Работа с источником информации
XVII в. Из «Завета» Иэясу Токугава
Сегун должно быть осторожным, чтобы его не вводили в заблуждение родственники... заставляя пользоваться услугами близких им лиц и пренебрегая услугами лиц заслуженных.
Правители должны вести себя в соответствии со своими доходами и не наслаждаться.
В Японии... науки по сравнению с другими странами, еще стоят на низком уровне. Внедрением школ и распространением образования следует сделать Японию известной.
Если Государь не знает трудностей своего народа, а народ не знает забот своего государя, то беспорядки возникнут сами по себе. Если Государь человеколюбивый, у государства нет забот.
Если кто-то из моих потомков изменит эти правила, то тем самым проявит свою неспособность быть сёгуном. Это уже мой не достойный потомок.
4. Самоизоляция страны Восходящего Солнца
Учитель
В XVI в. Япония поддерживала внешние связи с народами шестнадцати стран. Японцы были прекрасными мореплавателями, и на Востоке почти не осталось мест, куда бы они не проникли с торговыми или завоевательными целями.
Япония тоже притягивала иностранцев. Первыми прибывшими сюда европейцами стали португальцы. Вслед за ними появились испанцы, голландцы и англичане. Торговля с ними развивалась бурно и приносила большие прибыли всем участникам. По купцами доринулы миссионеры-иезуиты. Сначала их встречали вполне дружелюбно, ведь они открывали бесплатные больницы, школы, приюты для сирот. Более того, часть японцев-буддистов, особенно в районах активной торговли с европейцами, приняла христианство.
Работа с источником информации
XVI в. Из «Японских писем» иезуита Франциска Ксавье
Японцы очень общительные, дружелюбные, а не злобные, ценят честь и достоинство, ставя их превыше всего. В основном они бедные, но бедность здесь не попирается... Японцы ценят оружие и слишком полагаются на нее ... Они не позволяют себе относиться к любому обидно и пренебрежительно. Люди ведут себя достойно, с большим уважением друг к другу.
Со временем ситуация изменилась. Как-то один испанский моряк хвастался в японском порту, что владение короля Испании постоянно расширяются. Когда его спросили, почему так происходит, испанец ответил: «Сначала приходят миссионеры, а затем солдаты короля». Об этом немедленно доложили сёгуну Хидэёси. Тот отреагировал мгновенно: всех миссионеров заставили покинуть Японию.
Учитель
Сёгуны династии Токугава контакты с иностранцами свели к минимуму. Они запретили не только христианство, но и въезд иностранцев в Японии. Исключение было сделано лишь для голландцев, которые помогли подавить мощное крестьянское восстание, и соседей-китайцев. их торговые суда, хотя и в ограниченном количестве, могли заходить в порт Нагасаки. Самым японцам под угрозой смертной казни не разрешалось покидать пределы родины, а также строить большие, пригодные для дальнего плавания корабли. Так в 1639 Япония окончательно завершила переход к политике самоизоляции от внешнего мира. Некоторое время это не мешало развитию земледелия, ремесла и торговли. В XVIII в. в стране даже возникли текстильные, солеварни и бумажные мануфактуры, начали действовать банки, то есть зарождались элементы буржуазного строя.
«Самоизоляция» Японии продолжалось 215 лет и спасло ее от европейского колониального порабощения. Но в условиях, когда в Европе развивалось промышленный переворот, изоляция обрекла страну на техническую отсталость. Разрыв между Японией и Европой все увеличивался. В конце XVIII в. вопрос об «открытии» Японии встал со всей остротой.
5. Традиции японской культуры
Предварительное задание. В ходе рассказа учителя составьте сложный исторический план «Особенности японской культуры».
Учитель
В жизни японцев особую роль всегда играло искусство. Стремление чувствовать гармонию с окружающим миром, умение видеть красоту вокруг себя, к тому же даже в обычных вещах - природные черты японского характера.
В XVI-XVIII в. достигла расцвета ансамблевая архитектура, в которой в единое целое соединены замок и расположен вокруг него сад. Замки с многоярусными изогнутыми крышами напоминали парящих в небе птиц. В садах художники настолько искусно располагали деревья, кусты, камни и ручьи, которые созерцание создавало ощущение покоя и отрешенности от повседневной суеты.
Японские художники украшали настенной росписью дворцы правителей знати, наносили тушью рисунок на шелковые и бумажные свитки, на изысканные веера. Высоко ценились также картины-ширмы, которые служили декоративными перегородками между комнатами. Популярным видом живописи была гравюра - печатный оттиск рисунка, нанесенного на деревянную доску или металлическую пластину. На них изображали актеров в театральных образах, японских красавиц и сцены из повседневной жизни. Одним из основателей японской гравюры стал Китагава Утамаро (1753-1806). Прославленный художник создал целую галерею женских образов - воплощение национального идеала красоты. Высоко ценилось также искусство каллиграфии.
С XVII в. в обиход японцев широко вошли нэцкэ - маленькие фигурки из дерева, камня, слоновой кости, фарфора. их появление связано с тем, что национальный японский костюм - кимоно - не масс карманов. Поэтому все необходимые мелкие предметы (ключи, кошелек, коробочку с лекарством, трубку) прикрепляли к поясу с помощью брелока-нэцкэ. С Хулио ст. пецке начали изготавливать известные мастера, и с тех пор превратились в произведения декоративного искусства. Нэцкэ делали в виде богов, добрых духов, животных; их. считали талисманами, приносящими удачу.
Японцы верили, что поэзию придумали боги, поэтому она важнее прозу - изобретение человека. Поэты слагали короткие стихи без рифм, но каждое слово в них имело глубокий смысл и значение. Большую популярность имел японский театр, где актерами были только мужчины.
С XVI в. особого развития приобрело искусство размещения цветов в вазах - икебана («жизнь цветов»). Знаменитые мастера создавали различные виды икебаны, всегда вкладывая в них определенный смысл. Например, человек, который заканчивала учебу, получала в подарок композицию, расположенную в сосуде в виде лодочки - символа «выхода в открытое житейское море». Каждое растение воплощала в себе конкретное пожелание: сосна и роза - долголетие, пион и бамбук - процветание и мира, хризантема и орхидея -радости. Возник обычай обязательного обучения девушек искусству составления букетов.
Отдельное место в японской культуре занимает церемония чаепития. С XVI в. она превращается в настоящее искусство. Здесь все имело значение: расположение чайного павильона и сад вокруг него, выбор икебаны и посуды, предметы обстановки и каждый жест хозяина. Не случайно художники, которые оформляли чайные домики, даже получали почетное звание «мастер чая».
Японская культура ХVI-ХVIII вв. вся охвачена стремлением найти гармонию в отношениях между человеком и природой. Она полна желания увидеть красоту как в большом, так и в малом.
V. Обобщение и систематизация знаний
Беседа
1. Почему завоеватели-маньчжуры позаимствовали у китайцев опыт государственного управления, их верования, культурные достижения?
2. С чем был связан переход Китая к своему «закрытия» для иностранцев?
3. Чем слова испанского моряка о том, что вслед за миссионерами идут королевские солдаты, так встревожили сёгуна Хидэёси, что он издал приказ о высылке христианских миссионеров?
4. Из каких соображений японцам было запрещено строить большие морские суда?
Задание
1. Среди наставлений Конфуция есть такое: «Я часто целыми днями не ем и целыми ночами не сплю, все думаю, но от этого нет пользы. Лучше уже учиться, учиться и не рассуждать - пустая трата времени; размышлять и не учиться - губительно». Как вы понимаете эти слова? К чему они призывали конфуцианцев?
2. Используя отрывок из «Завещания» Иэясу Токугава, попробуйте выяснить, с какой целью он подчеркивал необходимость распространять в Японии образование, соблюдать все правила и что требовал от своих преемников первый сёгун Токугава?
VІ. Домашнее задание
1. Учебник п. 28 изучить.
2. Заполнить таблицу «Основные жизненные ценности человека Востока и За-ходу».
Человек Востока | Человек Запада |