912 году князем стал Игорь. Но в 945 году он попытался дважды взять дань с древлян, за что и был убит восставшими древлянами. За смерть своего мужа древлянам отомстила княгиня Ольга. Вместе с тем Ольга установила определенный размер дани – урок и основывает административные центры для пребывания княжеской администрации – погост. В погосты назначались доверенные лица из княжеской дружины.
Важное место в экономике древней Руси занимала внешняя торговля. Олег в 907 году совершил военный поход на Константинополь и добился права беспошлинной торговли в Византии для русских купцов. Это право было закреплено письменным договором в 911 году, который стал первым русским письменным договором. Договор был подтвержден и при князе Игоре в 944 году. В 965 году Святослав разгромил Хазарию, взял под. Освободившиеся земли в низовьях Волги вскоре были заняты кочевым народом печенегами. В 968 – 971 годах Святослав боролся с Болгарией и Византией за устье Дуная, но эту борьбу проиграл и погиб в 972 году от подкупленных византийцами печенегов.
Победив своих братьев в 980 году на Киевском престоле утвердился князь Владимир. Своих детей он расселил по 12 городам. Владимир расширил пределы Древнерусского государства, присоединив хорватов в Прикарпатье, печенегов на северо-западе и ятвягов в Прибалтике. После смерти Владимира Ярославу Мудрому пришлось вести борьбу за Киев с братом Ярополком Окаянным, который убил Бориса и Глеба. Утвердившись в Киеве, Ярослав Мудрый продолжил дело Владимира.
5. Принятие христианства в Киевской Руси. Причины и последствия христианизации Руси.
В 988 г. при Владимире I в качестве государственной религии было принято христианство.
Однако не эти обстоятельства сыграли главную роль в принятии православия. Решающим фактором обращения к религиозно-идеологическому опыту Византии явились политические, экономические, культурные связи Киевской Руси с Византией. В системе византийской государственности духовная власть занимала подчиненное положение от императора. Это соответствовало политическим устремлениям князя Владимира. Не последнюю роль сыграли и династические соображения. Принятие православия открывало дорогу для брака Владимира с сестрой византийского императора принцессой Анной — это еще в большей мере закрепило дружеские отношения с такой влиятельной державой. Дружба с Византией не только открывала дорогу к расширению торгово-экономических и культурных связей, но и в какой-то мере защищала Русь от набегов многочисленных кочевых племен, населявших Великую степь к северу от Черного моря.
Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь на род. Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения, почитавшего своих языческих богов. Христианство утверждалось медленно. На окраинных землях Киевской Руси оно установи лось много позднее, чем в Киеве и Новгороде.
Христианство создало широкую основу для объединения всех народов этого общества. Исчезла граница между русом, угро-финном и славянином и т. д. Всех их объединила общая духовная основа. Христианство постепенно начало вытеснять языческие обряды и традиции и на этой основе произошла гуманизация общества. Значительным культурным переворотом было введение единой письменности. Принятие христианства способствовало становлению городской культуры в преимущественно сельскохозяйственной по роду жизнедеятельности стране. Под влиянием христиан развивались храмное строительство, книжное дело, литература, история и философия.