Понятия «правовая норма» и «нормативно-правовой акт». отличия правовой нормы от норм морали.
Правовая норма — это закрепленные правила поведения, исполнение которых обеспечивается законом, как принудительной силой государства. Общеобязательное правило, из которого вытекают права, обязанности и ответственность участников общественных отношений.
Нормативно-правовой акт — официальный документ установленной формы, принятый с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.
Нормативный правовой акт содержит норму права.
Нормативный правовой акт в Российской Федерации является основным источником права. Нормативные правовые акты (в отличие от других источников права) принимаются только уполномоченными государственными органами в пределах их компетенции, имеют определённый вид и облекаются в документальную форму. Нормативные правовые акты, действующие в стране, образуют единую систему.
По порядку принятия и юридической силе нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.
Закон — обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый парламентом или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Например, Закон о полиции. В Российской Федерации законы принимаются Государственной Думой, одобряются Советом Федерации и подписываются Президентом РФ.
В Российской Федерации действуют федеральные законы и законы субъектов. Никакой иной правовой акт не должен противоречить закону, не может его ни отменить, ни изменить; но закон может отменить или изменить любой другой правовой акт.
Подзаконный правовой акт принимается органами государственной власти или органами местного самоуправления, как правило, на основании закона. К ним относятся указы Президента России, нормативные постановления палат парламента или Правительства России, приказы, инструкции, положения министерств и ведомств.
Отличия правовой нормы от норм морали:
1) Право вырабатывается государством, мораль — обществом. Источниками морали могут быть традиции, авторитет личности, письменные источники, например религиозные.
2) За нарушение нормы права предполагаются санкции государства, за нарушение нормы морали — общественное осуждение, критика и в некоторых случаях санкции государства.
3) Нормы морали не облекаются в обязательном порядке в письменную форму.
4) Хотя в идеале правовые нормы должны совпадать с моралью, известны случаи, когда они им противоречат, например, в тоталитарном государстве.
5) Мораль может отличаться у разных групп населения, принадлежащих к различной культуре, например, по религиозному признаку. Правовые нормы едины для всей территории.
Слово «школа» по-гречески буквально «досуг», и у древних греков школой считались свободные от обязанностей занятия, развлечения, игры. Разнообразие таких занятий считалось основой развития личности. Как вы думаете, почему древние греки уделяли такое внимание игре? Как влияет игра на развитие человека? В чем ее особенности как формы деятельности?
У детей игра является основным видом деятельности. Игра необходима для полноценного развития ребенка — как физического, так и психического. Исторически одной из целей игры являлась выработка необходимых человеческих качеств, навыков, развития способностей. Особое положение занимают специально разработанные развивающие игры.
Развивающие игры — это игры на развитие внимания, памяти, мышления и т.п. Игры должны быть оригинальными, интересными и нести в себе задачу, которую необходимо решить ребенку.
Для ребенка игра является лучшим способом познакомиться с будущей взрослой жизнью. Играя ребёнок осваивает новые роли, развивает навыки и расширяет жизненный опыт.
Особенности игры как формы деятельности:
1) В играх дети подражают трудовой деятельности взрослых, принимают на себя различные социальные роли.
2) Удовольствие, получаемое от игры, создает положительную мотивацию, что очень важно для успешного обучения.
3) Игра даёт выход нереализованной энергии организма.
4) Проходит в рамках правил.
5) Имитационный характер. Даже малое дитя прекрасно знает, что оно играет лишь «как будто взаправду», что это всё «понарошку».
3. Вам поручили подготовить реферат на тему «Современное информационное общество». Составьте план ваших действий для выполнения этого задания.
Реферат — краткое письменное изложение содержания книги или исследования. Порядок подготовки может быть следующий:
1) Поиск необходимой информации в Интернете, библиотеках. Объем материала должен значительно превышать требуемый объем реферата.
2) Проработка найденной информации, копирование подходящих текстов из Интернета, обязательно с адресом веб-страницы. Выписки из печатных изданий или перечень нужных страниц с пометкой о содержании. Не забываем про иллюстрации.
3) На основе имеющегося материала составляем план реферата. Если вы хорошо ориентируетесь в данной теме, план можно составить на первом этапе работы. Требования к плану Вам даст руководитель. Для исследовательских работ характерно наличие введения, основной части, заключения с выводами.
4) Самый важный момент: пытаемся сформулировать основную идею реферата. Что именно Вы хотите сообщить в своей работе? Чем можете заинтересовать читателей? Какую свою мысль, своё видение вопроса Вы постараетесь изложить? В соответствии с найденным подходом корректируем план.
5) Компонуем материал в нужной последовательности, возможно, в виде порядка блоков текста.
6) Набираем текст из печатных изданий на компьютере, собираем все фрагменты материала в один файл.
7) Читаем целиком, удаляем всё лишнее. Обязательно оставляем копии первоначального варианта!
8) Составляем список использованной литературы и сайтов в сети Интернет.
9) Оформляем текст в соответствии с требованиями, которые Вам дал руководитель. (Заголовки форматируем стилями! — ставим абзацу с названием реферата стиль «Заголовок 1», заголовкам разделов — стиль «Заголовок 2» и так далее. Потом можно изменять выравнивание и пр.)
10) Добавляем оглавление (в Офисе-2007 вкладка «ссылки», «оглавление». Если Вы использовали стили заголовков, номера страниц будут добавляться автоматически, их можно автоматически обновить при изменении объема реферата).
11) Сдаем реферат на проверку руководителю, исправляем указанные недостатки.
Билет № 26
1. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки.
Неравенство доходов означает, что люди имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам потребления.
1) Неизбежно возникает в условиях рыночной экономики в силу того, что люди обладают разными способностями и даже в одних и тех же условиях производят разное количество полезного продукта. Если оплата не зависит от результатов труда, как это бывало в Советском Союзе, то работник не заинтересован в повышении производительности труда и качестве изделий. В результате, возникло многократное отставание в производительности труда по сравнению с развитыми капиталистическими странами. Качество товаров народного потребления в СССР значительно уступало аналогичной продукции за рубежом. В условиях рыночной экономики, предприниматель стремится заинтересовать работников в результатах труда, поэтому оплата зависит от количества или качества произведенной продукции, квалификации работника.
2) Более значительную роль играет различное отношение людей к собственности на средства производства. Как писал в своем труде «Капитал» Карл Маркс, предприниматель выплачивает наемному работнику не полную стоимость рабочей силы, а только сумму, необходимую для поддержания жизнедеятельности работника и воспроизводства рабочей силы. Разницу капиталист присваивает и использует для развития производства и для личного потребления. В современных условиях, предприниматели зачастую не вкладывают деньги в развитие производства, а вывозят капитал за рубеж, что характерно для развивающихся стран с нестабильным политическим режимом и для России. Это усиливает отсталость экономики, не создаются новые рабочие места, что снижает в целом уровень жизни и увеличивает социальное неравенство.
В сельском хозяйстве перераспределение доходов осуществляется за счет взимания земельной ренты (платы за пользование землей — это дополнительный аргумент против частной собственности на землю) и закупки сельхозпродуктов по заниженным ценам, недопущения фермеров на рынок (монополизация торговли).
Социальное неравенство воспринимается и переживается многими как проявление несправедливости. Имущественное расслоение общества, как правило, ведёт к росту социальной напряженности.
…ни один самый жестокий человек не мог бы среди нуждающихся, умирающих от нужды людей пользоваться теми излишествами, которыми пользуются теперь богатые люди, не могли бы придти богатые люди к тому положению полной физической праздности, в которой, скучая, проживают они теперь свою жизнь, заставляя, часто старых, малолетних, слабых, делать нужную им работу. Не будь соблазна собственности, не могли бы люди без смысла, без цели тратить все силы своей жизни на всё большее и большее приобретение имущества, которое не может быть употреблено… (Лев Толстой, «Христианское учение»)
Черта бедности — это официально устанавливаемый минимальный уровень дохода на семью, необходимый для приобретения продуктов питания в соответствии с физиологическими нормами, а также удовлетворения минимальных потребностей людей в одежде, обуви, жилье и т.д. Лица, получающие доходы ниже этого уровня, относятся к категории бедных.
Экономические меры социальной поддержки, осуществляемые государством:
1) защита уровня жизни путем введения разных форм компенсации при повышении цен и проведение индексации;
2) обеспечение помощи самым бедным семьям (см. билет 1);
3) обеспечение политики социального страхования, установление минимальной заработной платы для работающих;
4) выдача помощи на случай безработицы;
5) развитие образования, здравоохранения, культуры, охрана окружающей среды в основном за счет государства;
6) проведение активной политики, направленной на обеспечение квалификации;
7) поддержка семьи, престарелых, молодежи.
2. М.Е. Салтыков-Щедрин в своей известной сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» описал действия мужика, который, чтобы спасти генералов, «Полез сперва-наперво на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых яблоков… Потом покопался в земле — и добыл оттуда картофелю; потом взял два куска дерева, потер их друг об дружку — и извлек огонь. Потом из собственных волос сделал силок и поймал рябчика. Наконец, развел огонь и напек… разной провизии…». Какую форму деятельности описал автор? Каковы признаки этой формы деятельности и как они отражены в тексте?
Автор описал в приведенной цитате трудовую деятельность.
Признаки:
1) создаются материальные блага, необходимые для удовлетворения потребностей (нарвал яблок, напёк провизии);
2) применяются орудия труда (сделал силок);
3) используются имеющиеся природные ресурсы (добыл картофеля, поймал рябчика);
4) происходит преобразование объектов природы (развел огонь).
В данной сказке Салтыков-Щедрин обращает внимание читателя на тот факт, что все необходимые для жизни материальные блага создаются трудом крестьянина (а в наше время и рабочего, инженера), без которого все представители правящих классов, научные работники, творческая интеллигенция и пр. оказались бы столь же беспомощны, как генералы на острове.