Единство и многообразие русской культуры в X-XII вв. «Слово о законе и благодати» Иллариона как отражение древнерусской духовности.
Культура домонгольской Руси представляла собой сложную совокупность духовных категорий. Многоцветную и многослойную неоднородность древнерусской культуры, христианская религия сплавляла воедино это многоголосие и многоцветие.
Наукой полнее изучены достижения элитарной культуры – летописание, философская мысль, иконопись и т.п. Она более открыта внешним заимствованиям, легко изменяется. Но существовала также массовая народная культура. Она определялась традицией.
в советской и-г культуру рассматривали как надстройку, кроме того, принудительный атеизм осложнял понимание истинной сути древнерусской культуры. Экономический детерминизм. Но: христианская культура не связана с экономическими процессами.
Принятие религии из Византии привело к утверждению каменного зодчества, новых видов ИЗО и ремесел, к иному развитию международных торговых и политических связей, к изменениям в отношениях с другими государствами и к перестройке социальных отношений на самой Руси. Зависимость базиса от надстройки!
Религия стала объединяющим началом для древнерусской народности. К XIII в. христианство проникло в самые отдаленные регионы. Государственный фактор:византийская традиция главенства светского правителя над церковным владыкой способствовала упрочению государственной власти. ТК князь получил власть от Бога. При Владимире начали чеканить свою монету.
Церковь - источник культурного творчества, первоначально в крупных городах. Христианство определяло и гуманистические ценности общества(семья, брак, уменьшение пьянства). Из религии вырастали новые формы государственной власти, появлялся писаный свод законов - Русская Правда, упразднялась кровная месть, росло уважение к личности. Духовенство мирило враждовавших князей и призывало их к борьбе с иноземными врагами.
Христианство вселяло в славян веру в вечную жизнь. Тревожное ожидание Страшного суда будило совесть. + надежда на загробную жизнь и т.п.
Высота культуры древней Руси определяла и облик городов. Их расцвет начался со времени Ярослава Мудрого. В XII - XIII вв. он продолжался. Интенсивно росли старые города, возникали новые. Город как центр управления давал возможность постоянного контакта между представителям различных общественных групп, людям из местной среды и чужакам. Город активно взаимодействовал с деревней, определяя и ее развитие.
Церковное искусство XI - XIII вв. обрело удивительно привлекательные черты. Особенно эмоциональное воздействие оказывали торжественность и красота богослужения. Это искусство отражало сложные богословские концепции. Его условный, иносказательный язык был предельно символичен. Один из красивейших храмов Киевской Руси того времени – Софийский собор в Киеве. В архитектуре древнерусского храма функциональность неотделима от идейной значимости каждого его элемента.
Единая христианская культура вела также к консолидации восточнославянского этноса.Консолидирующая сила православия была неоценима и при борьбе с внешней экспансией.
Культура древней Руси базировалась на языке, доступном для народа. Общность языка стала общностью веры.
Христианство и древнерусское самосознание. Полагаем, что самосознание раскрывалось не столько в политической сфере, сколько в единой религиозности. Самые первые оригинальные памятники церковной книжности на Руси ("Слово о законе и благодати" митрополита Иллариона, "Память и похвала князю русскому Владимиру" мниха Иакова, так же он написал «Сказание о Борисе и Глебе»,которое часто называют анонимным.) Они свидетельствуют, что только что окрещенный народ сразу стал задумываться о своем религиозном призвании, даже о богоизбранности.
В сочинении митрополита Илларионасравнивается «Закон» (Ветхий Завет, с в основе которого закон данный Моисеем, где содержаться предписания эпохи становления рабовладельческого общества) и «Благодать» (Новый завет, где и содержаться идеи христианства).
В своей работе Илларион подчеркивал достоинство и славу Русской земли, он не делил Русь на языческую и христианскую, ставя первой задачей каждого – служение Руси. Для него единые земля, язык, вера и владычество князя неразделимы.
К началу XIII в. древнерусская цивилизация представляла собой достаточно целостную совокупность духовных, нравственных и материальных форм существования народа. Она уже определяла его историческую судьбу и способствовала формированию будущего национального сознания.