Внутренняя политика России в первой половине XIX в. Основные этапы в развития общественного движения.
Главная цель внутренней политики царского правительства в начале XIX в. состояла в том, чтобы усилить Россию как великую державу, по праву занимавшую одно из ведущих мест среди европейских государств. Отождествляя Россию с самодержавием, императоры Александр I (1801-1825) и Николай I (1825-1855) стремились, с одной стороны, укрепить существующую экономическую и социально-политическую систему, а с другой - усовершенствовать ее в соответствии с потребностями времени. Поэтому в методах проведения внутренней политики некоторые нововведения сочетались с мероприятиями, консервировавшими прежнее социально-политическое устройство России. В целом же во внутренней политике первой половины XIX в. доминировала тенденция, направленная на сохранение абсолютизма, привилегированного положения дворянства и крепостного состояния крестьян, поддержку православной церкви, подавление инакомыслия и антиправительственных действий.
Важным рубежом во внутренней политике стал 1825 г., так как восстание декабристов привело к усилению ее реакционного характера.
Три проблемы: структура государственного управления, взаимоотношения помещиков и крестьян, система образования - занимали центральное место во внутренней политике первой половины XIX в. Решение первого вопроса правительство видело в углублении централизации административного аппарата, в создании кадров образованных, профессионально грамотных чиновников, преданных лично императору и материально зависящих от получаемого жалованья. При решении крестьянского вопроса главное состояло в том, чтобы снять социальную напряженность в деревне, ликвидировать возможность крестьянских выступлений. Для этого необходимо было уничтожить наиболее уродливые проявления крепостничества, тормозившие экономическое развитие страны, вызывавшие протест передовой общественности и позорившие Россию перед Западной Европой. О развитии образования правительство заботилось лишь постольку, поскольку это могло бы способствовать, во-первых, упрочению самодержавия и привилегированного положения дворянства, а, во-вторых, модернизации экономики, обеспечивающей обороноспособность страны и возможность проведения активной внешней политики.
Дискуссии при дворе и в обществе, принятие отдельных указов и проведение мероприятий по этим трем направлениям не изменили в первой половине XIX в. экономического и социально-политического строя России. Она осталась самодержавно-крепостнической страной, в которой власть опиралась на военно-полицейскую силу и на церковь, призывавшую подданных к беспрекословной покорности.
Отечественная война 1812 г. вызвала рост патриотизма и общественного самосознания. Одна часть дворянства мечтала о введении конституции, другая говорила, кроме того, о необходимости отмены крепостного права. В1816 г. возникает Союз спасения, в 1819 г. — Союз благоденствия, первые организации декабристов. Н. М. Муравьев написал «Конституцию», предполагавшую введение в России конституционной монархии и отмену крепостного права, П. И. Пестель — «Русскую правду» — введение революционной диктатуры на 10 лет и раздачу части помещичьей земли крестьянам. В 1822 г. декабристы объединяются в Северное и Южное общества. В 1825 г. они устроили восстание в Петербурге и на Украине, но из-за неорганизованности и нехватки сил оно было подавлено. Были казнены П. И. Пестель, К. Ф. Рылеев, С. И. Муравьев-Апостол, М. П. Бестужев-Рюмин и П. Г. Каховский. Пример декабристов оказал большое воздействие на общество, хотя их планы были утопичны.
При Николае I (1825-1855) министр просвещения С. С. Уваров сформулировал теорию официального народничества: православие —самодержавие — народность. Православие — духовная основа жизни русского общества, самодержавие—единственно возможный в России-политический строй, царь заботится о народе, народ же ему преданно служит.
Западники (П. Я. Чаадаев, Б. Н. Чичерин, Т. Н. Грановский) считали Россию частью Европы и призывали подражать ей, отменить крепостное право, ввести парламентский строй. Славянофилы (И.С. и К.С. Аксаковы, Ю. Ф. Самарин, А. С. Хомяков) полагали, что у России свой путь. Они также осуждали крепостничество, но были сторонниками общины и Земских соборов, а не парламента.
Революционные демократы (В. Г. Белинский, А. И. Герцен, М. В. Буташевич-Петрашевский) выступали за свержение самодержавия и переход к социализму через общину, минуя капитализм. Петра-шевский за попытку заговора против правительства был сослан на каторгу с соратниками.