Типология политических систем Г.Алмонда
В основу типологизации положен комплексный критерий, который включает учет степени или форм централизации (децентрализации) власти и тип распространенных в государствах и обществах ценностей и политической культуры.
На этом основании Алмонд выделил следующие политические системы:
англо-американского типа (США, Великобритания, Канада, Австрия);
континентально-европейского типа (Франция, Германия, Италия);
доиндустриальных и частично индустриальных стран (Мексика, Бразилия);
тоталитарные политические системы.
Политические системы англо-американского типа: нормы и ценности политической культуры разделяется большинством общества и государственными институтами (свобода личности, рост благосостояния, индивидуальная безопасность);
противоречия между группами открыто заявляются, а действия властей оспариваются их противниками;
четкая дифференциация политических ролей партий и групп интересов, элитарных и неэлитарных слоев;
господство легальных форм политической борьбы, что предопределяет высокую стабильность режима и политических порядков в целом.
Политические системы континентально-европейского типа:
наличие менее однородных политических культур, включающих в себя не только современные демократические ориентации, но и элементы старых верований, традиций, стереотипов;
общества более сегментированы, в более острой форме идут процессы идеологической борьбы, межпартийной конкуренции, политического соперничества за власть;
типичными формами государственного устройства являются коалиционные правительства, интенсивная межблоковая конкуренция;
политическая стабильность достигается путем более острого и сложного взаимодействия субъектов.
Политические системы доиндустриального и частично индустриального типа:
высокая эклектичность политической культуры - традиции бывают прямо противоположными, что придает противоречивый характер политическому процессу;
ориентация граждан на лидера, а не на программные цели правительства;
исполнительные органы власти постоянно превышают полномочия, беря под контроль даже законодательные функции, вмешиваются в судебные процедуры;
права и свободы граждан существенно ограничены;
авторитарные формы организации власти, жесткие, силовые методы регулирования общественных отношений.
Тоталитарные политические системы (жесткие гегемонии):
идеологическая и административная монополия власти над обществом;
власть предельно централизована, политические роли принудительны, насилие является основным способом взаимодействия государства и общества;
политическое участие граждан имеет скорее ритуальный и декоративный характер;
достигаемая таким образом стабильность политических порядков существует только в интересах властвующих слоев.
Типология политических системИсточник: Л.В.Сморгунов «Современная сравнительная политология».
Цитата: «Типологизация есть метод поиска критериев распределения объектов по группам, ее результат – типология как однородная группировка объектов. Существуют две формы типологии: теоретическая (строится на основе абстрактных признаков, идеальное построение) и эмпирическая (основана на фактическом материале, конкретизации свойств объектов).
Классификация – использование формальных методов разбивки объектов на группы.
Таксономия – простая форма распределения по группам на основе внешних признаков. Типология объектов подчиняется ряду правил: охват всей совокупности объектов; существенность и целостность критериев; равномерность распределения; сравнимость критериев.
классификация политических систем:
- эволюционные или сравнительно-исторические (акцент на динамике, последовательности развития систем и режимов);
- морфологические (изучается строение систем): линейные бинарные – парные; координатные – множественные на основе двух и более критериев.
Линейная биполярная (Г.Лассуэлл, А.Каплан): демократическая и деспотическая. Критерии группировки – расположение, границы, разделение власти, рекрутирование элит, распределение ресурсов, принятие решений).
Линейная типология (Г.Алмонд, Б.Пауэлл): демократические и авторитарные. Критерий – политический контроль, политическая направленность которого определяется по трем элементам (правящие, управляемые, органы управления). Политическая система демократична, если управляемые контролируют правящих, налагают ограничения на поведение элит).
Критерий внутрисистемной автономии – степени развитости организаций и инструментов политического участия и степени организационной независимости. По этому критерию выделены: предмобилизационные, низко автономные (Мексика, например), ограниченно автономные (4-я республика во Франции), высоко автономные (Великобритания). Политическая система авторитарна, если правящие имеют преимущество в контроле над управляемыми. Континуум таких систем: радикально-тоталитарные (СССР), консервативно-радикальные (фашистская Германия), предмобилизационно-авторитарные (Гана), осовремененные авторитарные (Бразилия).
Двухмерная координатная типология (Р.Даль): на основе двух критериев – отношения к оппозиции, политической конкуренции (полная, неполная. Два типа – конкурирующая олигархия, полиархия); участия населения в процессе публичного соперничества за власть (небольшая и большая пропорции участия. Два типа – закрытые гегемонии, включающие гегемонии.
Двухмерная типология демократических систем (А.Лейпхарт). Критерии – структура общества (однородная, плюралистическая), поведение элит (коалиционное, враждебное). На этих основах выделяются деполитизированные, сообщественные, центростремительные, центробежные демократии.
Координатная типология Ж.Блонделя. Переменные (критерии) – политическая конкуренция, структура элиты, политическое участие населения. Типы ПС: исключающие (эксклюзивные), включающие (инклюзивные) конкуренцию системы; закрытые с монопольной элитой – традиционные, эгалитарно-авторитарные; закрытые с дифференцированной элитой – авторитарно-бюрократические, авторитарно-эгалитарные; открытые – конкурирующая олигархия, либеральная демократия.
Переходные системы (Хакггард, Кауфман). Критерий – кризис системы: кризис легитимности авторитарной системы, кризис экономического развития, политический кризис. Типология – кризисные и некризисные системы. Другой критерий – характеристика политических элит (какая группа осуществляет переходный процесс – старая элита или новая контрэлита; какая форма перехода выбрана правящей элитой – конфронтация или приспособление. Отсюда следующие формы перехода от авторитаризма к демократии – революция сверху, революция снизу, социальная революция, консервативная реформа, реформа посредством разрыва, реформа через выпутывание, реформа через компромиссы» конец цитаты.
Хуан Линц выделял демократический, тоталитарный, посттоталитарный, авторитарный и султанисткий типы полит. систем.
ЧарльзЭндрейн выделил четыре типа политических систем: народную (племенную), бюрократическую авторитарную (в двух вариантах: государственный капитализм и государственный социализм), согласительную (в двух вариантах: конкурентные олигархии и плюралистические демократии) и мобилизационную (в двух вариантах: популистском и элитистском) системы.
Теория модернизации
Модернизация –
1) направление прогрессивных изменений;
2) социальные трансформации в западных странах XVII – XIX вв.;
3) переход общества от традиционного аграрного состояния к современному – индустриальному, а затем и к постиндустриальному.
В ходе модернизации преобразуются все сферы общественной жизни:
• в экономике – индустриализация, научные технологий, углубление общественного разделения труда, рыночная экономика;
• в социальной сфере – изменятся социальная структура, возрастает социальная мобильность, разделение сфер частной и общественной жизни, переход от личной зависимости между людьми к личной автономии;
• в политической области – образование наций и централизованных государств, включение широких масс населения в политический процесс, становление правового государства и гражданского общества;
• в духовной сфере – развитие образования, идеологический плюрализм, приобщение крупных групп населения к достижениям культуры, развитие СМИ, секуляризация сознания, отделение светских ценностей от религиозных.
Переходное общество – этап функционирования общества, на котором создаются предпосылки для перехода в новую фазу развития.
В ХХ в. концепция социального развития разрабатывалась Дюркгеймом, Вебером, Теннисом, Парсонсом.
1950–60-е гг. –освобождение от колониального господства ряда государств Азии и Африки.
1980–90-е гг. –демократизация стран «социалистического лагеря».
Теория модернизации исходит из признания неравномерности общественного развития: синхронного существования стран с досовременным и современным состоянием.
Вклад в теорию модернизации внесли Г.Алмонд, Р.Даль, Ш. Айзенштадт, С. Хантингтон, Д.Эптер, С. Верба, Л. Пай.
Теоретиками модернизации страны Запада рассматриваются как государства «спонтанной модернизации».
Страны, в которых изменения происходили позднее, относятся к «отраженной модернизации».
Этапы развития теория модернизации:
Первый этап. 1950-60-е гг. – после Второй мировой войны распались колониальные системы. Бывшие колонии стремились преодолеть свою отсталость. Теоретики модернизации либеральной направленности (Алмонд, Пай, Даль) предложили моджель заимствования западных устоев («вестернизация», «заимствованная модернизация».
Второй этап. Консервативные идеи в модернизационных теориях (С. Хaнтингтон).
В 1970–80-е гг. модернизация стала рассматриваться как функция развития, эволюции общества.
Исследователи стали изучать факторы, препятствующие модернизации, учитывать особенности политической культуры (Алмонд, Пай). Экономические реформы и переход к демократии должен опираться на традиции, культурные особенности, без заимствования западных образцов (Хантингтон, Эйзенштадт). Появились термины: «контрмодернизация», «антимодернизация» (Турен).
Изменение социально-экономических и политических структур может проводиться вне западной модели. См. Пай Л. «Незападный политический процесс».
Денкварт Растоу в работе «Переходы к демократии: попытка динамической модели» выделил следующие стадии демократизации: а) предварительное условие (наличие национального единства); б) подготовительная фаза (длительная политическая борьба); в) фаза принятия решений (признание многообразия в единстве и институционализация основополагающих механизмов демократии); г) фаза привыкания. «При переходе к демократии последовательность процессов должна быть следующей: от национального единства как подосновы демократизации, через борьбу, компромисс и привыкание – к демократии».Растоу Д.А. Переходы к демократии: попытка динамической модели // Полис. 1996. № 5. С.5.
Третий этап. Во второй половине 1980–начале 90-х гг. возникает транзитология в связи осмыслением процессов трансформации в постсоциалистических странах.
Транзитология(лат. transitus переход + гр. logos учение) - раздел политологии, возникший в 1980-90-е гг. и изучающий переход от тоталитаризма и авторитаризма к демократической политической системе.
Демократический транзит – процесс перехода политической системы государства к демократии. Связан с политической модернизацией общества.
Волны демократизации
С.Хантингтон выделил три волны демократизации. Хантингтон С. Третья волна. Демократизация в конце ХХ века. М.: РОССПЭН, 2003. С.26.
Перваязародилась в начале ХIХ в. в США и длилась до окончания Первой мировой войны.
Вторая волна демократизации – после Второй мировой войны, когда шло восстановление демократии в Западной Германии, Италии, Австрии, Японии, распространение демократии на ряд развивающихся стран после деколонизации. Вторая волна длилась до середины 1960-х гг.
Третьяволна началась с 1974 г. (в Португалии прекратил существование режим Салазара); пала диктатура "черных полковников" в Греции. В Испании в 1975 г. после смерти Ф.Франко восстановлена монархия и начались реформы. Третья волна распространилась на Латинскую Америку, а с середины 1980-х г. охватила социалистические страны Центральной и Восточной Европы и СССР. Образование новых государств включается в эту волну.
Т. Карл и Ф. Шмиттер включали процессы демократических преобразований в странах ЦВЕ в четвертую волну демократизации.