Тема №26. Правонарушение, виды правонарушений.
Правонарушение – это нарушение норм права, нарушение установленного порядка общественных отношений, противоправное поведение гражданина или учреждения, организации, предприятия. Правонарушение всегда связанно с антиобщественным поведением, всегда кому-нибудь приносит вред – кража, обман, самоуправство, разбой, мошенничество и т.д. За правонарушение предусматривается определённое законом наказание. Правонарушение принято разделять на два вида: преступление и проступок.
Преступление – это предусмотренное уголовным правом общественно опасное действие, приносящее вред отдельной личности или организации, учреждению, предприятию. Преступление – это поведение, деятельность конкретного человека.
Правонарушителями могут быть признаны граждане, достигшие 16 лет, а за убийство, умышленное телесное повреждение, похищение человека, кражу, грабёж и т.д. уголовная ответственность наступает с 14 лет.
Проступок– общественно вредное действие, но в отличии от преступления, он не считается общественно опасным. Пьянство, дебоши в общественных местах, безбилетный проезд, мелкие хищения, незаконные сделки, прогул и т.д. – все эти действия наносят вред другим людям, обществу. За проступок предусматриваются наказание не уголовного характера – в виде предупреждения, штрафов, исправительных работ. Проступок в любой момент может перейти черту закона и стать общественно опасным, уголовным деянием.
Уголовное наказание возможно лишь при доказанности совершения преступления. В зависимости от общественной опасности выделяют категории:
тяжкие преступления (умышленное убийство, бандитизм, хищение и т.д.);
особо тяжкие преступления (которые караются лишением свободы свыше 10 лет или высшей мерой);
не представляющие большой общественной опасности (не более 5 лет).
Классификация правонарушений может быть проведена по разным основаниям. Наиболее распространённым является деление их на виды в зависимости от того, нормы какой отрасли права нарушены, а также по степени их общественной опасности (вредности). Наиболее опасными (вредными) для общества являются преступления – противоправные деяния, предусмотренные уголовным законом (уголовное правонарушение). Преступления посягают на наиболее значимые общественные отношения, причиняют значительный ущерб. Все остальные правонарушения, в отличие от преступлений, называются проступками. Но они, в свою очередь, подразделяются на следующие виды:
Административные правонарушения (проступки) – это посягательство на государственный или общественный порядок, собственность, права и законные интересы граждан, предусмотренные нормами административного, финансового, земельного права. В качестве примера можно привести мелкое хулиганство, безбилетные проезд в общественном транспорте.
Гражданско-правовые нарушения (проступки) – это посягательство на имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, которые регулируются нормами гражданского права, а также некоторыми нормами трудового, семейного, земельного права. Примерами могут служить неуплата долга в установленный договором займа срок, поставка недоброкачественной продукции по договорам, распространение сведений, порочащих честь и достоинство другого лица.
Дисциплинарные правонарушения (проступки) – это посягательство на внутренний распорядок деятельности учреждений, предприятий и иных организаций. Они представляют из себя нарушения правил внутреннего трудового распорядка (например, прогул, опоздание на работу), устава воинской дисциплины (самовольная отлучка военнослужащего), учебной дисциплины (пропуски учебных занятий без уважительной причины) и т.п.
Тема №27. Права ребёнка.
В соответствии с Конвенцией о правах ребенка, принятой ООН, в Семейном кодексе РФ содержатся нормы права несовершеннолетних детей. К ним относятся: право на имя, гражданство, заботу родителей с момента рождения; возможность свободно выражать собственные взгляды; искать, получать и передавать информацию в устном и печатном виде; охрана тайны корреспонденции. Уважение личности, чести и прав ребенка, гарантированное законом, позволяет подготовить его к самостоятельной жизни в обществе.
В международный год ребенка (1979 г.) Комиссия по правам человека начала разработку проекта Конвенции о правах ребенка. 10 лет продолжалась сложная работа. 20 ноября 1989 года она единогласно принята Генеральной Ассамблеей ООН. 1990 году наша страна ратифицировала этот документ. Это наиболее полный документ, в котором права ребенка приобретают силу норм международного права. Конвенция призвана создать благополучные условия для развития детей. Ее нормы служат ориентиром для правительственных партий, организаций и движений в их попытках внести положительные изменения в жизнь детей, мобилизировать необходимые для этого ресурсы. Ведь Конвенция – это документ, который обязателен к исполнению.
Нормы Конвенции обледенены в отдельные группы по общности содержания:
1 группа прав – базисные, основные: на жизнь, на равенство в осуществлении прав и др.;
2 группа прав обеспечивает семейное благополучие ребенка (обязывает родителей заботится о детях, государство—помогать детям, оставшимся без родителей и т.д.);
3 группа прав обеспечивает свободное развитие личности ребенка (право свободно выражать свое мнение, объединяться в ассоциации, иметь свободу мысли, совести и религии);
4 группа обеспечивает здоровье детей (право на пользование наиболее совершенными услугами здравоохранения и т.д.);
5 группа прав обеспечивает образование детей и их культурное развитие (право на бесплатное образование, пользование достижениями культуры и т.п.);
6 группа прав призвана защитить ребенка от экономической и другой эксплуатации, от привлечения к производству и распространению наркотиков, от античеловеческого содержания и обращения в местах лишения свободы и др.
Свидетельство о рождении ребёнка, выдаваемое ЗАГСом, является доказательством происхождения ребёнка от указанных в нём родителей. К личным правоотношениям относятся: право ребёнка на имя, отчество и фамилию, право на получение воспитания от родителей, право детей на защиту своих прав. К имущественным правоотношениям относятся: право ребенка на приобретаемую родителями одежду, обувь, книги, другие вещи. Ребенок имеет право на обеспечение всем необходимым для жизни, на получение алиментов, на посещение дошкольных учебных учреждений, на получение бесплатного основного образования и полного среднего, право на защиту чести и достоинства и т.д.
Тема №28. Право на образование: содержание и гарантии.
Среди институтов в современном обществе образование играет чрезвычайно важную роль, являясь одной из основных отраслей человеческой деятельности. По сути дела образование представляет собой целенаправленную, познавательную деятельность людей на получение знаний умений и навыков, либо их совершенствования.
Основной целью образования является приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляции и сохранения ее культурного достижения.
В ходе процесса обучения происходит передача накопленного предшествующим поколением опыта и подготовка его к самостоятельной творческой деятельности. От качества образования существующего в конкретном обществе во многом зависят темпы его экономического и политического развития, его нравственное состояние
В процессе образования человек не только овладевает знаниями, умениями, началами творческой деятельности, он тем самым создает себя, делает из себя гражданина. В этом заинтересовано общество, так как через образование у человека формируется мораль, нравственные качества, профессионализм и т. д.
Образование достигается различными путями. Начальный этап происходит в семье – первые знания о добре и зле, об обязанностях и правах, обучение началам грамоты, приобщение к ценностям жизни и культуры. Важнейшим этапом образования является школа, где дается начальное, основное и полное общее образование. Гимназии, лицеи, колледжи, частные учебные заведения – это альтернативное образование – один из признаков гуманизации.
Право на образование – одно из самых конституционных закрепленное как в международных документах, так и в законодательствах многих стран, в которых гарантируется общедоступность образования.
Развитие системы образования в нашей стране – одной из направлений деятельности государства. В конституции РФ среди социальных прав выделено и право на образование (ст. 26 и 44).
И в международных документах по правам человека, законе РФ «Об образовании», в котором раскрыты основные стратегические направления развития системы образования в РФ.
После окончания основной школы молодой человек может поступить в училище, где ведётся подготовка квалифицированных работников.
Право граждан на образование гарантированно государством и признано обществом.
И очень важно сегодня понимание каждым человеком простой истины: значимость образования заключается и в том, что оно является неотъемлемой составляющей жизни каждого из нас, оно должно быть одной из самых привлекательных сторон жизни, доставлять ему радость, удовлетворение, ощущение собственного достоинства, быть конкретной возможностью реализации одного из своих прав – права на образования.