Лавирование правящего режима
1-й этап 1928-1932 гг. | Усиление репрессий: Репрессии против технических специалистов («Шахтинское дело», процессы над «Промпартией» или Инженерного центра, «Трудовой крестьянской партией» (А.В.Чаянов, Н.Д.Кондратьев), репрессии против кулаков и зажиточных крестьян | |
2-й этап 1935-1936 гг. | Две тенденции. 1 декабря 1934 г. – убили С.М.Кирова (рук. Ленинградской парторганизации) . В ответ начинается террор против врагов народа. | |
Попытки продолжить умеренный курс уступки крестьянству: устав сельхозартели, разрешающий личные подсобные хозяйства крестьян подготовка и принятие в 1936 г. Конституции СССР | Усиление репрессий – постановление Президиума ЦИК СССР от 1.12.1934 г. о порядке ведения дел по подготовке или совершению терактов – 1935 г. – закон о наказании членов семей изменников Родины – 1935 г. – указ о привлечении к уголовной ответственности детей с 12 лет – 1936 г. – процесс над Каменевым, Зиновьевым и др. | |
4-й этап 1937-1938 г. | «Большой террор» – репрессиям подвергались все слои населения, партия, государственные и общественные организации, армия, флот, НКВД – жестокая расправа с делегатами XVII съезда ВКП(б) – приговорены к расстрелу Бухарин, Радек, Рыков, Раковский, Сокольников и др. видные в недавнем прошлом большевики, Тухачевский,Якир, Уборевич, Блюхер и др. военные деятели | |
5-й этап 1939 г. | Затухание репрессий, частичная амнистия при новом руководителе НКВД – Берии |
Конституция 1936 г.
Конституция 1924 г. | Конституция 1936 г. | |
Высшие органы власти | Съезд Советов СССР ЦИК СССР | Верховный Совет СССР Президиум Верховного Совета |
Правительство | СНК СССР | СНК СССР (с 1946 г. – Совет министров) |
Ликвидация эксплуатации; | ||
Всем гражданам СССР предоставляются равные права, прямое избирательное право. |
Выводы:
1. Сущность политической системы в СССР определял режим личной власти И.В.Сталина.
2. Конструкцию режима личной диктатуры составляли две системы: партийные органы и органы госбезопасности.
3. Известные факты и документы позволяют говорить о Сталине, как о циничном и чрезвычайно жестоком, но и дальновидном диктаторе. Не останавливаясь ни перед чем на пути к своим целям, предпочитая всем иным методам управления обществом насилие и террор, он, однако, умел подчиняться социальным и экономическим реальностям. Именно поэтому проводившиеся по его инициативе политические маневры, не затрагивая основ Системы, позволяли режиму долгие годы сохраняться.
ТЕМА: КУЛЬТУРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В СССР В 1920-30-е ГОДЫ
Характерные черты развития культуры в 20-30-е годы
20-е годы | Конец 20-х-начало 30-х годов | 30-е годы |
-правящая партия воздерживалась от административного вмешательства в вопросы культуры -культурное многообразие: различные творческие организации, стили и направления, частные издательства, педагогические эксперименты | Постепенно усиливается идеологический контроль и вмешательство партии в культуру | -жесткий идеологический контроль партии над культурной сферой -многообразию творческих союзов положен конец -метод социалистического реализма как официальное направление в искусстве -репрессии в отношении деятелей науки и искусства |
20-30-е годы – это годы коренных свершений и невосполнимых утрат, новых открытий и грубых назиданий, освоения передового мирового опыта и огульного его охаивания, всплеска творчества и кровавого террора
Образование
достижения | Потери |
-положение 1918 г. об единой трудовой и общедоступной школе (1-я ступень – 5 лет, 2-я ступень – 4 года) -1919 г. – декрет о ликвидации неграмотности -1923 г. – добровольное общество «Долой неграмотность» -бесплатность образования, педагогическое новаторство -создание рабфаков при вузах, 1930 г. – обязательное начальное образование, с 1939 г. начат переход к семилетнему образованию -новая структура единой общеобразовательной школы: начальная школа – I-IV классы неполная средняя – I- VII классы, средняя – I-X классы; стабильные учебники по всем предметам, строгое расписание уроков – восстановление преподавания всемирной и российской истории – открытие сотен новых вузов, широкая подготовка специалистов из рабочих и крестьян. К 1938 г. число студентов превышало количество студентов в Англии, Германии, Италии, Франции, Японии, вместе взятых – в основном ликвидирована неграмотность взрослого населения | – неумеренное экспериментирование (отмена уроков, бригадный способ проверки знаний, устранение истории из учебного плана) – резкое сокращение числа учащихся по мере перехода к каждой последующей, более высокой ступени образования: только половина продолжала образование после 4-х классов, лишь один человек из десяти продолжал учиться после окончания семилетки -допускалось только марксистско-ленинское толкование исторических процессов, учителя и учащиеся не имели права на свою точку зрения, свое мнение -снижение качества подготовки специалистов по сравнению с дореволюционным временем. Преподавательская чехарда, связанная с арестом, выдвиженством и назначенством -каждый пятый по данным переписи 1939 г. все ещё не умел читать и писать -почти 90% работавших имели начальное образование или вообще никогда не учились в школе |
Наука
более свободное развитие естественных и технических наук | |
– И.П.Павлов (учение о рефлексах), В.И.Вернадский (учение о биосфере и ноосфере) – ученые, сформировавшиеся ещё до 1917 г. – П.Л.Капица, работал в Англии, вернувшись в СССР, возглавил Институт физических проблем и одним из первых занялся физикой низких температур, в 1938 г. открыл сверхтекучесть жидкого гелия – Н.Н.Семенов – основатель химической физики, автор теории цепных реакций, его талант расцвел в 30-е годы – Огромные средства вкладывались в создание конструкторских бюро, где разрабатывались новые образцы боевой техники | -трагическая судьба Н.И.Вавилова и разгром советской генетики -сотни ученых трудились в «шарашках» – научных учреждениях НКВД (А.Н.Туполев, С.П.Королев и др. «шарашки» - инженеры, ученые работали по своей специальности в лагерях. |
– ученые-гуманитарии работали благодаря собственному энтузиазму, зачастую вопреки воле властей | |
– переработка истории в духе идей «Краткого курса истории ВКП (б)» |
Литература и искусство в 20-30-е годы «Жить стало лучше, жить стало веселее».
противоречивый характер развития литературы и искусства в 30-е годы | |
– огромные тиражи писателей-классиков XIX в. – открытие театров, библиотек – новые произведения А.М.Горького, М.А.Шолохова, А.Н.Толстого и др. – спектакли К.С.Станиславского, В.Э.Мейерхольда, А.Я. Таирова – первые звуковые фильмы («Путевка в жизнь» – Н.В.Экк, «Семеро смелых» – С.А.Герасимов, «Чапаев» – С.и Г.Васильевы и др.) – музыкальные комедии Г.Александрова с Л.П.Орловой в главных ролях, И.Пырьева с М.А.Ладыниной – исторические картины В.М.Петрова («Петр Первый»), С.М.Эйзенштейна («Александр Невский») – скульптурные произведения В.И.Мухиной («Рабочий и колхозница»), И.Д.Шадра, картины А.А.Пластова, М.В.Грекова, М.В.Нестерова и др. | -вычеркивание целых историко-культурных пластов, не вписывающихся в схемы партийных идеологов (творчество модернистов 20-х годов, русских философов-идеалистов, замалчивание творчества М.А.Булгакова, С.А.Есенина, А.П.Платонова, живопись П.Д.Корина, К.С.Малевича, П.Н.Филонова и др). -разрушение памятников церковной и светской архитектуры (1931 г. храм Христа Спасителя и др.) -репрессии деятелей литературы и искусства (В.Э. Мейерхольд и др.) |
МХАТ – любимый театр И.В.Сталина, который был и постоянным зрителем, и цензором этого театра. Но в этом театре трудилась плеяда гениальных актеров – В.И.Качалов, О.Л.Книпер-Чехова, А.К.Тарасова, А.О.Степанова и др., раскрывающих в своих ролях идеи человечности, гуманизма.
«Характерные черты советского общества в 30-е годы»
экономическая сфера | политическая сфера | духовная сфера | сфера национальных отношений |
1. полное подчинение производителя государству | 1. однопартийная диктатура | 1. господство партийной идеологии | 1. федеративное государство по форме, унитарное – по сути |
2. отсутствие свободы труда и замена её внеэкономическим принуждением | 2. сращивание партийного и государственного аппарата. «номенклатура» - перечень руководящих должностей. | 2. полный государственный контроль над образованием и средствами массовой информации | 2. тенденция к русификации народов СССР |
3. монополия государства на средства производства | 3. унификация всей общественной жизни | 3. унификация духовной жизни | 3. ограничение политических и экономических прав союзных и автономных республик |
4. милитаризация экономики | 4. отсутствие реальных свобод в обществе | 4. диктат атеизма | |
5. наличие мощного репрессивного аппарата |
ТЕМА: ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР В 1920-30-е ГОДЫ.
Март 1919 г. в Москве состоялся 1 конгресс Коммунистического Интернационала (объединение всех рабочих). Летом 1920 г. -2 конгресс 1) Коминтерн – партия международного пролетариата; 2) Рук. Орган - Исполнительный комитет (ИККИ), Г.Е. Зиновьев,с 1926 г. –Бухарин.