Великие реформы Александра II
После Крымской войны наступил новый период русской истории, который современники называли эпохой Освобождения, временем Великих реформ Александра II. Александр II был старшим в своем поколении великим князем, и его сразу стали воспринимать как будущего монарха, готовили к этому высокому предназначению. Его обучали известные люди того времени. Воспитателем Александра II был поэт В. А. Жуковский, право преподавал М. Сперанский, географию и статистику читал К. Арсеньев, словесности обучал П. Плетнев. Особое внимание уделялось изучению наследником престола истории, призванной выработать у него понимание связи времен и осознание важнейших задач монархии. Домашние занятия дополнялись образовательными поездками по стране и за рубеж. Николай I систематически знакомил сына с различными отраслями государственного управления, поручал Александру на время своих отъездов руководство общими делами, что превратило сына в помощника императора. Александр II пришел к власти в возрасте 37 лет, накопив к этому времени солидные систематические знания и опыт ведения государственных дел. Современники отмечали, что Александр II отличался здравым умом, способностью быстро оценивать ситуацию, умением видеть главное. Эти качества сыграли не последнюю роль в понимании им сложности обстановки в стране и ясном осознании необходимости коренных преобразований.
Отечественная и зарубежная историография различно отвечает на вопрос о причинах крупномасштабных реформ Александра II. Советские историки на первый план выдвигали экономические причины, кризис феодально-крепостнического хозяйства. В политическом плане они рассматривали реформы как побочный продукт революционной борьбы, активизации крестьянского движения, революционной ситуации конца 1850‑х гг. В современной отечественной литературе произошел отход от жестко заданных идеологических параметров осмысления данной проблемы. Поставлен под сомнение факт кризиса феодально-крепостнической системы хозяйства, исчезло преувеличение роли крестьянского движения как главной политической причины реформ, переосмыслена роль правящей элиты в проведении преобразований. Западные исследователи при рассмотрении причин преобразований 1860–1870‑х гг. акцентируют внимание на желании правительства сохранить социальную и политическую стабильность в стране, вернуть России, пошатнувшийся после Крымской войны, статус великой военной державы. К числу факторов, обусловивших проведение реформ, они относят усилившееся влияние на власть и общество либеральных идей и либерального движения. Наиболее привлекательной представляется точка зрения тех исследователей, которые считают, что решение о проведении реформ было принято правительством с учетом всего комплекса причин. Поражение в Крымской войне привело сначала к пониманию несостоятельности внешнеполитического курса, а затем и всей системы николаевских порядков. Экономика страны еще не развалилась, но симптомы неэффективности крепостнического хозяйства уже проявились в ее отдельных отраслях. Самым заметным был кризис в разрушенной войной финансовой сфере.[467] Наглядно проявилось отставание от Запада и в темпах экономического развития, и в качественных характеристиках производства. Немаловажную роль сыграла и память о прежних крестьянских войнах,[468] и страх перед возможной, как в европейских странах, революцией. Для сохранения социально-политической стабильности монархия решилась на серьезные либеральные преобразования. Напомним также, что верховная власть ранее не раз предпринимала попытки модернизации российского общества. Однако делала она это не всегда решительно и последовательно. Эффект реформирования снижался и по причине отсутствия поддержки со стороны широких масс и социальной опоры царизма – дворянства. Только к 1860‑м годам о необходимости серьезных перемен заговорило само общество. Это обеспечило Александру II возможность проведения коренных реформ. Контуры будущих крупных преобразований наметились уже в начале правления Александра II. Символами первых изменений стали понятия «гласность», «оттепель», «перестройка». Новый император отменил указы Николая I, стеснявшие прессу и права граждан. В 1855 г. был закрыт Высший цензурный комитет, разрешена свободная выдача заграничных паспортов, амнистированы политические заключенные (декабристы, участники Польского восстания 183О – 1831гг., петрашевцы).[469] Кроме того, упразднили военные поселения, освободили от недоимок и от рекрутских наборов на три года податные сословия. В отставку были отправлены наиболее одиозные деятели прошлого царствования: Д. Г. Бибиков (министр внутренних дел), К. В. Нессельрод (министр иностранных дел), Л. В. Дубельт (начальник корпуса жандармов) и др. Первые шаги в начале правления Александра II создали ему большую популярность в обществе, открыли дорогу к союзу между властью и творческими силами. Незаменимую роль в подготовке общественного мнения к предстоящим кардинальным реформам, а затем и в прояснении их содержания сыграла освобожденная пресса. Сторонниками преобразований стали высшие сановники государства – председатель Государственного совета Д. Н. Блудов, министр внутренних дел С. С. Ланской, начальник военно-учебных заведений Я. И. Ростовцев, чиновники братья Милютины, С. И. Зарудный, П. А. Валуев, А. В. Головнин. Среди родственников, поддержавших царя, были великий князь Константин Николаевич и великая княжна Елена Павловна. Важна была и поддержка общественно-политических деятелей, включая К.Д. Кавелина, Ю.Ф. Самарина, ученого П.П. Семенова Тян-Шанского.
В первые годы правления Александра II осуществлялись лишь подходы к будущим серьезным преобразованиям. Основные реформы начались в 1860‑е годы. Они охватили три основные сферы: социально-экономическую (освобождение крестьян), политическую (введение местного самоуправления, реформа суда и армии), культурно-образовательную (школьная и университетская реформы). Ключевой стала реформа по освобождению крестьян. Крепостное право сдерживало развитие всех отраслей экономики по капиталистическому пути, лишало свободы почти половину крестьянского населения, было опасным очагом социальных конфликтов, снижало авторитет России в глазах мирового сообщества. Поэтому данную задачу необходимо было решать в первую очередь. Работа над проектами освобождения крепостных крестьян велась в течение нескольких лет. Проекты обсуждались в Секретном (позднее Главном) комитете, а также в губернских комитетах и редакционных комиссиях. Дискуссия по отдельным проблемам решения земельного вопроса широко освещалась в печати, став одним из самых заметных явлений общественной жизни. В ходе дискуссии обозначилось несколько позиций: либерально-буржуазная, радикально-социалистическая и консервативно-охранительная. Западники-либералы предлагали дать крестьянам личную свободу, предоставить землю в собственность и возможность выхода из общины. Реализация этих идей открывала перед крестьянами американский фермерский путь развития, создавала многомиллионный слой мелких собственников и формировала базу для превращения России в европейскую страну. Сторонники социалистической позиции во главе с Н. Г. Чернышевским требовали безвозмездной передачи всей помещичьей земли в руки крестьянской общины, где должно было утвердиться коллективное владение, коллективный труд, коллективное присвоение продуктов. Консерваторы выступали за сохранение и общины, и помещичьего землевладения, и крепостного права, предлагая ограничиться мерами по улучшению положения крепостных. Предложенные проекты не учитывали реальное положение дел и специфику российской действительности. Поэтому Александр II выбрал проект западника К. Кавелина, который учитывал интересы и помещиков, и крестьян. 19 февраля 1861г. император подписал «Манифест о всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» и «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости».[470] 22 млн. бывших крепостных крестьян получили личную свободу. Никто не мог их покупать, продавать, дарить, переселять и т. д. Кроме того, бывшим крепостным дали гражданские права. В том числе право свободного вступления в брак, самостоятельного заключения экономических сделок, приобретения на свое имя имущества, участия в судебных делах и др. В районах проживания некогда крепостных сельских жителей вводилось самоуправление; Главным же в реформе было наделение помещичьих крестьян земельными наделами. Размер надела достигал от 1 до 12 десятин на душу мужского пола в зависимости от места проживания. Земля предоставлялась за выкуп, который выплачивался помещику. 75–80% стоимости надела оплачивало помещику государство, а крестьяне возвращали долг в казну в течение 49 лет. Остальные 20–25% выкупа крестьяне вносили или отрабатывали сами, оставаясь до полного расчета временнообязанными. Лишние земли у крестьян отрезали, или за них надо было расплачиваться дополнительно. Землю передавали не отдельной семье, а сельскому обществу, которое занималось распределением и перераспределением земельных наделов, выплатой выкупных платежей государству, т. е. устанавливалась круговая порука. Поскольку реформа была результатом компромисса, сложного согласования несовпадающих, подчас противоречивых интересов государства, частных землевладельцев и крестьян, она неизбежно имела недочеты и была недостаточно последовательной. Главное заключалось в том, что бывшие крепостные не получили полной экономической свободы. Над ними установился гнет общины[471], налогов государству, высоких выкупных платежей[472], повинностей в пользу помещика. В конечном итоге крестьяне оказались обречены на малоземелье и истощение хозяйства, что затрудняло формирование слоя мелких собственников. Не оправдались надежды государства и на превращение основной массы помещиков в крупную сельскую буржуазию. Многие дворяне-землевладельцы, растратив полученные за землю средства, оказались не способны организовать современное сельскохозяйственное производство. Отрицательные стороны крестьянской реформы снижали темпы перехода сельского хозяйства на капиталистические рельсы и нередко приводили к локальным выступлениям крестьян.[473] Однако при всей непоследовательности правительственных мероприятий, направленных на освобождение крестьян, реформа 1861г. стала величайшим политическим свершением XIX века. Отмена крепостного права создала широкие возможности для развития рыночных отношений. Россия уверенно вступила на путь капитализма. Велико было нравственное значение реформы, так как было покончено с рабством значительной части населения страны.
Отмена крепостного права превратила Россию в другую страну, повлекла за собой необходимость изменения всех существующих порядков. Правовой « революцией сверху» называют судебную реформу Александра II. Дореформенный суд России справедливо называли не правосудием, а «кривосудием». Суды были сословными, закрытыми, дела слушались без участия сторон на основании только протоколов полицейских дознаний. На судебных заседаниях отсутствовал общественный контроль. Приговоры нередко обусловливались не требованиями закона, а пристрастием, произволом и взятками. При Александре II все кардинально изменилось. Прогрессивные юристы того времени С. И. Зарудный, Д. А. Ровинский, Н. А. Буцкой, опираясь на достижения передовой европейской юридической науки и судебной практики, разработали основные положения судебной реформы. Новое судопроизводство нашло отражение в Судебных уставах, подписанных императором в 1862 г., опубликованных в 1864 г. и внедренных в жизнь к 1866 г. В ходе реализации правовой реформы была сформирована новая судебная система, признанная одной из самых лучших в Европе. Она состояла из судов различных инстанций: волостных, мировых, окружных и Сената. Центральным звеном нового судебного устройства стал окружной суд, где рассматривались наиболее значительные уголовные дела. В них вводилась обязательная состязательность и гласность процесса. Государственному обвинителю – прокурору противостоял независимый от власти защитник обвиняемого – адвокат. Решения в окружных судах выносились присяжными заседателями в составе 12 человек, избираемых из лиц разных сословий. На основании вердикта присяжных[474] суд выносил приговор. Русское уголовное законодательство тех лет не предусматривало наказания смертной казнью. Его могли вынести только специальные суды.[475] Разбором мелких уголовных преступлений[476] занимался мировой суд. Мировой судья избирался на три года земскими собраниями или городскими думами. Решение мирового судьи могло быть обжаловано на съезде мировых судей данного округа. Для разбора конфликтов в крестьянской среде был сохранен сословный волостной суд, состоявший из крестьян и опиравшийся на существующие в данной местности обычаи. Вплоть до 1904г. он имел право присуждать к телесным наказаниям. Высшие кассационные функции передавались Сенату. В соответствии с судебной реформой вводился институт судебных следователей, в руки которых передавались результаты предварительного следствия. Следователи и все судьи были несменяемыми. Новым было и создание института нотариусов. Таким образом, в судебной практике России впервые восторжествовали принципы бессословности суда, равенства всех перед законом, независимости суда от администрации, гласности и состязательности. Судебная реформа не только приближала российское правосудие к лучшим европейским образцам, но и создавала реальные условия для формирования правового сознания. Это имело принципиальное значение для России, где оно было неразвито. Выдающийся русский юрист А. Кони справедливо подчеркнул, что судебная реформа проложила рельсы для развития в России правосудия, правосознания и правовой защищенности.
С освобождением крестьян уходил в прошлое старый административный строй, основанный на крепостном праве и сословном преобладании дворянства, открывалась дорога для реформирования местного и государственного управления. Колоссальным шагом вперед, свидетельствующим об усвоении европейских традиций, стало введение местного самоуправления. Чиновничья власть николаевских времен показала свою неэффективность. В провинции в крайне тяжелом положении находились здравоохранение, образование, социальная помощь. Правительство в силу нехватки денежных средств не могло поднять местное хозяйство своими силами. Поэтому Александр II, учитывая предложения либеральной общественности, принял решение о введении в территориях и городах новую систему самоуправления. Выборное самоуправление в России существовало еще со времен Екатерины II, но оно носило сословный, корпоративный характер. Принципиальным отличием реформ 1860 – 1870-х годов в этой сфере от всех предыдущих преобразований было создание всесословных органов местного самоуправления. Интересно, что далеко не во всех странах, вступивших на путь модернизации, принцип всесословности при формировании местного самоуправления соблюдался.[477] Выработка проекта устройства новых местных учреждений была поручена в 1859г. особой комиссии, которую первоначально возглавлял Н.Милютин, а после его отставки в 1861г. - П.А.Валуев. В 1864г. Александр II подписал «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», в 1870г.- Городовое положение. В соответствии с новыми законами создавались уездные и губернские земские собрания, а также выборные думы в городах[478]. Земские собрания избирались на три, а городские думы на четыре года. Они заседали один раз в год под председательством предводителей дворянства. Для постоянного ведения дел собрания избирали из своей среды земские и городские управы, состоящие из председателей и нескольких членов. Возможности органов местного самоуправления были ограничены. Согласно «Положениям» эти учреждения создавались для заведования местными хозяйственными делами. По сути, в ведении земств и городов находились те сферы общественной жизни, которым, государственная бюрократия не уделяла необходимого внимания: народное просвещение, здравоохранение, статистика, строительство дорог, благотворительность, страховое и ветеринарное дело, местные налоги, содержание тюрем и т.д. Кроме того, с самого начала деятельность земств и городских обществ была подчинена контролю со стороны губернаторов и Министерства внутренних дел. Органы местного самоуправления были лишены законодательной инициативы. Не допускалось общение между земскими учреждениями различных губерний. Тем не менее, произошла частичная децентрализация, так как часть прав перешла от государственного аппарата к органам самоуправления. Несмотря на жесткий контроль, земские учреждения в рамках вверенных им дел обладали значительной самостоятельностью. Они сами выбирали руководящие органы, определяли направления своей деятельности, подбирали и обучали кадры. Земствам было предоставлено право облагать местное население налогами на земские нужды, образовывать земские капиталы, приобретать имущество. Российские либералы рассматривали введение самоуправления как первую ступень на пути к принятию конституции. К. Д. Кавелин писал, что «от успеха земских учреждений зависит вся наша будущность, и от того, как они пойдут, будет зависеть, готовы ли мы к конституции».[479] Новые органы власти во многом оправдали возложенное на них доверие. Несмотря на ограничения и недостатки, практическая деятельность земств в целом была достаточно эффективной и разнообразной. В короткий срок земствами был накоплен богатейший опыт работы в различных ее областях – местной промышленности, сельском хозяйстве, культуре. Российская провинция покрылась сетью бесплатных больниц, богаделен, храмов, дорог и мостов. Органы местного самоуправления организовывали продовольственную помощь нуждающемуся населению в неурожайные годы и контролировали содержание заключенных в тюрьмах. Они пропагандировали передовые методы ведения сельского хозяйства и оказывали содействие буржуазному предпринимательству. Помимо хозяйственной деятельности земские учреждения вели большую культурно - просветительскую работу. Земская практика выработала оригинальную систему народного просвещения, которая включала в себя как школьное, так и внешкольное образование. Земства открывали начальные школы, курсы, кружки самообразования, библиотеки. Они организовывали выставки, народные театры, хоры, распространяли дешевую литературу. Всемирное признание получила земская статистическая служба, методы которой легли в основу современной социологии. Земства явились хорошей школой гражданского воспитания. Они вносили в русскую жизнь совершенно новые начала, стимулировали развитие общественной самодеятельности. Впервые к управлению местными делами приобщались массы населения. У народа воспитывалось чувство сопричастности к общему государственному делу, преодолевалось отчуждение общества от власти. Постепенно в провинции менялось соотношение сил. Ранее на местах ведущую роль играли помещики и чиновники. Развитие местного самоуправления привело к появлению так называемого «третьего элемента». К нему относилась местная земская интеллигенция, включая учителей, врачей, агрономов, статистов, страховых агентов, инженеров, техников и других служащих. Она приобрела большой авторитет и влияние на население, стала играть заметную политическую роль в провинции. Со временем земства выступили против ограничения своих прав, потребовали их привлечения к участию в государственном управлении. После некоторых колебаний Александр II вынужден был пойти на уступки. В 1880 г. он поручил министру внутренних дел М. Т. Лорис-Меликову создать новый проект политической реформы, учитывающий мнение провинциальной общественности. Представленный императору в 1881г. документ предполагал формирование подготовительных комиссии из представителей земств, городов и дворянства. Это положение воспринималось многими исследователями как курс правительства на создание парламента, на принятие конституции. В тоже время Л. И. Семенникова отвергает наличие у власти конституционных устремлений. Она считает, что проект М. Т. Лорис-Меликова предлагал создание подобия Земского собора на корпоративной основе и с совещательными правами.[480] Следует отметить, что и у этого ограниченного проекта не оказалось будущего. 1 марта 1881г. Александр II был убит членами террористической организации «Народная воля». Тем самым революционеры спровоцировали установление в стране реакционного режима Александра III, на четверть века отодвинувшего реформирование высших эшелонов власти.
Преобразования Александра II охватили и на военную сферу. Традиционно армия в России играла важную роль в общественно-политической жизни. Между тем к началу царствования этого императора полутора столетий порядок комплектования войск и управления ими, взаимоотношения в армии, ее техническое состояние, тактика и стратегия порядком устарели и требовали обновления. Известно, что при Петре I служили все сословия. В течение XVIII века от обязательной военной службы было освобождено дворянство. Купечество и промышленники от нее откупались, нанимая вместо себя рекрутов из низших сословий. В результате рекрутчина стала уделом только простых людей. Солдатская служба продолжалась 25 лет. В армии царила непрерывная муштра и применялись жестокие телесные наказания. Поэтому молодые люди воспринимали военную службу как тяжелую повинность, старались от нее уклониться. Армия была огромной и плохо управляемой. Все слабые стороны русской армии обнажила Крымская война 1853–1856 гг., в которой Россия потерпела сокрушительное поражение. К реформированию русской армии подталкивал и внешний фактор. Укрепление вооруженных сил, рост технического потенциала, нарастание военной мощи европейских государств не могли не представлять угрозу безопасности России. В 1861 г. военным министром был назначен генерал Д. А. Милютин. Он разработал проект новой армии по образцу прусской. Армия Пруссии была небольшой, мобильной, дисциплинированной, оснащена новейшим вооружением, отличалась большим патриотизмом и почти не проигрывала военных сражений. Реформа Д.Милютина предполагала перестройку управления войсками, повышение боеспособности российской армии, усиление внимания к ее социальным аспектам. В 1862 г. начались изменения в области военного управления. Страну разделили на военные округа. Были реорганизованы Военное министерство и Главный штаб. Упразднили военные поселения и сократили численность армии. В 1865 г. на основе принципов состязательности и гласности провели реформу военного судопроизводства. Одновременно изменился весь строй и характер жизни русской армии. В армии появились новые уставы, уделявшие главное внимание боевой и физической подготовке солдат. Исчезли суровая муштра и палочная дисциплина с жестокими телесными наказаниями. О гуманизации армейской жизни свидетельствовало улучшение быта и медицинского обслуживания солдат, забота об их воспитании и повышении грамотности. После долгих дебатов в январе 1874г. была введена всеобщая воинская повинность, ставшая центральным звеном военной реформы. Старая сословная армия, формировавшаяся на базе рекрутских наборов, упразднялась. Создавалась новая всесословная армия на основе всеобщей воинской повинности. В Манифесте, вышедшем по этому поводу говорилось, что защита отечества должна быть общим делом всего народа без различия званий и сословий. Все молодые люди, достигшие 21 года и годные по состоянию здоровья к военной службе, являлись на призывной пункт и по жребию направлялись в действующую армию, а остальные зачислялись в резерв. В пехоте срок службы устанавливался в 6 лет, на флоте – в 7. Система призыва отличалась гибкостью и гуманностью. Для некоторых социальных, национальных и профессиональных категорий населения предусматривались отсрочка от призыва, освобождение от службы и льготы[481]. В результате была создана небольшая армия мирного времени со значительным обученным резервом на случай войны. В ходе военной реформы проявлялась забота об улучшении офицерского состава. Были созданы военные и юнкерские училища с двухгодичным сроком обучения. Они пополнялись в основном дворянской молодежью, но принимались лица и из других сословий. В 1860–1870‑е гг. было осуществлено перевооружение русской армии за счет подъема отечественной военной промышленности и приобретения современной техники за рубежом. Началось строительство военного парового флота, обновилась артиллерия, гладкоствольное оружие было заменено на более совершенное нарезное. Модернизация армии повысила ее боеспособность, что привело к блестящим успехам внешнеполитической деятельности Александра II. Была выиграна Русско-турецкая война 1877–1878 гг., завершилось присоединение Дальнего Востока и Средней Азии, были покорены горцы Кавказа. Благодаря этим победам к концу века военный авторитет России на международной арене был восстановлен.
Среди преобразований в области культуры особо следует отметить школьную реформу 1864г., благодаря которой за счет земств увеличилось число начальных школ. К другим достижениям в сфере народного образования относилось появление женских гимназий. Российские университеты в 1863г. получили новый устав, предоставивший им широкую автономию. Раскрепощению работников интеллектуальной сферы способствовала отмена цензуры на научные и литературные издания в 1865г. В результате российская культура обогатилась целой плеядой выдающихся ученых, писателей, поэтов, композиторов, художников и т.д.[482]
Историки, стоящие на различных мировоззренческих позициях, не однозначны в оценке реформ Александра II и их последствий. Православная историография рассматривала преобразования императора как исполнение «воли Божьей». Сторонники теории «официальной народности» воспринимали их как покушение на устои государства. Народники заявляли, что Россия должна идти не либеральным, а социалистическим путем. Историки-либералы В. Ключевский и С.Платонов приветствовали преобразования Александра II, рассматривали их как шаг на пути к капитализму. Материалистическая историческая школа утверждала, что реформы были половинчатыми, неудачными, спровоцировавшими революцию 1905–1907 гг. Многие современные исследователи считают, что реформы 1860- 1870-х годов были насильственной попыткой изменить многовековой русский уклад без всесторонней социально-моральной подготовки всего общества. Сторонники модернизационной теории полагают, что царский режим был обречен начать коренные преобразования, но не сумел справиться с их последствиями. По мнению П. В. Волобуева и К. Н. Тарновского власть вела себя противоречиво. С одной стороны, она активно насаждала капиталистические порядки, с другой – консервировала докапиталистические структуры. В результате произошло «наложение исторических эпох», которое и привело в дальнейшем к социальным потрясениям. Подводя итоги реформ 1860–1870‑х годов XIX в., отметим, что они, безусловно, отвечали основным тенденциям развития ведущих мировых держав и значительно продвинули Россию по пути социально-политической и экономической модернизации. К социальным результатам реформ следует отнести развитие сельскохозяйственной и особенно торгово-промышленной буржуазии,[483] ускорение темпов формирования рабочего класса, включая и рост численности потомственных пролетариев[484]. Экономическим итогом преобразований стал нарастающий прогресс в сельском хозяйстве, промышленности, финансовой и торговой сферах. В 1880‑е гг. по сравнению с 1850‑ми гг. среднегодовой сбор зерна вырос на 38%.[485] Объем промышленного производства за двадцать пореформенных лет увеличился в 7 раз. Длина железных дорог в начале царствования Александра II составляла не более 1 тыс. км, в конце – около 23 тыс.[486] В 1864 г. работал 1 акционерный коммерческий банк, в 1875 г. – 359.[487] Оборот внешней торговли в 1860 г. составлял 340 млн. руб., а в1880г.- 1 120 млн.[488] Значимость реформ Александра II проявилась и в том, что в России было отменено многовековое рабство. Все население получило личную свободу и гражданские права, появилась судебная система буржуазного типа, был дан толчок к развитию представительных органов власти, расширилась гласность, произошел расцвет национальной культуры. В целом реформы Александра II свидетельствовали о решительном переходе России от традиционного, аграрного строя к обществу капиталистическому, индустриальному. Вместе с тем в 1860–1870‑е гг. не удалось до конца ликвидировать старую феодальную систему. На очереди находилось решение таких важных вопросов, как политическое переустройство верхних эшелонов власти и превращение России в конституционную монархию, разрушение общины и ликвидация сословного строя, завершение судебной реформы и дарование населению политических свобод и др. Преобразования носили компромиссный характер. Поэтому наряду с одобрением в ряде случаев они вызывали критику и даже полное неприятие, как со стороны консерваторов, так и радикалов.[489] Террористы устроили настоящую охоту на царя-освободителя, которая закончилась его убийством 1 марта 1801г. Устранение монарха-реформатора резко ограничило возможности для дальнейшего эволюционного развития страны, открыло дорогу политической реакции и закрепило тенденцию к росту политической напряженности в обществе.