КОНКРЕТИЗАЦИИ ВСЕ СТРАН – ОБЪЕДИНЯЙТЕСЬ. ОБОБЩЕНИЕ, РАЗДЕЛЕНИЕ И РАЗЛИЧЕНИЕ.

Сначала обязательно скажем, что процесс обобщения, встроенный в наш мозг, здорово нам помогает. Благодаря ему, человек, дотронувшись до раскаленной плиты, будет осторожен в дальнейшем со ВСЕМИ раскаленными плитами, а не только с той самой, конкретной, белого цвета в розовый горошек в квартире у будущей тещи.

Если бы наш мозг не обобщал, то нам пришлось бы обжигаться много раз, чтобы, наконец, сформировать достаточную базу опыта. Но даже после этого, встретив плиту ярко-синего цвета в зеленый горошек, которая до этого вам на пути не встречалась, вы бы опять не почувствовали опасности и… Или теща переклеила бы обои в кухне, оппочки, и снова картина маслом. Так можно и без рук остаться. Ну, надеюсь, вы поняли идею.

Можно было бы в очередной раз поумничать и сказать, что, мол, «любая палка о двух концах», но вы это и так знаете. В некоторых случаях процесс обобщения функционирует «неправильно», дает сбои. Например, став свидетелем драматичной встречи своего друга с тигром, человек начинает панически бояться всего полосатого, включая мамин свитер, зебру из мультфильма «Мадагаскар» и ни в чем не повинных пчел. Честно говоря, нас хлебом не корми, дай пообобщать. Вернее, это как-то само собой получается, без нашего непосредственного (сознательного) участия. Именно этот процесс лежит в основе таких убеждений как «все мужчины – сволочи/козлы» или «блондинки – дуры», «все мужчины хотят только секса, побольше и можно без хлеба» или «я ни на что не способен и ни на что не годен». Подобные ограничивающие убеждения мешают нам жить радостно и гармонично. Получив какой-то негативный опыт, человек может обобщить его, и тогда мир становится невыносимым.

Предельное обобщение легко «узнать в лицо» по так называемым «кванторам общности». Под этим умным словосочетанием прячутся вполне нормальные и простые слова, такие как «все», «никто», «всегда» и «никогда». Неудача в отношениях может привести к убеждению – «все мужчины – сволочи». И так как наши убеждения обладают свойством «самоисполняющегося пророчества», то именно «сволочи» и «козлы» будут в дальнейшем попадаться на пути этой девушке. Но это так только кажется. Потому что на самом деле, девушка сама будет их безошибочно выбирать из множества вариантов. Чтобы затем сказать – «ну вот, я так и знала!». А «хороших» мужчин она будет не замечать в упор или они ей будут не симпатичны.

Можно даже немного поспорить, полезно ли позитивное убеждение с квантором общности. Например, «мне всегда везёт» или «ничто не может остановить меня на пути к цели». Но мы всегда (ой!) можем оставить решение (полезно или нет, использовать или не использовать) на ваше усмотрение. Но чтобы сделать это – необходимо уметь замечать свои обобщения, осознавать их, и, при необходимости (мягко и с любовью) производить операцию конкретизации. Как говорится, мухи в одну сторону, а котлеты – в другую.

ОТ ЛЮБВИ ДО НЕНАВИСТИ – ОДИН ШАГ

Есть такой забавный и простой психологический тест на наличие «любви» или «ненависти». Экспериментатор с помощью секундомера измеряет, сколько времени понадобится «подопытному», чтобы ответить на простой вопрос – «какие достоинства есть, на ваш взгляд, у Х», где Х – кто-то из близких испытуемого (жена/муж, невеста/жених, теща/мама). Если клиент думает слишком долго, диагноз очевиден. Но можно его проверить и зайти с другой стороны, задав противоположный вопрос – про недостатки. И тут, скорее всего, паузы не будет. Поток недостатков польется сразу, и его будет сложно остановить.

Биохимическая «любовь», кстати, формируется с помощью процесса обобщения, когда объект любви становится «ангелом во плоти», состоящим сугубо и целиком ТОЛЬКО из прекрасных качеств. И что характерно, когда любовная пелена с глаз спадает (а это обязательно случится, чуть раньше или чуть позже), происходит обратный процесс. Ангел как-то сразу и вдруг становится падшим, и нет у него никаких достоинств, только сплошные недостатки.

«ДАВАЙ, ДАВАЙ УЧИТЬСЯ!»

Мы часто объединяем вместе вещи, которые объединять НЕ полезно. В школе, например, кому-то нравится математика и физика, а кому-то литература, кому-то история, а кто-то кайфует только на уроках труда или физкультуры. Вроде бы естественная профессиональная ориентация. Но случаются и ошибки. По очень простой причине. У ребенка происходит объединение школьного предмета с учителем, который этот предмет преподает. Если учитель нравится, то и его предмет тоже. И кажется, порой, что вот оно - мое призвание. Бывает и наоборот. Учитель бесит, относится предвзято, и математика становится столь же ненавистной, ставя крест на будущей нобелевской премии.

Эрудированный читатель возразит, что, нобелевской премии по математике не существует. Это действительно так. Но это хороший повод продемонстрировать тот неутешительный факт, что обобщению подвержены не только обычные школьники, но и умудренные опытом знаменитости. ВСЕ математики страдают только из-за того, что любовником жены Нобеля оказался математик по профессии. Какой-то КОНКРЕТНЫЙ математик. А страдают ВСЕ. Причем, сам Нобель давно умер, так же, наверное, как и любовник его жены. А обобщение живет и здравствует.

МАНИПУЛЯЦИИ, ПОСТРОЕННЫЕ НА ОБОБЩЕНИИ

Мы уже выяснили, обобщение - это сугубо подсознательный процесс (о котором мы чаще всего даже не подозреваем). Поэтому его охотно и активно используют для манипуляций. Самый простой пример – это техника «нескольких да». Если вы согласились с кем-то несколько раз подряд, то, скорее всего, согласитесь снова. Как вы уже догадались, на это место ставят то, с чем вы не согласились бы в обычных условиях.

Этот принцип активно используется в современном гипнозе. «Вы сидите на стуле (да), вы слышите мой голос (да), вы можете почувствовать, как воздух входит и выходит через нос (да, могу), и вы расслабляетесь еще больше (с чего бы это, но – да)».

На принципе обобщения построена реклама. Если соединить то, что вам нравится, то, чему вы доверяете, с каким-то конкретным товаром, то, скорее всего, вам захочется купить это и как можно скорее. Какой мужчина откажется от туалетной воды, запах которой привлекает кучу сексуальных девушек? Если олимпийский чемпион что-то рекламирует, то это совсем другое дело (хотя, скорее всего, это просто деньги). Полуголые привлекательные девушки (причем при рекламе товаров, как для мужчин, так и для женщин), всевозможные знаменитости, «эксперты и институты», животные и дети. Вот, собственно, и всё (ой!). Ну ладно, ПОЧТИ всё.

НАМЕРЕНИЕ И ПОВЕДЕНИЕ, ПОВЕДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТ

Это очень крутая КОНКРЕТИЗАЦИЯ. Вы даже не представляете себе, насколько она крутая и глубокая и к какой трансформации может привести. Мы всего лишь разделяем «намерение» и «поведение», и картина мира кардинально меняется. Например, кто-то критикует то, что мы делаем. Нам это, естественно, неприятно (мягко говоря). И мы автоматически реагируем на это в меру нашей испорченности и глубинных склонностей, от мата, ненависти и кулаков до мягкого избегания. Нам кажется, что этот человек плохой в принципе или плохо к нам относится. Но если мы отделим поведение (критика) от ВОЗМОЖНОГО позитивного намерения (забота, защита), то картина маслом меняется. Тогда этот критик защищает нас от проблем в будущем с помощью того, что находит недостатки и слабые места в том, что мы делаем. Или в нас самих. Значит, этот человек хочет (намерение) нам помочь (даже если сам не знает об этом), просто делает это не самым приятным для нас способом.

Давайте к месту вспомним про наш любимый «контекст», который уже успели основательно подзабыть. Есть люди, которые искренне считают, что следует поддерживать у себя только положительное отношение к реальности. Искать только хорошее, петь песни, где нет плохих слов («солнечные барды»), в упор не замечать плохого или замечать, но не показывать вида. И тогда мир, якобы, согласно вселенским законам преобразится и станет прекрасным. Естественно, что критиковать в этой картине мира ни в коем случае нельзя. Следует искать в окружающем ТОЛЬКО хорошее, а в людях ТОЛЬКО достоинства. Представьте, что такой человек готовит к вылету самолет. Он по традиции находит в нем много хорошего и по той же самой традиции не замечает недостатков, из-за которых этот самолет терпит крушение и гибнет много людей. Вот такой вот опасный оптимизм (в определенном контексте).

Безусловно, критика – это довольно травмирующий и неприятный способ заботы. Но мы, как истинные мастера в деле конкретизации, можем уже сделать следующий шаг. Априори есть МНОЖЕСТВО вариантов, как можно достичь одной и той же цели. Стратегически это связано с бесконечным многообразием мира, а тактически с нашей способностью конкретизировать и разделять. Повлиять на другого человека не просто, да зачастую и не нужно. А вот с собой мы можем экспериментировать, сколько душе угодно.

Критика критике – рознь. И здесь опять очень важно разделять. В этот раз уже логические уровни. Нам не нравится поведение человека, но своё недовольство мы часто переносим на его личность. Вместо того чтобы сообщить ему, что нам неприятно то, что он трогает без разрешения наши вещи, мы говорим ему, что он – «урод» или «козел». Во-первых, это бесполезно, так как человек не понял, что он делает не так, а значит, не сможет изменить свое поведение (даже если захочет). Во-вторых, мы, скорее всего, получим конфликт, холодный или горячий, так как реакция на удар по самому глубокому уровню идентичности человека будет серьезной. Поставьте себя на его место (если сможете). Или вам вдруг неожиданно говорят с ненавистью, что вы «козел» (или «овца»), непонятно за что. Или мягко – «мне неприятно, что вы трогаете мои вещи без разрешения». Тоже, конечно, неприятно, но разница есть и существенная.

ПЛАН ИЛИ ПЕРЕХВАТ

Когда происходит что-то так, как ты и предсказывал, то зачастую возникает вопрос – я это почувствовал или сформировал эту реальность своим мыслями? Когда мы анализируем внешние события, которыми кто-то управляет, то можем задать себе точно такой же вопрос – они изначально спланировали такой сценарий или использовали возникшие обстоятельства? Но скажите мне на милость, какая разница? Гораздо важнее разделить этот процесс на котлеты и мух.

Украинцам не нравился Янукович. Не нравился по делу. Потому что использовал служебное положение для обогащения своей семьи (через бизнес своего сына – «уникального стоматолога», которому вдруг неожиданно «поперло», как только папа стал президентом). Плохой Янукович? Да. Кто его выбрал? Пока оставим за скобками. В рамках нашей темы отметим, как грамотно было использовано это недовольство для государственного переворота внешними силами. И в данном случае довольно просто отделить котлеты от мух. С помощью нескольких сравнений. Ющенко не нравился? Да. Но ведь не было государственного переворота. Спокойно слили его на выборах. Значит, государственный переворот – это не что-то обязательное в случае недовольства? Не нравился Янукович? Да. Почему же «герои» майдана были «доведены до отчаяния» ТОЧНО после отказа подписать кабальное для Украины соглашение об ассоциации с Евросоюзом? Даже не отказа, а всего лишь временной отсрочки «на подумать». Он ведь и ДО этого не нравился. Может быть, все-таки недовольство своим президентом и государственный переворот – это вещи, НЕ связанные между собой? А для сомневающихся время припасло еще могучую кучку аргументов. Одного горе-олигарха сместили, а что же другие, которые, кстати, и финансировали это самое смещение? А другие вознеслись (предсказуемо, иначе, зачем им было вкладывать свои деньги), даже губернаторами стали, а кое-кто и президентом. Получается, что вы считаете одних олигархов лучше других? Ну, право же, есть ведь хорошие олигархи, а есть – плохие. Не случайно ведь придумали это слово – «майдауны». И как же, наверное, приятно лизать американскую сапоги! Убивать, сжигать заживо, а потом ухмыляться. А еще сидеть тихо, бояться и ненавидеть других, чтобы, не дай Бог, не спросить у себя – а кто я после этого?

Любая революция, включая «оранжевую», тщательно готовится внешними силами. Готовится долго, на нескольких логических уровнях, от обучения боевиков до формирования определенного мировоззрения у масс. Естественно, большие деньги вкладываются не просто так, а для каких-то важных (для этих внешних сил) целей. Но затем нужен повод. Каким бы тупым и глупым он ни был. И, главное, каким бы ОЧЕВИДНЫМ и шитым белыми нитками. Кукловоды дергают за ниточки, не особенно скрываясь. И мы можем задать себе этот страшный вопрос – если нам ДОСТАТОЧНО тупого повода, то КТО мы после этого?

«ПРИНЦИП ПИТЕРА»

Порой мы скидываем в одну кучу совершенно разные вещи. Мы совершенно уверены, что научить нас зарабатывать много денег может ТОЛЬКО тот, кто САМ зарабатывает много денег. Так ведь? Есть даже грустное выражение по этому поводу – «сапожник без сапог». Это когда массажист с искривленным позвоночником, эндокринолог с третьей стадией ожирения, духовный учитель, стремящийся «заработать миллион» и тренер по прыжкам в воду, который сам не умеет плавать.

Мы вряд ли согласимся тратить свои деньги на преподавателя йоги, который не может сесть в лотос, завернуться в узел и ест мясо. Шарлатан! То ли дело вон тот, который поражает воображение своей гибкостью, силой и «духовностью». И это (не обязательно, конечно) может закончиться для вас весьма плачевно.

Потому что «хорошо играть в футбол» и «хорошо учить играть в футбол» - это СОВЕРШЕННО разные вещи. Эмпирические американцы тонко подметили эту особенность, которая приводит к серьезным последствиям, как для экономики страны, так и для психического здоровья человека. «Принцип Питера» гласит - «в иерархической системе любой работник поднимается до уровня своей некомпетентности». И, что характерно, там и остается.

Если командир взвода проявляет себя с лучшей стороны, ему присваивают внеочередное звание, и он становится командиром роты. Если и тут отличился, то принимает командование батальоном. Если повезет, то и полком. Наиболее способных отправляют учиться в Академию. Не понимая, что «руководство подразделением» и «работа в генеральном штабе» – это СОВЕРШЕННО разные вещи. И получается, что в генеральный штаб приходят отличные командиры, но бездарные тактики и стратеги. А люди, которые по своим способностям могли бы стать прекрасными штабистами, не могут подняться по карьерной лестнице, так как совершенно не умеют руководить людьми, не могут эффективно командовать. Значит они «провалятся» уже на стадии командира взвода, и если им повезет, уйдут «с позором» на «гражданку».

КАК НЕ ВЫЛИТЬ С ВОДОЙ И МЛАДЕНЦА

Нам свойственно обобщать. Иногда это нам помогает, иногда с точностью до наоборот. В ЛЮБОМ случае, мы можем найти что-то полезное в ЛЮБОМ процессе или явлении, какими бы ужасными или простыми они нам ни казались. Мир многообразен. Каждый человек – это целая вселенная. Но мы часто, например, объединяем наше отношение к какому-то человеку и его профессиональные качества. Он отличный специалист и мастер своего дела, но нам глубоко не симпатичен. И это УЖЕ шаг вперед, так как вы смогли ЗАМЕТИТЬ это. Обычно, люди не осознают свои обобщения, нам кажется, что так оно и должно быть. Если человек нам нравится, то мы склонны доверять всему, что он говорит, обещает и делает. Если же нас кто-то бесит, то мы по той же схеме отрицаем и обесцениваем все его проявления. И это тоже не то чтобы совсем не правильно, а, скорее, НЕ полезно.

Если нам не нравится, например, что Николай Стариков, мягко говоря, «неровно дышит» к РПЦ (Российская православная церковь) и отличается склонностью к популизму в своей общественной и политической деятельности, мы можем, в принципе, от него отвернуться и плеваться при каждом упоминании его имени. И тем самым «вылить вместе с водой» множество ценных мыслей и интересных метафор. Именно Николай Стариков в своих книгах, наконец-то, «вывел на чистую воду» англо-саксов. Именно он вносит свой посильный вклад в священном деле возвращения ЛОГИКИ в историческую науку. И что самое главное, именно он говорит и пишет ПОНЯТНЫМ языком. И почему мы не можем ОДНОВРЕМЕННО что-то принимать в нем, а что-то нет? Кстати, разделение веры и религии тоже «из этой же оперы».

Последнее время модно гордиться тем, что у тебя дома нет телевизора. Это считается особой доблестью, чуть ли не «без пяти минут просветлением». Действительно, значительная часть того, что показывают по «зомбо-ящику», очень полезно для здоровья не смотреть. Но есть ведь и ДРУГОЕ. Хорошие документальные фильмы, КВН, познавательные передачи, иногда даже правдивые новости. И если взглянуть на это с этой точки зрения, то тогда «просветление» становится похожим на известное поведение страуса в случае опасности.

Бесят рекламные паузы? Неудобное время? Вспоминаем про то, что к цели ведет множество путей. Есть возможность скачать из интернета. Нет интернета? Записать на видеомагнитофон. Интересно, что кому-то уже дискомфортно смотреть что-то без рекламных пауз, во время которых можно целоваться, сходить в туалет, принести чай.

Да, мой муж, разбрасывает носки где попало, но зато он заботливый и добрый. На месте любовника моей жены мог оказаться кто угодно другой, сантехник или президент, поэтому мстить всем математикам не очень разумно. Среди них есть вполне порядочные люди. Если у меня не получилось один раз, это не значит, что не получится теперь никогда. Если ты не нравишься конкретно Васе и Пете, то это вовсе не значит, что ты не нравишься никому.

В любом явлении мы можем найти что-то полезное. И мы имеем полное право, что-то принимать, а что-то нет. Мы всегда можем найти (если будет такое желание), за что можно любить какого-то конкретного человека. КАЖДЫЙ встречный может стать (если будет такое желание) нашим учителем или тренером. Мы можем учиться ДАЖЕ у того, кто сам противоречит тому, чему учит. Почему бы и нет? И в этой связи одна из моих любимых притч о «Царе обезьян» (в изложении Ошо), которая, конечно же, НЕ ТОЛЬКО об этом.

Как-то раз князь Ву приплыл в лодке к Обезьяньей горе. Как только обезьяны его увидели, они все в панике разбежались и спрятались в кронах деревьев. Осталась только одна обезьяна, которая совершенно не обращала внимания на него и раскачивалась с ветки на ветку, словно выставляя себя напоказ. Князь пустил в неё стрелу, но обезьяна схватила её на лету. В ответ на это князь отдал приказ своим приближённым всем вместе выстрелить в неё. Тут же в обезьяну полетела туча стрел, и она свалилась мёртвой. Тогда князь обернулся к своему товарищу Йен-Буй: — Ты видишь, что случилось? Это животное рекламировало свой ум. Оно верило в своё мастерство. Оно думало, что никто его не коснётся. Помни об этом! Не старайся показывать все свои лучшие качества, когда имеешь дело с людьми! Когда они вернулись домой, Йен-Буй стал его учеником и работал день и ночь, чтобы избавиться от всего, что делает его выдающимся. Он научился прятать любую способность. Вскоре никто в целом царстве не знал ни что с ним делать, ни как им управлять.

НАОБОРОТ

Надеюсь, что вам уже не кажется, что конкретизировать всегда хорошо, а обобщать всегда плохо. Но вместо того чтобы приводить многочисленные контр-примеры, мы неожиданно для самих себя перескочим на пару-другую логических уровней вверх и порассуждаем о материях, не побоюсь этого слова, философского характера.

Основная метафора (образное представление) нашей мысли – фигуры на плато Наска. Оказалось, что огромные рисунки видно ТОЛЬКО с высоты «птичьего полета» (впервые их обнаружили с самолета). Можно сколько угодно ходить по земле в этом месте, изучать холмы, линии, почву, но увидеть фигуры «паука» или «астронавта» с земли невозможно (они для этого слишком большие). Вряд ли вы знаете о том, что самая большая подобная фигура (лося) обнаружена на Южном Урале, в районе озера Зюраткуль.

Но вместо того чтобы вслед за другими порассуждать, с умным видом и томно закатив глаза, о том, кто их сделал и для чего, мы посмотрим на это с другой стороны. Эти фигуры очень точно отражают положение дел в современной науке. Стремительный рост информации в геометрической прогрессии привел к специализации. Точно так же, как когда-то в экономической сфере появилось «разделение труда».

В средние века в университетах факультетов вообще не было, студенты осваивали ВСЁ. Затем появилось первое разделение – гуманитарное и естественнонаучное направления. Которые, в свою очередь, разделились на дисциплины, а затем и на многочисленные специализации. В итоге историк, например, тратит всю свою сознательную жизнь на изучение какой-то крайне УЗКОЙ темы, например, «сельское хозяйство какой-то российской губернии в 30-е годы 19 века». И то ли еще будет - процесс специализации не то чтобы не останавливается, а только ускоряется.

Уже очень давно в современной науке за деревьями не видно леса. В той же самой истории (это из личного опыта), любого, кто пытается хоть что-то систематизировать или обобщить, немедленно называют каким-нибудь плохим словом (например, «спекулянтом») и подвергают остракизму за «ненаучный» подход. В связи с этим происходит естественная селекция, и в исторической науке логика отсутствует «как класс». Усугубляет положение еще и то, что система построена таким образом, что для начального освоения какой-либо дисциплины требуется НЕСКОЛЬКО ЛЕТ. То есть, «честно» вы сможете получить два-три высших образования. Ну, или четыре, если вы долгожитель и у вас нет финансовых проблем (но в этом случае «высшие образования», обычно, проще купить).

Общаясь с профессионалом из ЛЮБОЙ научной сферы, вы очень быстро понимаете, что вы ни хрена не понимаете. И дело тут не в ваших умственных способностях, а в «профессиональном» языке, на освоение которого тратится очень много времени. ЛЮБУЮ науку, любую идею можно объяснить простыми и понятными словами. Но тогда теряется ваша незаменимость как профессионала. Когда экономист или врач начинает говорить, то ничего не понятно, и создается стойкое ощущение, что он понимает и знает что-то очень важное, а ты – нет. И тебе не остается ничего другого, как платить ему деньги и «доверять свое здоровье профессионалу». Если же «перевести» то, что он говорит на обычный понятный язык (что довольно не просто), то чаще всего выясняется, что сложного тут ничего нет, а зачастую и то, что он сам мало что понимает, скрывая это за «умными и непонятными словами». Иногда ученые с особым чувством собственной важности (например, отцы-основатели «Концепции общественной безопасности») прямо и открыто говорят, что можно, конечно, было бы сказать проще, но нельзя. И не объясняют почему.

Способность человека осваивать все нарастающий объем информации в той или иной области знаний подходит к своему естественному пределу. Поэтому наиболее продвинутые ученые, которые способны видеть чуть дальше своего собственного носа, всё чаще предлагают принципиально изменить ПОДХОД к процессу образования. Вместо того чтобы запоминать мириады фактов, гораздо эффективнее изучать ОСНОВНЫЕ принципы, которые являются общими для множества дисциплин. И тогда, может быть, за молекулярными и атомарными структурами почвы, вдруг откроются величественные фигуры плато Наска или южноуральский лось.

То ли случайно, то ли так и было кем-то задумано, но заработать на хлеб с маслом интеграционным (объединяющим) мышлением практически невозможно. «Мастерство» и «профессионализм» - это следствие глубокого освоения узкой части нашей реальности. Всё остальное – «поверхностное», и это действительно так, учитывая существующую систему образования и «птичьи» языки. К тому же никто не будет тебе платить, если ты можешь рассказать о чем-то просто и доходчиво. Зачем, если я и сам теперь это понимаю? Но настоящие революции в какой-то области знания происходят сегодня, зачастую, именно тогда, когда специалисты из одной научной дисциплины приходят (как правило, вынужденно) в другую. Яркий пример – математики Фоменко и Носовский, которые, наконец-то, смогли посмотреть на историю «глазами логики» и то, что из этого получилось, иначе, как революцией назвать сложно.

РАЗДЕЛЯЙ И ВЛАСТВУЙ

Этот известный с древних времен принцип работает до сих пор. Есть в этом деле и свои мастера. Те, кто предпочитает управлять скрытно и незаметно. Это настоящее искусство. Создать противоречия и затем играть на них в своих интересах.

Перед тем как уйти из Индии, которая долго была «жемчужиной» английской империи, англичане ПОДЕЛИЛИ её на две части. Но не просто поделили, а по религиозному признаку. В Индии остались индусы, а в Пакистане стали жить мусульмане. Но «великое переселение», в результате которого поменяли место жительства миллионы людей, не стало единственным следствием этого расчленения «по живому». Главный враг Индии теперь Пакистан. Главный враг Пакистана теперь Индия. И, что характерно, у обоих есть ядерное оружие. Картина маслом.

Этот классический пример далеко не единственный. И не надо за этими примерами далеко ходить. Не так давно, в 2011 году, англо-саксы разделили Судан, чтобы «спутать карты» китайцам, которые вели освоение Африки, в основном, через эту страну. К сожалению, мы лишены такой возможности, наблюдать за геополитическими баталиями со стороны и учиться на чужих ошибках. Мы в полной мере ощутили это на собственной шкуре, когда вследствие предательства (ДАЛЕКО НЕ ТОЛЬКО Горбачева, как нам активно пытаются внушить) мы проиграли войну в 1991 году. Распад Советского Союза был очень важным, но не последним пунктом в плане наших лютых геополитических «друзей». Через 10 лет грабежа, геноцида и уничтожения планировался следующий (логичный) шаг – разделение России на несколько удельных княжеств. О том, что наша элита была в курсе, была ни капельки не против, а даже обеими руками «за», говорит тот факт, что губернатор Свердловской области Эдуард Россель так хотел стать первым Президентом Уральской республики, что несколько поторопил события и напечатал «уральские франки» заранее. Но, как говорится, ПУТИ Господни неисповедимы – появился ПУТИ-Н, который оттащил Россию от пропасти и поднял с колен (ну ладно, уберем излишний пафос - пока только приподнял).

Как мы говорили чуть ранее, серьезные проекты готовятся долго и тщательно. Основание для распада СССР было заложено в далекие 20-е годы 20-го же века, когда стоящие за спиной Владимира Ильича Ленина улыбчивые англо-саксы настояли на федеративном устройстве нового государства. Сталин был, кстати, против. Об этом сейчас часто говорят. Гораздо реже почему-то обсуждают устройство современной России, в которой так же куча республик и автономий. Что характерно, США имеет ТОЧНО ТАКОЕ же федеративное устройство, которое развалится при первых же серьезных проблемах. Поэтому правильно называть их – Соединенные ГОСУДАРСТВА Америки (а не штаты). Это к вопросу о том, кто НА САМОМ ДЕЛЕ управляет миром. И если вы подумали, что это Европа, то имейте ввиду, что там долгие годы КОМПАКТНО селили в крупных мегаполисах выходцев из Африки и Азии, следуя стратегии так называемого «мультикультурализма». И теперь Европа словно сидит на пороховой бочке. С бледным от ужаса лицом. Потому что обрюзгшим старым европейцам, которые разучились не только работать, но и воевать, противостоят молодые и голодные «варвары». Осталось только поднести спичку…

Если мы знаем, что принцип «разделяй и властвуй» активно используется нашими «геополитическими противниками», мы можем с высокой долей вероятности определять их «волосатую руку» в том или ином мутном потоке. Казалось бы, процесс возвращения к своим корням – дело хорошее и богоугодное. Особенно, если это настоящие корни, а не фальшивые. И мы можем простить «ведрусам» даже полное непонимание контекста (ну, и в принципе некоторую неадекватность реальности). Но когда мы узнаем, СКОЛЬКО течений УЖЕ есть в этом потоке, который и так-то не многочисленный, когда мы узнаем, как они друг к другу относятся и по каким поводам поносят друг друга почем зря, то вывод напрашивается сам собой.

ОБОБЩАЕМ: ВСЕ СМЕШАЛОСЬ В ДОМЕ ОБЛОНСКИХ

Всё было бы очень просто, если бы не было так сложно. Всё было бы очень сложно, если бы не было так просто. То плохо обобщать, то плохо разделять. Запутали совсем и безнадежно. Что же делать? Как правильно? Где добро и где зло? Если вы и правда все еще задаете себе такие вопросы, значит, что-то не так в этой книге. Или одного раза недостаточно. Потому что ответ очень простой – иногда ПОЛЕЗНО обобщать, иногда – разделять. Заметьте, что значения слов «правильно» и «полезно» могут отличаться. И так как термин «разделяй» имеет подспудный негативный подтекст, то мы можем легко ввести другой – например, «различение». И это, как вы догадались, опять про этот вездесущий и загадочный контекст.

В научных изысканиях и когда больно полезно диссоциироваться (отделяться от своего тела, чувств и эмоций), во время приятного общения или секса лучше ассоциироваться (чувствовать, ощущать, радоваться). Искать практически на ощупь свои корни – это крайне полезно, но думать, что ты стал «ведрусом» только потому, что носишь особую рубашку, не бреешь нигде волосы на теле и обзываешь всех остальных «рептилоидами», по меньшей мере, странно. В общении с близкими людьми крайне полезно акцентировать свое внимание на чем-то положительном и приятном, но так же полезно обращать внимание и на проблемы. Если болит зуб, то можно просто снять боль, но проблема от этого не исчезнет. В общем, короче говоря, и то, и другое – полезно. И то, и другое – может не приносить никакой пользы, а наоборот. Глупо ругать свою руку, которая бьет тебя по лицу.

Наши рекомендации