Принятие христианства на Руси: история и и-г. Проблема «двоеверия»

980 –реформа язычества. Не удалась. Причины неудачи: язычество имело многовековые традиции, которые невозможно изменить за короткий период. У каждого племени свой бог, неприятие возвышения одного из них над другими, а также язычество ниже монотеистических представлений ведущих европейских держав.

988 –Крещение Руси.

990- крещение Новгорода и Киева, доказано с помощью дендрохронологии (Яниным)

ИИ о христианизации:

Письменные

Ø Отечественные: 2 источника: 1)ПВЛ à поздние летописание и не аутентично;

2) агиографичные – житиесвятого Владимира и самое древнее из их вариантов – «память» и похвала князя Владимира, Слово о Законе и Благодати – рефлексивный взгляд русской культуры. Субъективны. + ценности, -: оценок> фактов.

Ø Зарубежные: византийские(рассказ Льва Диакона о захвате руссами Херсонеса и упоминает о северном сиянии и землетрясении, что помогает проверить датировку – 989г.Хотя Фотии в византии официально датирует крещение Руси 867 годом. ), арабские, ЗапЕвропейские, скандинавские. Оценка с политической т.зр. со стороны собств. культур.

Устные

3. Лингвистические.Новый пласт лексики, южнославянское влияние (Сербия, Болгария)

4. Археологические.(раскопки городов, погребений и Корсуня)

5. Этнографические.(двоеверие и символика)

В ПВЛ отмечают компиляция сразу 2х вариантов преданий о крещении: «Испытания вер» и «Корсунская легенда» написанные во 2 половине 11 века

В современной и-г. существует точка зрения о политических причинах принятия крещения: В Византии началось восстание (Варда Фока), император обратился за помощью к Владимиру. Тот согласился в обмен на женитьбу на Анне при условии крещения Владимира. Трон был спасен, однако Анна не спешила на Русь. Тогда – захват Корсуни. Анна – замуж.

В византийских ИИ дата крещения Руси раньше, т.к. невозможно представить спасение империи при помощи язычников.

Есть версии что поход на Корсунь(херсонес) нужен был владимиру, чтобы вести переговоры о крещении на равных

Так же возможно хотел легитимации собственной власти т.к был полукровкой или для отпущения греха-братоубийства.

Крещение Руси для Византии – не цель, а способ достижения конкретной цели. В ПВЛ – логика провиденциализма. Христианизация – не политика, но духовная сфера.

Совпадение назревших условий в русском обществе -> решений = эпохальный переворот. Суть принятия христианства в государственном и общественном развитии КР. Владимиру необходимо объединить все племена под единым государственным началом, христианство идеально подходит для этого. Византия – т.к. тесные связи, богослужение на понятном языке (КМ), расцвет Византии на данном этапе. Для Византии Русь превращается в вассала, т.к. ставленник константинопольского патриарха. Для Владимира же Русь – дружественное равноправное Византии государство.

Причины принятия христианства:

Принятие христианства на Руси: история и и-г. Проблема «двоеверия» - student2.ru необходимость объединения земель и народа

Принятие христианства на Руси: история и и-г. Проблема «двоеверия» - student2.ru традиционные связи с православной Византией

Принятие христианства на Руси: история и и-г. Проблема «двоеверия» - student2.ru усиление централизованной власти (Бог один, а князь –помазанник божий)

Принятие христианства на Руси: история и и-г. Проблема «двоеверия» - student2.ru укрепление связей с цивилизованным миром

Значение принятия христианства:

Принятие христианства на Руси: история и и-г. Проблема «двоеверия» - student2.ru расцвет материальной культуры. Иконопись, фреска, мозаика, камнерезное дело

Принятие христианства на Руси: история и и-г. Проблема «двоеверия» - student2.ru рост духовной культуры, нравственности и морали, укрепление семьи

Принятие христианства на Руси: история и и-г. Проблема «двоеверия» - student2.ru письменность на славянском языке (Кирилл и Мефодий), распространение грамотности

Принятие христианства на Руси: история и и-г. Проблема «двоеверия» - student2.ru укрепление княжеской власти

Принятие христианства на Руси: история и и-г. Проблема «двоеверия» - student2.ru укрепление международного положения

Принятие христианства на Руси: история и и-г. Проблема «двоеверия» - student2.ru сплочение восточнославянских племен в единую древнерусскую народность.

Длительность христианизации 100 лет. Быстро при сравнении с З/Е = своевременность реформ.

Концепция 5кратного крещения:

1. от апостола Андрея

2. от патриарха Фотия

3. от Кирилла и Мифодия

4. От Ольги

5. От Владимира.

В Новгороде – ближайшие соседи – католики. Православие – потеря связи с соседями. Путята мечом, Добрыня огнем. Конец августа – начало сент. 990. 3 этапа.

Проблема двоеверия:

Взаимодействие язычества и христианской культуры. «Проблема двоеверия» якобы принципиально отличающая р. культуру от других. Однако каждая культура уникальна.

В советской и-г. попытка противопоставить к-ру верхов к-ре низов. Но в княжеско-дружинной к-ре – элементы народной.

Христианство лишь частично уничтожило структуру язычества, поставило его в иные условия. Не «оязычивание христ.», но «христианизация яз.». Язычество – не антипод хрис-ва. Сложно и многослойно по структуре, эволюционировала еще в дохристианскую эпоху. Не двоеверие, а народное христианство. Духовный симбиоз.

Концепции по двоеверию:

1.христианство с остатками язычества

2.язычество с оболочкой христианства

3.Оязычивание христианства

4.охристианивание язычества. Народное христианство. Данилевский.

Двоеверие-процесс симбиоза и взаимопроникновения христианства и языческой культуры.

Наши рекомендации