Администранивно-территориальная реформа 1997 года
В целях возрождения национальной топонимики, восстановления исконных историко-географических наименований административно-территориальных единиц, согласно постановлению Президиума Верховного Совета Республики Казахстан от 4 мая 1993 года «Об упорядочении транскрибирования на русском языке казахских топонимов, наименовании и переименовании отдельных административно-территориальных единиц Республики Казахстан» были изменены наименования многих областей, городов, районов и других населенных пунктов. Переименования были осуществлены в соответствии с представлениями местных Советов народных депутатов и на основании заключения Государственной ономастической комиссии при Кабинете Министров Республики Казахстан. Переименования коснулись также сотен улиц городов, многих сел, которым были присвоены новые наименования.
Важным направлением государственного и регионального строительства во второй половине 1990-х годов стала административно-территориальная реформа 1997 года.
По Указу Президента Республики Казахстан от 23 мая 1997 года «Об изменениях в административно-территориальном устройстве Алматинской, Восточно-Казахстанской, Карагандинской. Северо-Казахстанской областей» произошли изменения (через слияние районов) во внутренней структуре этих областей. В результате постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 мая 1997 года во исполнение указов Президента были изменены границы Алматинской, Восточно-Казахстанской, Карагандинской, Северо-Казахстанской областей. Так, Жезказганская область была объединена с Карагандинской, часть районов Кокшетауской – с Северо-Казахстанской. Семипалатинская – с Восточно-Казахстанской областями. Талдыкорганская область была присоединена к Алматинской области, Тургайская область – к Кустанайской.
Основной целью реформы 1997 года была оптимизация административного устройства, сокращение числа дотационных областей. Позже двум из бывших областных центров – Кокшетау в 1999 году и Талдыкоргану в 2001 году – был возвращен статус областных центров соответственно Акмолинской и Алматинской областей.
Последствия преобразований были разными. Сокращение Тургайской области сильно отразилось на социально-экономическом положении региона. Жезказганская область благодаря наличию крупной корпорации «Казахмыс» перенесла этот процесс легче. Присоединение Семипалатинской области к Восточно-Казахстанской превратило объединенную Восточно-Казахстанскую область в дотационную. Однако после принятия постановления Правительства Республики Казахстан от 25 августа 2005 года «Об утверждении программы развития города Семей Восточно-Казахстанской области на 2006-2008 годы» ситуация резко изменилась в лучшую сторону. Реализация программы способствовала росту объемов производства товаров и услуг, увеличению притока инвестиций, улучшению материальных и жилищных условий граждан, укреплению материальной базы объектов социальной и производственной инфраструктуры.
Административно-территориальная реформа 1997 года имела не только внутреннее, но и геополитическое значение, так как по-новому реорганизовала те области, чья внешняя граница была одновременно, и в первую очередь, государственной границей. Укрупнение приграничных регионов на перспективу стабилизировало их положение, способствовало внутреннему объединению, унитарности общего геополитического пространства суверенного Казахстана. Важное значение имело и то, что укрупненные окраинные области назывались не по названиям приграничных городов, а как важные казахстанские регионы: Северо-Казахстанская, Западно-Казахстанская, Восточно-Казахстанская, Южно-Казахстанская области.