Память святых апостолов патрова, ерма, лина, гаия и филолога
Память: 5 / 18 ноября.
Святой Апостол Патров был епископом в Неаполе и Путеоле[71], где многих крестил и привел ко Христу. Святой Апостол Ерм был епископом в Филиппополе[72]. О святом Патрове и Ерме Апостол Павел упоминает в послании к Римлянам (Рим.16:14).
Святой Апостол Лин, о котором упоминает Апостол Павел во втором послании к Тимофею (2Тим.4:21), был епископом в Риме, после святого Апостола Петра.
Святой Апостол Гаий, о котором воспоминает Апостол Павел в послании к Римлянам, (Рим.16:23), говоря: "приветствует вас Гаий, странноприимец мой и всей церкви", был епископом в Эфесе[73], после святого Тимофея.
Святой Апостол Филолог, о котором упоминает Апостол Павел в том же послании, (Рим.16:15)говоря: "приветствуйте Филолога", был поставлен святым Апостолом Андреем Первозванным епископом в Синоны[74].
Святые Апостолы, проходя свое епископское служение в указанных городах, претерпевали многие напасти и скорби ради благовестия и, многих научивши и приведши ко Христу, с миром отошли ко Господу.
Святой Ерм[75] (Ерма), апостол от 70-ти
Дни памяти: 4 / 17 Января (70 ап.), 8 / 21 Марта, 5 / 18 Ноября
Римский гражданин, но по происхождению грек. Жил в конце I века. Был епископом в Филиппополе Фракийском. О Ерме упоминается апостолом Павлом в Послании к Римлянам: приветствуйте Асигкриста, Флегонта, Ерма (Рим. 16, 14).
Ерм — автор книги «Пастырь», написать которую его побудили откровения свыше. В самом «Пастыре» о его авторе сообщается, что он жил в Риме во время папы Климента, был сначала богат, занимался мирскими делами, имел злоязычную жену и порочных сыновей, к которым не был достаточно строг, и за это наказан от Бога потерей богатства. Недоумевая о причинах постигшего его бедствия, Ерм был вразумлен об этом в ряде бывших ему видений. Эти видения и наставления и составляют содержание книги. По форме изложения «Пастырь» принадлежит к числу апокалиптических произведений. Книга имела такое влияние, что временно вносилась, как составная часть, в Библию, но не вошла в окончательный канон Священного Писания.
Ап. Лин. Фреска. Монастырь св. Иоанна Лампадистиса. Калопанайотис. Кипр. 1400 год. |
АПОСТОЛ ОТ 70 ЛИН.
Память 5 / 18 ноября, 4 / 17 января (в соборе св. 70 апостолов)[76]
Упоминается во 2-м послании ап. Павла к Тимофею (2 Тим. 4, 21). Это послание писано было в Риме ап. Павлом во время вторых уз, незадолго до кончины (66—67); из этого можно заключать, что св. Лин жил в Риме и, по церковному преданию, был римским епископом.
Евсевий Кесарийский пишет, что “после мученической кончины Петра и Павла (67) первый, получивший жребий епископства римской церкви, был Лин. О нем упоминает Павел”[77].
По мнению одних (Ириней Лионский и др., см. Синаксарь Никодима), св. Лин во епископа был поставлен св. Павлом, а по другим (Тертуллиан, Руфин Аквилейский, св. Епифаний и др.) ап. Петром, который будто бы разделил римскую церковь на две, половины, одну поручил Лину, а другую Клименту. Св. Епифаний свидетельствует, что св. Климент председательство Римской Церкви имел после Лина и Анаклета. Св. Иоанн Златоуст пишет в толковании на 2 послание к Тимофею: “об этом Лине некоторые говорят, что он был вторым после Петра епископом Римской церкви”[78].
По римскому Бревиарию св. Лин управлял римскою церковью при жизни ап. Петра как его викарий, а по смерти его св. Лин был самостоятелным епископом Рима.
По древнему каталогу римских пап, св. Лин был родом из Этрурии, сын Геркулана; отец отправил Лина из г. Вольтерры в Этрурии в Рим для образования, где Лин и был обращен ап. Петром в христианство, и им же был рукоположен во епископа за искреннее благочестие и замечательное красноречие.
Св. Лин прославился даром чудес, исцелял больных, воскрешал мертвых; он крестил Назария, впоследствии знаменитого мученика; ему приписывают запрещение женщинам являться в церковь к богослужению без покрывала.
Св. Лин, по римскому Бревиарию, скончался мучеником в царствование Нерона, он, по доносу Сатурнина, дочь которого освободил от злого духа, был усекнут мечем; тело его было погребено в Ватикане близ гробниц ап. Петра и Павла; правил Римскою церковью по мнению одних, два года, по мению других — одиннадцать лет. Некоторые ученые думают, что св. Лин скончался мирно.
Св. Лину приписывается составление Истории ап. Петра (именно, повествование о прении апостола с Симоном волхвом. Мученические акты св. ап. Петра и Павла (напечатанные в Bibliotheca Patrum, Париж 1644. t. VII) не принадлежат св. Лину.
В церковной летописи архимандрита (епископа) Арсения о св. Лине сказано следующее:
“вероятно, в 61 г. ап. Павел рукоположил первого епископа в церкви Римской, св. Лина, своего ученика[79]. В 67 г. ап. Петр, по свидетельству Тертуллиана (De praescript. 32), рукоположил для церкви Римской третьего епископа (после Лина и Анаклета) Климента; таким образом, выражаясь по Иринею (Против ересей, III, 3), “славнейшие два апостола, Петр и Павел основали и устроили церковь в Риме”.
Конечно, замечает архимандрит Арсений, Анаклет и Климент были помощниками Лина, или же занимались проповедью слова Божия. Подобно и в Тавромене еще за год пред тем ап. Петр рукоположил Максима во епископа в помощь св. Панкратию. Годом кончины (мирной, а не мученической) полагается 79-й[80].
В богословском Словаре Миня сообщаются такие сведения о св. Лине:
“Лин, о котором говорит ап. Павел во 2-м послании к Тимофею (IV, 21), был, по мнению одних, сын Клавдия, о котором упоминается в 21 стихе 4-й главы в 2 посл. к Тимофею. Евсевий, Оптат, св. Епифаний, Августин, Иероним, блаж. Феодорит уверяют, что Лин был непосредственным преемником ап. Петра по Римской кафедре). Он правил церковью 12 лет и несколько месяцев. Апостольские Постановления (VII, 46), говорят, что задолго до смерти ап. Петра, Лин был посвящен ап. Павлом во епископа в Риме. Руфин Аквилейский (Recognotiones. 395) утверждает, что св. Лин и Анаклет при жизни св. ап. Петра и Павла, были епископами (или викариями, помощниками их) и управляли Римскою церковь в их отсутствие и что ап. Петр незадолго пред своею смертью избрал на Римскую кафедру Климента. Св. Епифаний Кипрский (Contra hacres.) пишет, что Климент по своей скромности, не принимал на себя управление делами Римской церкви, пока были живы св. Лин и Анаклет”[81].
Из всего вышесказанного видно, как недостаточны сведения о св. Лине.
В Путеводителе по святыням Рима Влад. Мордвинова замечено, что хотя Diarium Romanura уверяет, что мощи св. Лина в настоящее время почивают в Ватикане в соборе св. ап. Петра, но в действительности никто, даже члены местного причта, не могут указать место, где находятся его мощи[82].
Использованные материалы