Прелюдия к прелюдии: самая печальная на свете, печальней даже, чем повесть о ромео и джульетте

«Мы сдохнем, но не умрем!»

(«Уральские пельмени»)

Можно ли «выжать» что-то положительное из «смертельной болезни»? Ну, кроме, традиционного «привлечения внимания» окружающих. Казалось бы, нет. Но это только на первый взгляд. Для писателя это, во-первых, отличная ОТГОВОРКА по Фрейду. Мол, да, могло быть гораздо лучше, могло быть значительно интереснее. Но главное было успеть, завершить гештальт, «пока пальцы еще могли печатать, сердце – чувствовать, а голова – думать» (писатель ведь должен стараться говорить романтично, даже если это у него не получается). Во-вторых, это придает вполне понятную в данной ситуации «смелость». И даже к Гудвину за ней ходить не надо. Согласитесь, что когда ты в двух шагах от смерти, поводов для страха становится значительно меньше. Есть еще и в-третьих, и в-четвертых, и, даже, в-пятых. Ты уже не особенно переживаешь, станет книга бестселлером или нет. Принесет ли она какие-то финансовые дивиденды или станет очередным памятником «вынужденному бескорыстию». И даже вопрос – «нужна ли она вообще людям?» терзает не так сильно. В контексте «смертельной болезни» многое теряет свою важность, но многое другое приобретает.

Можно, с определенной долей уверенности сказать, что эта книга – про КОНТЕКСТ. Даже в тех случаях, когда он не упоминается всуе. Кроме «смертельной болезни», хорошим контекстом является, например, «предназначение». Если кто-то искренне верит, что он «ученый» по призванию, то ему придется быть ЧЕСТНЫМ и БЕСКОРЫСТНЫМ. А это очень редкие гости в нашем современном мире. Так что вам, друзья, несказанно повезло. Но это, конечно же, не исключает того, что автор может ошибаться. Ведь, как известно, людям это свойственно делать (Errare humanum est). А автор, скорее человек, чем не человек, хотя, опять же, всё зависит от контекста, который в данном конкретном случае носит имя – «определение». И, кроме того, когда вы уже совсем привыкните к старательно декларируемому «бескорыстию», вас ждет сюрприз в одном из многочисленных постскриптумов (как звучит!) в форме «кружки для подаяния» (но не переживайте, это на сугубо добровольных началах).

Изначально, это вступление планировалось сделать самым коротким в мире. Но глядя на пустую страницу под названием главы, пришлось с некоторой горечью признать, что чего-то недостаёт пока что для ТАКОГО шага. Каких-то особенных качеств или ценностей. Пришлось делать самым печальным на свете. Так проще. Главное ведь, чтобы было «самым – самым», а остальное – приложится (а не «купим», как многие подумали).

Любая книга – это отражение мировоззрения автора, его особенностей, убеждений, ценностей, его «картины мира». Впрочем, как и любое другое художественное произведение. Кто-то любит «лить воду», но красиво, как Лев Николаевич, кто-то предпочитает «высокую концентрацию» мысли на один квадратный сантиметр текста. Кто-то тешит свою важность умными словами, соединенными в сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, в которых обычному нормальному человеку понятны только союзы и междометия. А кто-то искренне верит, что «чем проще, тем лучше» и что к смыслу сложность никакого отношения не имеет, а даже наоборот. Но при этом можно не особенно-то и «разжевывать» и не «кормить из ложечки» (за папу и за маму). Так что приготовьтесь – кое-где придется подумать (с).

Вообще, основная задача этой книги – весьма неблагодарная. Можно сказать, что мы старательно так плывем против течения. Пока весь сумасшедший мир очень эмоционально катится в пропасть, мы призываем включить мозг и сделать своеобразную «прививку от хомячка». Очевидно, что в человеческом сообществе сегодня наблюдается устойчивая тенденция к дебилизации населения и это, как говорил один в меру упитанный медвежонок, неспроста. И с каждым днем очнуться от «потребительского сна» становится всё сложнее. И всё бы ничего, но от этого может зависеть не только наша с вами жизнь, но и всего человечества в целом. Как бы пафосно это ни звучало.

Особенности «эпохи Водолея» в том, что факты остаются фактами, многочисленные идеи борются с другими многочисленными идеями, информационного мусора так много, что очень сложно обнаружить в нем что-то ценное, а то, что можно было бы объяснить просто, объясняется сложно. И всё это, до кучи, щедро приправлено ложью, которой этот мир пропитан до костей уже очень давно. Именно поэтому мы стремимся сделать всё с точностью до наоборот – систематизировать, создать общую картину, примирить различные идеи на более высоком логическом уровне, «перевести» кое-что на обычный русский язык, отделить зерна от плевел и не выплескивать при этом вместе с водой младенца. Всего-то лишь. И для этого используются все доступные средства. За идеи, теории, образы и информацию мы обязательно поблагодарим авторов в самом конце (в первом из многочисленных постскриптумов). Но и СВОИХ идей, теорий и концепций тут тоже предостаточно. Как бы пафосно это ни звучало.

Но в любом случае удачи вам, даже если вы не прочитали ни строчки (и поэтому не знаете, что мы пожелали вам удачи). Всё равно – удачи…

ХУИЗ ХОМЯЧКИ?

Хомячки бывают разные. Черные, белые и красные. Причем, как в прямом, так и в переносном смысле. К сожалению, это НЕ только те, кто только «жрет, срет и трахается» (простите за наш «плохой французский» и легкую тавтологию). Это не только те, кому надо только «хлеба и зрелищ», причем, желательно побольше и лучше без закуски. Среди них есть весьма умные, образованные, всецело интеллигентные и очень уважаемые персоны. Можно даже сказать – эрудиты с большой буквы, профессионалы и мастера своего дела. Хотя полно и тех, кто только ЖСТ. Хомячки могут быть очень забавными и милыми, а могут быть агрессивными или, наоборот, пугливыми («хомячки – питты» и «хомячки-ваты»; эта шутка не пройдет, если вы, хотя бы поверхностно не знаете Аюрведу). Они распространены по всему земному шару, включая «цивилизованные» США и Европу. Они – разные. Но есть то, что всех их объединяет. Иначе не было бы такой категории (это уже формальная логика). Хомячки не умеют или не хотят думать. Они, то ли не любят, то ли уже не могут размышлять, анализировать, критично воспринимать поступающую извне информацию. Задавать вопросы – «зачем?» и «почему?» не принято и является общепризнанным признаком занудства.

Американцы – «хомячки – дутыши». Им сказали, что они – «сверхлюди». И они поверили. И их можно понять. Кто от такого откажется? Надулись от важности и поглядывают на всех свысока. Есть хомячки, которые безоговорочно верят всему, что говорят по телевизору, пишут в социальных сетях или глянцевых журналах. Есть и те, кто искренне считает, что Наполеон – это торт, а Ганнибал – людоед.

Производство хомячков уже давно поставлено на поток «хозяевами мира». Основные составляющие этого конвейера – культура и образование. В России «культура» тупого «потреблятства» появилась сразу же после поражения в холодной войне и распада СССР (в начале 90-х прошлого века). С образованием пришлось немного помучиться, но за 20 лет и тут, несмотря на ожесточенное сопротивление, сделано немало. Это, кстати, один из критериев. Если кто-то искренне считает, что причина проблем в нашем образовании в какой-то конкретной личности, «тупой и безмозглой», которую можно поменять, если «достучаться» до самого верха, то он – хомячок. Может быть, очень образованный и умный, но хомячок. Особенно, если он продолжает считать так же и после того, как одного министра образования заменили на другого, а ситуация не только не улучшилась, а усугубилась еще больше.

В чем сущность ЕГЭ (единый государственный экзамен)? Не только в том, что человеку НЕ НУЖНО думать. Кроме этого, его приучают выбирать из предложенных КЕМ-ТО ДРУГИМ вариантов. А затем по накатанной. «Какие сухарики фирмы Х ты выбираешь – со вкусом ветчины или лука?».

Разными способами, разными каналами, но настойчиво и непреклонно внушается программа, что «думать – это плохо», «думать – не нужно». Просто живи, выбирай сердцем, пусть за тебя думает кто-то другой. Если же тебе по роду занятия необходимо много знать и шевелить извилинами (есть и такие профессии), то тут уж ничего не поделаешь. Думай, но только в четко ограниченной профессиональной сфере. И ни шагу в сторону. Ни к чему это. Именно поэтому профессора, и генеральные конструкторы являются точно такими же хомячками, как и сантехники, например, или охранники. Хотя они несоизмеримо более образованы и эрудированны. Они могут успешно играть в «Что? Где? Когда?» или носить по праву золотой плащ в «Своей игре», но, тем не менее, оставаться этими забавными зверьками, которые тоже люди.

СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ – это один из хитрых способов производства хомячков. Когда-то в университетах студенты учили сразу ВСЕ науки, потом произошло разделение на два факультета – гуманитарный и естественный. А затем понеслось. Ладно бы только многочисленные факультеты и специальности. Реальность разделили на мириады осколков. Каждый ученый контролирует лишь одну миллиардную от большого конвейера и поэтому понятия не имеет, что они в итоге производят. А общую картину видят только единицы. Потому что «взглядом с птичьего полета» не заработать на хлеб с маслом. Надо быть профессионалом. Глубоко изучать свою тему. Такую мааалюсенькую тему. Потому что на большее не хватит жизни. Да, информации сейчас столько, что в ней запросто можно утонуть. Но не зря умные люди говорят, что изучать надо не факты, а принципы, законы и правила устройства мира. А факты приложатся.

Их выдают такие убеждения – «меня политика не интересует», «от нас всё равно ничего не зависит» или «я просто делаю свою работу». Их по-хорошему бесят вопросы «почему?», «зачем?», «откуда ты это узнал?» и «почему в это веришь?». Они, как правило, очень эмоциональны, вплоть до истерики в критические моменты (как, например, на Украине). Но это, конечно же, не вы, иначе, вы не читали бы это…

УВАЖИТЕЛЬНАЯ ПРИЧИНА – НАШ МОЗГ

На самом деле, быть хомячком очень просто. Мы бы даже сказали – естественно, как бы странно это ни звучало. И этому есть весьма уважительная причина – особое устройство нашего мозга. Оказывается, что, несмотря на свою небольшую массу (относительно всего тела), наш мозг достаточно прожорлив. Он потребляет до 25 процентов (одну четвертую) всей энергии, которую мы вырабатываем. В том случае, если мы – АКТИВНО думаем. Если же мы просто спим – то всего 9 процентов. Мышление – это чуть ли не самый энергозатратный процесс человеческой жизнедеятельности. Именно поэтому (как считают ученые) человек ИНСТИНКТИВНО стремится НЕ думать, чтобы сохранить свою энергию.

Поэтому, когда нам предлагают ГОТОВЫЙ вариант ответа, мы с готовностью его принимаем. Ура! Не надо думать! Поэтому, когда УЖЕ существует какой-то жесткий регламент (например, в религии), мы с удовольствием ему следуем. Поэтому, когда кто-то подумал за нас, то флаг ему в руки и барабан на шею, мы только рады.

Поэтому «хозяевам мира» особенно и стараться не надо. Достаточно просто НЕ настаивать. А если еще и немного постараться, то результат превзойдет все ожидания. Дебилизироваться сами рады, и хомячками быть готовы с превеликим удовольствием.

Естественно, что желание НЕ думать и НЕ размышлять усиливается в ситуациях, когда энергии по какой-то причине становится меньше. Например, когда недостаточно пищи (или воды), когда эта пища недостаточно калорийна или сбалансирована. Кроме того, для метаболизма требуется кислород, 30 процентов которого потребляется так же самым прожорливым органом нашего тела.

Наши рекомендации