Сущность конституционного права на информацию и его гарантии
Сущность конституционного права на информацию и его гарантии
В России право человека и гражданина на информацию впервые было закреплено в Декларации прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г. в виде права на охрану личной, персональной информации и права на получение общедоступной информации (ст. 9 и 13). Право на информацию закреплено в ныне действующей Конституции РФ 1993 г. Из 50 конституционных прав и свобод около 25% можно отнести к собственно информационным, в том числе:
· право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 23);
· право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ч. 2 ст. 23);
· свобода мысли и слова (ч. 1 ст. 29);
· свобода массовой информации (ч. 5 ст. 29);
· право на свободу выражения своих мнений и убеждений (ч. 3 ст. 29);
· право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ч. 4 ст. 29);
· право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33);
· право каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды (ст. 42);
· свобода всех видов творчества (ч. 1 ст. 44);
· свобода преподавания (ч. 1 ст. 44);
· право на доступ к культурным ценностям (ч. 2 ст. 44);
· право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48)».
· право каждого знакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (ч. 2 ст. 24); в данной норме установлено право на доступ к информации путем закрепления обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления по подготовке и предоставлению запрашиваемой информации;
· право на доступ к информации о фактах и обстоятельствах, создающих угрозу для жизни и здоровья людей (ч. 3 ст. 41).
Понятие и виды информационных правоотношений
Информационные правоотношения возникают, изменяются и прекращаются в информационной сфере и регулируются информационно-правовыми нормами. Являясь разновидностью правовых отношений, они выражают все основные признаки правового отношения.
Под информационным правоотношением следует понимать урегулированное информационно-правовой нормой информационное общественное отношение, стороны которого выступают в качестве носителей взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных информационно-правовой нормой.
Классификация информационных правоотношений:
1.информационные правоотношения, возникающие при осуществлении поиска, получения и потребления информации, информационных ресурсов, информационных продуктов, информационных услуг;
2.информационные правоотношения, возникающие при производстве, передаче и распространении информации, информационных ресурсов, информационных продуктов, информационных услуг;
3.информационные правоотношения, возникающие при создании и применении информационных систем, их сетей, средств обеспечения;
4.информационные правоотношения, возникающие при создании и применении средств и механизмов информационной безопасности.
Получатель персональных данных (получатель)
юридическое лицо, орган государственной власти или местного самоуправления, которому раскрываются (передаются массивы) персональные данные.
Содержание информационных правоотношений
Информационные правоотношения возникают, изменяются и прекращаются в информационной сфере и регулируются информационно-правовыми нормами. Являясь разновидностью правовых отношений, они выражают все основные признаки правового отношения. В теории государства и права выделяют следующие признаки правоотношений:
1.это общественное отношение, которое представляет собой двустороннюю конкретную связь между социальными субъектами;
2.оно возникает на основе норм права (общие требования правовых норм индивидуализируются применительно к субъектам и реальным ситуациям, в которых они находятся);
3.это связь между лицами посредством субъективных прав и юридических обязанностей;
4.это волевое отношение, ибо для его возникновения необходима воля его участников (как минимум хотя бы с одной стороны);
5.это отношение возникает по поводу реального блага, ценности, в связи с чем субъекты осуществляют принадлежащие им субъективные права и юридические обязанности;
6.это отношения, охраняемые и обеспечиваемые государством (в частности, возможностью государственного принуждения).
Под информационным правоотношением следует понимать урегулированное информационно-правовой нормой информационное общественное отношение, стороны которого выступают в качестве носителей взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных информационно-правовой нормой. Правоотношение является средством перевода общих установлений правовых норм (объективного права) в конкретные (субъективные)права и обязанности участников общественных отношений. Право в объективном смысле представляет собой совокупность правовых норм, определяющих содержание прав и обязанностей персонально неопределенного круга объектов.
К основным элементам информационного правоотношения относятся:
1.субъекты, вступающие в правоотношения при осуществлении информационных процессов;
2.поведение(действия, бездействие) субъектов при осуществлении ими информационных правоотношений (например, приобретение исключительных прав, передача имущественных прав, купли-продажи информационных объектов, тиражирование и распространение информационных объектов и другие аналогичные действия);
3.объекты, в связи с которыми субъекты вступают в информационные правоотношения;
4.право, обязанность и ответственность субъектов правоотношений при осуществлении информационных процессов.
Режим свободного доступа
Режим свободного доступа к информации можно разделить на несколько режимов:
1.режим исключительных прав.
Главнейшей функцией института исключительных прав является наделение их обладателя определенным объемом правомочий, отражающих меру его юридических возможностей по контролю над тем или иным результатом интеллектуальной деятельности. Кому исключительные права принадлежат, тот их и регулирует путем дозволений или запретов.
Посредством института исключительных прав третьи лица юридически отстранены от возможных актов подражания и копирования интеллектуальной продукции.
2.режим общественного достояния.
Принципы, на которых основывается режим общественного достояния:
а) общедоступность. Реализуется посредством создания условий для беспрепятственного ознакомления и (или) использования соответствующих сведений;
б) равенство возможностей на доступ. Всем членам общества при наличии оправданного к тому интереса предоставляются единообразные условия для ознакомления с информацией, отнесенной к общественному достоянию, и ее получения;
в) обеспеченность информации особой охраной государства. Реализует через комплекс организационно-обеспечительных мер, направленных на сохранность наиболее ценных и необходимых обществу информационных ресурсов.
3) режим массовой информации.
Роль института массовой информации характеризуется необходимостью поддержания в обществе естественного состояния свободы массовой информации.
Потребитель массовой информации не ограничен какими-либо запретами помимо социальных ограничений возможности выбора или языковых барьеров, которые не относятся к сфере правовой регламентации. Действующие нормативные запреты в основном касаются лиц, продуцирующих для неограниченного круга потребителей печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы. Наиболее общим запретом, введенным Конституцией Республики Беларусь в отношении массовой информации, является недопущение пропаганды или агитации, разжигающей социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, установлены также иные запреты.
Режим государственной тайны
Профессиональная этика журналиста - это юридически не фиксируемые, но принятые в журналистской среде и поддерживаемые силой общественного мнения, профессионально - творческими организациями моральные предписания - принципы, нормы и правила нравственного поведения журналиста.
В условиях существования государства, действующего на основе системы законодательных актов, характер, мера и формы проявления социально-творческой и экономической свободы регламентируются законодательством. Строго говоря, юридические рамки журналистской деятельности должны быть такими, чтобы можно было дать полный простор правильно понятой ответственной социально-творческой свободе деятельности и предоставить юридическую базу для ее экономического обеспечения. Поэтому в том, как в законодательстве формируется право на свободу деятельности СМИ, наглядно проявляется действительный уровень достигнутой в обществе свободы печати, радио, телевидения.
Если журналист является автором публикации или передачи, то, он несет полную ответственность за материалы. Мера ответственности зависит от того, какой в конкретном случае допущен просчет: допустил ли журналист злоупотребление предоставленными ему правами, свободой слова или нарушение иного рода. К действующему законодательству, на основании которого оцениваются действия журналиста, в первую очередь относятся Гражданский и Уголовный кодексы Российской Федерации.
Согласно статье 57 Закона, сотрудник редакции не несет ответственности за сведения:1) если эти сведения присутствуют в обязательных сообщениях;2) если они получены от информационных агентств;3) если они содержатся в ответе на запрос информации либо в материалах пресс- служб;4) если они являются дословным воспроизведением фрагментов выступлений депутатов и делегатов на сессиях, съездах, конференциях и т.п., а также официальных выступлений должностных лиц;5) если они содержатся в авторских произведениях, идущих в эфир без предварительной записи, либо в текстах, не подлежащих редактированию в соответствии с Законом;6) если они являются дословным воспроизведением материалов, распространенных другим средством информации.
33. Понятие и виды рекламы, требования к рекламе
Реклама – это информация:
а) распространяемая в любой форме (устной, письменной, с помощью рисунков, графиков и т. п.);
б) распространяемая с помощью любых средств (средств массовой информации, транспортных средств и др.);
в) о физическом или юридическом лице, товарах, идеях, начинаниях;
г) которая предназначена для неопределенного круга лиц;
д) целью которой является формирование или поддержание интереса к физическому, юридическому лицу, товарам, идеям, начинаниям;
е) которая в результате повышенного интереса к товарам, идеям, начинаниям способствует их реализации.
Общие требования к рекламе перечислены в ст. 5 Федерального закона «О рекламе».
1. Реклама должна быть распознаваема без применения технических средств именно как реклама в момент ее представления. Использование в радио-, теле-, видео-, аудио– и кинопродукции, а также в печатной продукции нерекламного характера целенаправленного обращения внимания потребителей рекламы на конкретную марку (модель, артикул) товара либо на изготовителя, исполнителя, продавца для формирования и поддержания интереса к ним без надлежащего предварительного сообщения об этом (в частности, путем пометки «на правах рекламы») не допускается.
2. Поскольку реклама обращена к неопределенному кругу лиц, на территории Российской Федерации она должна распространяться на русском языке. На государственных языках республик и родных языках народов Российской Федерации реклама может распространяться дополнительно, по усмотрению рекламодателей.
3. Если деятельность рекламодателя является лицензируемой, в рекламе должен быть указан номер лицензии и орган, ее выдавший.
4. Реклама товаров, подлежащих обязательной сертификации, должна сопровождаться соответствующей пометкой.
5. Не допускается реклама товаров, запрещенных к производству и реализации на территории РФ.
6. Использование в рекламе объектов исключительных прав допускается только в порядке, предусмотренном законодательством РФ.
7. Реклама не должна побуждать к насилию, агрессии, возбуждать панику, побуждать к опасным действиям.
8. Не допускается реклама, нарушающая интересы несовершеннолетних. Кроме того, в соответствии с нормами Закона о рекламе не допускается ненадлежащая реклама, то есть реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения, в частности недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная, скрытая реклама.
Центральным звеном системы государственного управления в сфере государственного управления связью является Государственный комитет Российской Федерации по связи и информатизации. Свою деятельность он строит, руководствуясь федеральным Законом от 16 февраля 1995 года «О связи», а также федеральным Законом от 25 января 1995 года «Об информации, информатизации и защите информации».
В последнем случае Комитет осуществляет государственное регулирование, межотраслевую координацию и несет ответственность за разработку и проведение государственной политики в сфере информатизации общества. Он также регулирует взаимодействие информационных, информационно-вычислительных и автоматизированных систем.Основные задачи Комитета связаны с государственным регулированием деятельности в области связи. При этом к федеральной связи относятся все сети и сооружения электрической связи на территории Российской Федерации (за исключением внутрипроизводственных и технологических сетей связи). Комитет несет ответственность за общее регулирование связи в стране. Его нормативные акты по вопросам регулирования управления сетями связи, а также технической эксплуатации средств связи являются обязательными для всех физических и юридических лиц, предоставляющих услуги связи или пользующихся ими, независимо от их местонахождения и форм собственности. Сеть связи Российской Федерации взаимоувязана и представляет собой комплекс технологически сопряженных сетей связи общего пользования и ведомственных сетей электросвязи, обеспеченный общим централизованным управлением, независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности. Комитет обеспечивает эту централизацию, реализуя федеральные и региональные программы, проводя мероприятия по повышению надежности взаимоувязанной сети связи и развитию всех видов сетей связи.Комитет разрабатывает предложения по государственной политике в области связи и обеспечивает ее реализацию; осуществляет межотраслевую координацию функционирования и развития электросвязи, организует и обеспечивает государственный надзор и контроль за деятельностью в области связи; разрабатывает проекты программ развития в области связи и обеспечивает их реализацию. Он выдает, изменяет условия или продлевает сроки действия лицензий на право деятельности в области связи, а также прекращает действие лицензий; участвует в проведении сертификации средств связи (проверка на их соответствие установленным стандартам). Комитет координирует работу подведомственных организаций в области приема, перевозки и выдачи посылок, почтовых контейнеров; распространения печатных изданий; доставки и выплаты пенсий, пособий; предоставления телефонных переговоров и услуг; приема платы за коммунальные услуги. В его функции входит также организация издания и распространения государственных знаков почтовой оплаты; осуществление международного сотрудничества в области почтовой связи; организация контроля за оперативно-хозяйственной деятельностью организаций почтовой связи.В составе Государственного комитета Российской Федерации по связи и информатизации находится Государственная фельдъегерская служба.Государственная фельдъегерская служба. Она осуществляет руководство деятельностью по обеспечению сохранности и оперативной доставки документов особой важности, секретной корреспонденции. Комитету переданы также функции ранее действовавшего при Президенте Российской Федерации Комитета по политике информатизации.При Президенте Российской Федерации действует Федеральное агентство правительственной связи и информации.
Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обороны, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области внешней разведки, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, и их территориальные органы организуют и обеспечивают защиту государственной тайны в соответствии с функциями, возложенными на них законодательством Российской Федерации.
органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации и их структурные подразделения по защите государственной тайны. Органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации обеспечивают защиту сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с возложенными на них задачами и в пределах своей компетенции. Ответственность за организацию защиты сведений, составляющих государственную тайну, в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях возлагается на их руководителей. В зависимости от объема работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, руководителями органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций создаются структурные подразделения по защите государственной тайны, функции которых определяются указанными руководителями в соответствии с нормативными документами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и с учетом специфики проводимых ими работ. Защита государственной тайны является видом основной деятельности органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации.
Контроль за обеспечением защиты государственной тайны осуществляют Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации в пределах полномочий, определяемых Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами.
Сущность конституционного права на информацию и его гарантии
В России право человека и гражданина на информацию впервые было закреплено в Декларации прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г. в виде права на охрану личной, персональной информации и права на получение общедоступной информации (ст. 9 и 13). Право на информацию закреплено в ныне действующей Конституции РФ 1993 г. Из 50 конституционных прав и свобод около 25% можно отнести к собственно информационным, в том числе:
· право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 23);
· право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ч. 2 ст. 23);
· свобода мысли и слова (ч. 1 ст. 29);
· свобода массовой информации (ч. 5 ст. 29);
· право на свободу выражения своих мнений и убеждений (ч. 3 ст. 29);
· право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ч. 4 ст. 29);
· право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33);
· право каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды (ст. 42);
· свобода всех видов творчества (ч. 1 ст. 44);
· свобода преподавания (ч. 1 ст. 44);
· право на доступ к культурным ценностям (ч. 2 ст. 44);
· право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48)».
· право каждого знакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (ч. 2 ст. 24); в данной норме установлено право на доступ к информации путем закрепления обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления по подготовке и предоставлению запрашиваемой информации;
· право на доступ к информации о фактах и обстоятельствах, создающих угрозу для жизни и здоровья людей (ч. 3 ст. 41).