II. Общие нормы государственной регистрации актов гражданского состояния
1. Государственная регистрация акта гражданского состояния осуществляется работником органа государственной регистрации актов гражданского состояния путем составления записи акта гражданского состояния на бумажном носителе.
Исполнительные комитеты сельских, поселковых, городских (кроме городов республиканского значения) советов составленные записи актов гражданского состояния на бумажных носителях, не позднее 3 числа следующего за отчетным месяцем, передают в соответствующий территориальный отдел, который вносит данные записи актов гражданского состояния в Государственный реестр актов гражданского состояния.
Запись акта гражданского состояния составляется в присутствии заявителя и оформляется на бумажном носителе в двух экземплярах, каждый из которых нумеруется одним и тем же номером. Нумерация записей актов гражданского состояния каждого вида государственной регистрации начинается с первого номера и ведется последовательно в течение года с 1 января по 31 декабря включительно. Орган государственной регистрации актов гражданского состояния знакомит заявителя с данными, внесенными в запись акта гражданского состояния, после чего запись акта заверяется его подписью в соответствующей графе бумажного носителя.
Далее запись акта гражданского состояния заверяется подписями руководителя органа государственной регистрации актов гражданского состояния и работника, осуществившего государственную регистрацию акта гражданского состояния, и заверяется гербовой печатью. На основании составленной записи акта гражданского состояния, в полном соответствии с ней, выдается свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния.
2. При составлении записей актов гражданского состояния не допускаются сокращения слов, исправления и подчистки. В записях актов гражданского состояния в графах: «Дата рождения», «Дата смерти» число и год указываются арабскими цифрами, месяц – словом; «Место рождения» и «Место смерти» указываются полное официальное название государства и другие данные в соответствии с существующим административно-территориальным устройством.
Если отдельные графы записи акта гражданского состояния не заполняются в связи с тем, что сведения, которые вносятся в них, документально не подтверждены, а также, если необходимо отметить особенности проведения государственной регистрации акта гражданского состояния, в графе «Для отметок» вносится соответствующая запись.
3. Для государственной регистрации актов гражданского состояния подаются документы, подтверждающие факты, подлежащие государственной регистрации, а также паспорт или паспортный документ заявителя.
Лица, не достигшие шестнадцати лет, предъявляют свидетельство о рождении и справку с места жительства. Лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста, но не получившие документ, удостоверяющий личность, предъявляют свидетельство о рождении и справку с места жительства при условии, если со дня достижения указанного возраста прошло менее одного месяца.
4. В государственной регистрации актов гражданского состояния может быть отказано, если государственная регистрация противоречит требованиям действующего законодательства Луганской Народной Республики; государственная регистрация должна проводиться в другом территориальном отделе; при обращении недееспособного лица или лица, не имеющего необходимых для этого полномочий.
Территориальный отдел по просьбе лица, которому отказано в государственной регистрации актов гражданского состояния в связи с наличием одного из оснований, указанных в абзаце первом настоящего пункта, должен изложить причину такого отказа в письменной форме.
Отказ в государственной регистрации актов гражданского состояния может быть обжалован заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти, в компетенцию которого входит организация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния, или в суд.
5. Если в запись акта гражданского состояния вносятся изменения или другие отметки (о расторжении брака, об усыновлении (удочерении), установлении отцовства, о перемене имени в случаях, установленных законом, о лишении или восстановлении родительских прав и т.п.), то на лицевой стороне записи акта указываются основания их внесения: запись акта, решение суда, решение исполнительного комитета сельских, поселковых, городских (кроме городов республиканского значения) советов о присвоении или изменении фамилии или собственного имени малолетнему ребенку, заключение территориального отдела или другой документ, который является основанием для внесения изменений. Запись о внесенных в запись актов гражданского состояния изменениях заверяется подписью работника и печатью территориального отдела.
6. Документы, составленные на иностранном языке, иностранных граждан и лиц без гражданства, выданные компетентными органами иностранных государств, предъявленные для государственной регистрации актов гражданского состояния должны быть легализованы, если иное не предусмотрено международным договором и действующим законодательством Луганской Народной Республики и переведены на государственный язык Луганской Народной Республики. Верность перевода должна быть нотариально удостоверена.
7. При исчислении сроков, определенных законодательством, необходимо руководствоваться следующими правилами:
срок, определенный годами, истекает в соответствующий месяц и число последнего года срока;
срок, определенный месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока. Если окончание срока, определенного месяцем, приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, срок истекает в последний день этого месяца.
Если последний день срока приходится на выходной, праздничный или другой нерабочий день, днем окончания срока является первый за ним рабочий день. Течение срока начинается со следующего дня после соответствующей календарной даты или наступления события, с которым связано его начало.
8. Начальник территориального отдела не имеет права проводить государственную регистрацию актов гражданского состояния, а также вносить изменения, восстанавливать, аннулировать записи акта гражданского состояния в отношении себя, своего супруга, своих и родственников супруга (родителей, детей, внуков, деда, бабки, братьев, сестер). В этом случае государственная регистрация производится другим работником отдела или в другом территориальном отделе по согласованию с отделом департамента. О такой государственной регистрации в составленной записи акта гражданского состояния делается соответствующая отметка.
9. За нарушение требований законодательства в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния работники органов государственной регистрации актов гражданского состояния несут ответственность в порядке, установленном действующим законодательством Луганской Народной Республики.
Действия или бездействие работников органов государственной регистрации актов гражданского состояния могут быть обжалованы в соответствии с действующим законодательством Луганской Народной Республики.
10. За государственную регистрацию актов гражданского состояния, повторную выдачу свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния, свидетельств, выдаваемых в связи с изменением и восстановлением записей актов гражданского состояния, взимается государственная пошлина в размерах и порядке, определенных действующим законодательством Луганской Народной Республики.
11. Территориальные отделы могут предоставлять платные услуги, перечень которых установлен Указом Главы Луганской Народной Республики. Порядок предоставления платных услуг утверждается Министерством юстиции Луганской Народной Республики.
12. На все виды записей актов гражданского состояния территориальные отделы ведут алфавитные книги.