Методические указания по организации и проведению занятий

К основным направлениям учебной деятельности студентов при изучении дисциплины «Механизмы государственно-частного партнёрства» следует отнести, в первую очередь, работу с нормативными правовыми документами, учебной и научной литературой, статистическими данными. Результатами данного рода деятельности становятся выступления студентов на занятиях семинарского типа, участие в обсуждении наиболее проблемных вопросов учебного курса, подготовка докладов/сообщений, выполнение практических заданий.

Доклад –речевой информативный жанр научной, деловой и политической сферы. Он предполагает изложение достаточно большого объёма информации, аргументированной и иллюстрированной серией приёмов. В научной сфере доклад относится к устным жанрам, но, как правило, готовится письменный текст, который зачитывается на заседании/аудиторном занятии.

Сообщение –имя ряда информативных речевых жанров. В научных журналах и сборниках можно встретить рубрику «Материалы и сообщения», где помещаются тексты, менее фундаментальные, чем статьи.

Доклад противопоставляется сообщению по основательности информации и времени исполнения (сообщение – 10-15 минут, доклад – 20 минут и более).

Подготовка устного доклада предполагает выбор темы сообщения в соответствии с планом занятий семинарского типа. Также в качестве доклада может быть принято изложение содержания одной из монографий или научных статей по теме семинара.

При подготовке доклада/сообщения необходимо вдумчиво прочитать работы, проанализировать их и сделать собственные умозаключения. Дословно следует выписывать лишь строгие определения, можно включать в запись примеры для иллюстрации.

Если в изучаемых текстах встречаются непонятные места, следует вынести их на групповое обсуждение в процессе выступления с докладом/сообщением.

Критериями оценки устного доклада являются: полнота представленной информации, логичность выступления, наличие необходимых разъяснений и использование иллюстративного материала по ходу выступления, умение ответить на вопросы слушателей, соответствие доклада заранее оговоренному временному регламенту.

7.2 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)

В процессе обучения студентов по дисциплине «Механизмы государственно-частного партнёрства» используется инновационный подход.

Основу инновационного обучения будущих бакалавров составляют рациональные принципы и методики современной системы профессиональной подготовки:

· «обучение через постановку и решение конкретной управленческой задачи», преодоление характерной для традиционной формы обучения статичности излагаемого материала, обеспечение сопряженности теории с практикой;

· «акцент на самостоятельность», предусматривающий оптимизацию обязательных аудиторных занятий, расширение границ самообучения;

· «интенсификация и индивидуализация» обучения, осуществляемые на основе последовательного повышения эффективности профессионального образования.

Каждый участник инновационного процесса должен быть готов к самостоятельным нововведениям в учебный процесс, к разработке программ самокоррекции и реализации их в личностном, профессиональном и компетентностном контекстах.

В современной профессиональной подготовке студентов особую актуальность приобретает переход от информационно-сообщающего обучения к инновационному, формирующему государственного менеджера, ориентированного на овладение конкретными методиками и технологиями управленческой деятельности, интегрирующими полученные знания, умения и навыки, соответствующие профессиональные компетенции и личностные качества работника.

Реализация данных подходов и методик обучения потребовала внедрения балльно-рейтинговой системы обучения и контроля знаний студентов.

Основными целями балльно-рейтинговой системы являются: стимулирование повседневной систематической самостоятельной работы студентов; повышение состязательности в учёбе; снижение роли случайности при сдаче зачёта; повышение мотивации студентов к освоению образовательной программы на базе более высокой дифференциации оценки результатов их учебной работы.

Внедрение такой системы позволяет оптимизировать учебную и научно-исследовательскую работу, уменьшить число конфликтов, возникающих по поводу объективности выставленных оценок, установить обратную связь «преподаватель – студент».

Формирование рейтинга студента осуществляется в ходе текущего контроля успеваемости и прохождения промежуточной аттестации по результатам освоения дисциплины.

В учебном процессе активно используются опросы студентов по дидактическим единицам, организуется выполнение письменных работ. Данные методические подходы нацелены не только на выявление критериев результативности обучения, качества знаний студентов (полнота, глубина и т.п.), но и на их применение.

В частности, практические задания представляют собой методические поручения студентам провести анализ различных точек зрения, высказанных по одной и той же проблеме в научных изданиях, сформулировать и аргументировать собственную точку зрения; произвести обработку статистических данных, результаты которой представить графически.

Балльно-рейтинговая система оценки ЗУН студентов включает перечень обязательных видов работ:

· Посещение лекционных занятий с применением техники обратной связи, элементами дискуссии, разбором конкретных ситуаций;

· Выступление с докладом/сообщением на занятиях семинарского типа (очная, очно-заочная форма обучения);

· Выполнение практических заданий;

· Участие в организационно-деятельностной игре;

· Выполнение аудиторной (или внеаудиторной) контрольной работы.

Для проверки знаний, умений и навыков, контроля профессиональных компетенций, вырабатываемых студентами в процессе изучения учебной дисциплины «Механизмы государственно-частного партнёрства» используется практика проведения семинаров «малых полемических групп», организационно-деятельностных игр (ОДИ).

Основной задачей является формирование у студентов системного мышления, соответствующего новой управленческой парадигме, умений и навыков принятия эффективных управленческих решений.

Итоговая оценка по учебной дисциплине определяется путём суммирования накопленных на аудиторных занятиях баллов и баллов, полученных студентами на зачёте.

7.3 Методические рекомендации по подготовке письменных работ

Рабочей программой по дисциплине «Механизмы государственно-частного партнёрства» предусмотрено выполнение обучающимися контрольных работ.

Контрольные работы по курсу могут выполняться как в аудиторной форме, так и в форме внеаудиторной работы.

Аудиторная контрольная работа предполагает ответ в письменном виде на два контрольных вопроса по основным темам учебного курса. Цель такой работы – контроль знаний студентов. Время выполнения ограничивается 45 минутами (один академический час). Критериями оценки такой работы становятся: соответствие содержания ответа поставленному вопросу; использование в ответе понятийно-терминологического и категориального аппарата; ссылка на имена учёных, занимавшихся разработкой данной проблематики; обнаружение знания студентом учебной и научной литературы; грамотность, последовательность изложения материала. Работа оцениваться по балльно-рейтинговой системе.

Внеаудиторная контрольная работа предполагает подготовку реферата по одной из предложенных тем или по одной из предложенных монографий. Цель такой работы – ознакомление студентов с литературными источниками и современными исследованиями, выработка навыков работы с научным текстом, контроль знаний, умений и навыков студентов, формирование общепрофессиональных и профессиональных компетенций, предусмотренных ФГОС ВО и ОП ВО РГГУ по направлению подготовки 38.04.04 «Государственное и муниципальное управление» (уровень магистратуры).

По итогам выполнения внеаудиторной контрольной работы оценивается: самостоятельность выполнения работы; грамотность изложения материала; правильность оформления; наличие в реферате всех структурных разделов, выводов по каждому из разделов, проработанность темы. Реферат выполняют студенты, обучающиеся по заочной форме.

Реферат(нем. Referat) – это композиционно организованное, обобщенное изложение содержания источника информации (статьи, ряда статей, монографии и др.).

Реферат состоит из трех частей: общая характеристика текста (выходные данные, формулировка темы); описание основного содержания; выводы референта.

Реферат должен раскрывать основные концепции исходного текста. Реферативное изложение должно быть сжатым. Цель реферирования: создать «текст о тексте». Реферат может содержать оценочные элементы. В работе необходимо показать научную актуальность темы и её практическое значение.

Основные требования, предъявляемые к реферату, были сформулированы еще М.В. Ломоносовым, который цель данной работы видел в том, «чтобы уметь схватить новое и существенное в сочинениях».

По полноте изложения содержания, библиографические рефераты подразделяют на информативные и индикативные.

Информативный реферат может выполнять весь комплекс функций вплоть до замены реферированной работы: в нём указываются объект и предмет исследования, цель и задачи работы, приводятся основные результаты, содержатся данные, относящиеся к характеру, методам, условиям исследования, отражаются намеченные автором возможности применения результатов и т.д. Индикативный реферат лишь указывает на основные аспекты содержания первичного документа без детальной фактографической информации, подробного изложения теоретических и практических результатов, выводов. Его целевое назначение – обратить внимание потребителя информации на важность первичного документа. Текст индикативного реферата обычно излагается в пассивном залоге (Исследуется проблема… Анализ проводится с точки зрения… Используются методы… Рассматриваются вопросы…).

Аналитический реферат к основной цели добавляет учёт взаимосвязи содержания первичного текста с проблемой, волнующей автора реферата. При такой постановке вопроса, особенно в реферировании группы текстов, первичный текст (тексты) может не воспроизводиться по содержанию полно и целостно, а вовлекаться во вторичный текст избирательно, в связи с постановкой авторской проблемы. Такой реферат обязательно содержит оценку авторской позиции в первичных текстах и приближается к собственному рассуждению автора, отличаясь от него пространно выраженным вниманием к первичному текстовому материалу.

Рекомендуемый объём реферата – 15-20 страниц (за исключением списка литературы).

В структуре реферата должны быть представлены: титульный лист, оглавление, введение с указанием цели и задач работы, реферативный раздел с обязательной рубрикацией, заключение и выводы, список источников и литературы, приложения.

Следует обратить внимание на соответствие оформления текста реферата, ссылок, цитат, списка литературы требованиям ГОСТов.

Библиографическое описание – совокупность библиографических сведений о документе, приведённых по правилам, установленным ГОСТом, регламентирующим составление описания отдельных произведений печати и некнижных изданий.

Наиболее полным источником библиографического описания является титульный лист книг, сериальных и многотомных изданий.

Библиографическое описание включает обязательные и факультативные элементы. Элементы библиографического описания – лексические единицы (слово, словосочетание, цифры и др.), содержащие библиографические сведения. Обязательные элементы отражают сведения, обеспечивающие идентификацию документа, факультативные элементы содержат дополнительную информацию о документе, его содержании, читательском назначении.

В зависимости от полноты приведения элементов, библиографическое описание может быть полным, расширенным и кратким. Полное описание включает обязательные и все факультативные элементы. Расширенное описание состоит из обязательных и одного или нескольких факультативных элементов. Краткое описание включает только обязательные элементы.

Элементы и области приводятся в установленной последовательности. В библиографическом описании используются разделительные знаки, которые идентифицируют области и элементы.

Наши рекомендации