Глава 2. автор как производитель медиатекста

2.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДРЕСАНТА СМИ

В текстах любого типа автор может быть представлен по-разному в соответствии с замыслом и жанром произведения:

- как герой-рассказчик, тогда внутри основного сюжета произведения возникает еще один сюжет (текст в целом представляет метасобытие):

Цыплят по осени считают гласит пословица, вот и мэр района Владимир Самойлович, вместе с первым заместителем Валерием Орноевым, и редактором газеты «Сельская новь» Надеждой Саперовой отправились посмотреть да посчитать, что делается на важных объектах нашей территории, в том числе финансово поддержанных «Единой Россией». Заодно побывали в крестьянских хозяйствах, но об увиденном там читайте в следующем номере.

А пока первая остановка в Тырети…

Уже пять лет не работает один из корпусов Ханжиновской школы, и ребята вынуждены ютиться в садике…

Самым крупным объектом по ремонту можно смело назвать Хор-Тагнинскую школу…

Последним пунктом командировки стало село Заблагар. Тут обозначилась проблема с мостиком через речушку. Долго думали вместе с главой Троицка Олегом Бородиным, заблагарцем Василием Харитоненко, как и где лучше построить новый переход. Что будет сделано – об этом мы еще расскажем в нашей газете[136].

- как лицо второго плана, которое лишь комментирует сюжет, выражает свое мнение, оценку:

Одно из понедельничного утра в редакции газеты «Сельская новь» началось с криков и чуть ли не драки. Буквально пять минут девятого в кабинет корреспондента Алексея Фоменко ворвался Нурадин Байрамов (многие зовут его Юра) и вызвал «на разборки» в коридор. Наш парень не робкого десятка, вышел с ним. И тут утренний гость не сдержался и схватил Алексея за грудки со словами-угроз «Ти – жюрналист, сначала разберись, потом печатай». Речь шла об опубликованном накануне письме жительницы Мойгана о долге Байрамова за мясо… Правда, после инцидента Н. Байрамов по телефону извинился перед журналистом, заодно поделившись мнением, что ненавидит редактора Саперову. В редакции этому не удивились, ведь было бы странно, если редактора уважали обманщики, воры и другие прохиндеи[137].

- как затекстовый субъект, не связанный с сюжетом, и тогда его отношение к ситуации, поступкам героя передается лишь посредством неявной оценки происходящего:

До сих пор еще Нина Цыганкова не может прийти в себя. Так много впечатлений за последние дни! Перелет до Москвы, знаменитая Останкинская башня и, конечно же, обаятельный Якубович – поездку на «Поле чудес» Нина Павловна и ее внук Сергей будут помнить долго…

Сразу после завершения съемок, Нина Цыганкова отправилась на вокзал и, обменяв билеты, выехала домой на два дня раньше, чем планировалось. К сожалению, Нина Павловна почему-то поспешила домой. А Московский Кремль, Собор Василия Блаженного, Храм Христа Спасителя и Красная площадь – символы нашей столицы для Сережи так и остались картинками с открыток и учебников[138].

Независимо от типа представления в тексте, автор всегда «обладает социальными и частными чертами»[139]. Его социальная личность видна, когда он защищает объективно ценные позиции и положения, высказывает мнение, анализирует общественную проблему. Частные черты составляют индивидуальный портрет автора, который складывается в сознании адресата из сведений об интересах журналиста, из впечатлений от его субъективных оценок, из знания фактов биографии и творчества.

Авторам городских, районных СМИ Иркутской области, по нашим наблюдениям, не свойственна яркая подача частных черт, открытая и амбициозная демонстрация индивидуальной стилевой манеры, характерная для журналистов крупных центральных изданий, одновременно являющихся ведущими, авторами теле- и радиопрограмм, активными блогерами (Д. Быкова, Ю. Латыниной, И. Петровской, М. Ганапольского, А. Колесникова др.). Частные черты: факты биографии, жизненные привязанности, поглощающие хобби становятся известны читателю в дни празднования юбилеев районной газеты, когда на ее страницах появляются творческие портреты сотрудников редакции. В остальное время восстановить частные черты личности, определиться, насколько близок читателю автор, можно, наблюдая за публикациями в газете, встречаясь с журналистами. Внимательный человек по авторским оценкам лиц и ситуаций, по соблюдению этических канонов общения с героями материалов, готовности помочь землякам в решении насущных вопросов, по отношению к профессиональным обязанностям, по верности местным традициям, по вербальному имиджу журналиста составляет целостное представление о его персоне. Но все это возможно, если адресат наблюдателен, способен систематизировать факты, составлять из мозаичных и разрозненных впечатлений более или менее объективную картину.

Социальные черты личности районного журналиста представлены намного объемнее и зримее, чем индивидуальные. Возможно, именно растворенность в социальной (а значит и совокупной, и частной) жизни родной территории делает местного журналиста более интересным, значимым для жителя области. Пресса всегда рядом, активное участие газеты в ежедневных общественных акциях не нуждается в подтверждении, поэтому и журналист «горрайонки» в большинстве случаев выигрывает в сравнении с автором крупного общественно-политического или специализированного издания центра России.

Строя обобщенный портрет современного автора, Г. Я. Солганик перечисляет основные черты профессионала: «сдержанный, чурающийся высоких слов, пафоса человек, часто ироничный, скорее информатор, чем аналитик»[140]. Частично для автора районной газеты эта характеристика справедлива. Он информатор: основной блок текстов издания – до 90 % – составляют информационные (заметка, расширенная информация, интервью, репортаж) и рекламные публикации. Аналитические материалы занимают совсем малый объем газетных полос – до 8 %. Чаще всего комментарии, статьи, аналитические отчеты пишут редакторы районок: Н. Саперова в «Сельской нови», С. Боровик в «Байкальских огнях», Т. Конотопцева в «Бирюсинской нови», но время от времени глубокие и качественные материалы выходят из-под пера сотрудников редакций (Т. Колесниковой, Г. Макеевой в «Рабочей трибуне», В. Тарасова в «Ленских зорях», А. Хамуевой, А. Тимофеевой в «Байкальских огнях», др.) или узких специалистов: административных лиц, работников налоговой, пенсионной, музейной, образовательной сфер.

Однако ироничность в текстах районки – явление нечастое. Она появляется

• в аналитических и полемических текстах, когда пишущий отлично разбирается в вопросе, может привести различные взгляды на проблему, показать «плюсы» и «минусы» каждой из точек зрения, убедительно обосновать свой подход к делу (цикл статей «“Неизученная дельта”, или Еще раз про экологию» В. Жарикова, начальника Кабанской гидрометеостанции[141]):

На днях к работе приступил новый руководитель районного здравоохранения – пятый по счету за последние шесть лет… Перед этим «по собственному желанию» был уволен прежний главврач…Его переезд из Улан-Удэ в Кабанск продлился год без нескольких дней… Кто объяснит упорное нежелание «отцов района» подбирать руководителей – хотя бы на самые ключевые должности – публично и состязательно?... А вдруг победит тот, кто в глаза начальству преданно смотреть так и не научился? // Байк. огни. – 2010. – 15 апр. – С. 1;

• в информационных репортажах и расширенных заметках, когда журналист протестует против социальной антинормы:

Жить в этом домике в славном селе Байкало-Кудара решительно невозможно. Особенно 79-летней женщине – Лидии Никитьевне Селивановой. Невозможно потому, что эта хибира, полученная лет 40 назад от РайПО, истлела в труху…Воз, а точнее, баба Лида и ныне там. Живет и помирать не собирается. На зло им, говорит, жить буду! По адресу Байкало-Кудара, улица Ленина, 99, ее и переписали, ведь “России важен каждый!” // Байк. огни. – 2010. – 28 окт. – С. 3.

Кроме того, для тональности поселковых и городских газет не характерна открытая языковая агрессия[142], преобладание субъективной оценки над объективной, навешивание ярлыков и прозвищ – то, без чего не обходится нынче ни одно федеральное издание, включая качественные СМИ.

Сдержанность журналиста местной периодики – характеристика относительная и подвижная. Некоторые полемические материалы заряжены эмоциями, бурным негодованием, протестом против социальной антинормы:

В тех же бурятских газетах не увидишь портрета рабочего – «победителя капиталистического соревнования»; редко что расскажут о рядовом учителе, медике, инженере. Не тот, понимаешь, информационный повод. Чиновники, депутаты, местные шоу-знаменитости, банкиры, бандиты и мошенники… Это – да, это – тема! // Байк. огни. – 2010. – 19 авг. – С. 6.

Пафос, «высокие слова» в районной газете отнюдь не редкость. И это, пожалуй, можно считать не отрицательным, а положительным качеством текстов местной печати. Вполне понятна реплика Сергея Боровика в «Байкальских огнях»:

Ушедшую навсегда эпоху «развитого социализма» можно ругать за многое. Но теперь, через пару десятилетий, видно и другое: вместе с тем строем кануло немало хорошего и доброго. Из того, чего мы лишились – не в одночасье, конечно, но как-то безнадежно быстро – внимательное и доброе отношение к людям[143].

Журналисты районки тепло и трепетно относятся к землякам, и если человек заслужил признание окружающих, то похвалы для него не жалеют: “Бурятия” посвятила материал с фотографией женщине молодой, красивой, умной – начальнику отдела экологического просвещения байкальского заповедника Виктории Краснопевцевой. Потомственного биолога, кандидата наук газета сравнивает с «купринской Олесей, байкальской Синильгой, девушкой с картины Венецианова»… Вот так вот, знай наших! // Байк. огни. – 2010. – 19 авг. – С. 6.

Разумеется, и пафосные речевые формы, которые сохранились с тех времен, когда все в хозяйствах было на своих местах, люди были заняты работой, земля ухожена, – до сих пор не забыты местной периодикой. «Высокие» заголовки выдают стремление к упорядоченности, сохранению традиций, на которых до сих пор держится российская провинция: «Наши землячки – гордость Иркутской области», «Год завершили с медалями», «Спортивная гордость района» (Сельская новь); «Ее года – ее богатство», «В канун золотого юбилея», «Сильные духом» (Байк. огни); «Гвозди бы делать из этих людей…», «На плацдарме оптимизма» (Лен. зори). Можно упрекнуть газету за советские штампы, за неумелые попытки выбраться из назойливых клише и во что бы то ни стало наградить тексты новыми рифмами и ритмами («Ужель те самые Татьяны, что деток наших к книгам тянут?; Мороза не испугались, в Крещение купались; Татьян 23 – в цехах трудятся они» // Сельская новь. – 2010. – 22 янв. – С. 2). Но и в возвышенно-восторженных фразах, и в несуразном речевом креативе – желание авторов отметить, поощрить человека, достойного внимания и уважения. Журналисты стремятся сохранить страницы местной периодики как традиционное жизненное пространство, несущее свет и добро.

2.2. РЕЧЕВОЙ ПОРТРЕТ ЖУРНАЛИСТА МЕСТНЫХ СМИ

При сегодняшнем административном невнимании к судьбе городской и районной прессы[144] нет резона предъявлять языковые претензии журналистам, взявшим на себя труд нести читателю социально важную информацию, разбираться в сложных бытовых проблемах, находиться в ежедневной готовности помочь землякам. В то же время интересно рассмотреть местную прессу как лингвостилистическое явление, зачастую не подверженное жесткому влиянию единой стилевой концепции, не скованное редакторским диктатом, не ограниченное узкой журналистской специализацией и обязательным соблюдением жанровых канонов. Особый интерес для исследователя могут представлять текстовые ошибки и недочеты, разобранные не в традиционном культурно-речевом или эколого-лингвистическом ключе, а в аспекте выражения личностных качеств и коммуникативных приоритетов журналиста провинциальной газеты.

Обратившись к не избалованному филологическим вниманием объекту – газете «Бирюсинская новь»[145], исследуем нюансы речевого поведения одного из уважаемых авторов издания – Татьяны Козловой, специализирующейся в последнее время на сельскохозяйственной тематике[146]. Цель работы – проанализировать отклонения журналистки от языковых нормативов, создать на основе анализа речевой портрет сформировавшейся языковой личности, сделать выводы о наличии у автора индивидуального речевого стиля.

Перечислим языковые несовершенства текстов Т. Козловой, выявленные в результате комплексного лингвостилистического и жанрово-композиционного анализа материалов:

- Неуместная экспрессия, эмоциональность (Если учесть огромный снежный покров полей и лугов, то не скоро дождутся коровы, телята свежей, зеленой травки в своем рационе; как только буренки полностью освободятся от бремени; С натугой, но наращивают объемы производства животноводы МУП «Рассвет»);

- Смешение стилей, канцелярит (Если учесть огромный снежный покров полей и лугов, то не скоро дождутся коровы, телята свежей, зеленой травки в своем рационе);

- Стилистически и семантически неуместное использование прецедентов, например: То ли дождик, то ли снег…- название материала о зимовке скота и надоях в районе;

Отсутствие цельности материалов: отступления от основной темы, смысловые «колодцы», масса дополнительной информации, достойной самостоятельной разработки (А впереди очередное сражение за урожай, не подвело бы здоровье. Хотя, надо сказать, отряд механизаторов пополнился за счет молодежи из Юртинского СПТУ). В приведенном ниже абзаце речь идет одновременно о снижении суточных надоев молока, о разнице во времени отела коров, о повышении надоев после отела, о количестве дойных коров в районе, о пополнении общественного стада; в тексте несколько микротем и несколько «смысловых колодцев»: Из поступившей сегодня сводки по району видим, что среднерайонный показатель суточных надоев молока на одну фуражную корову незначительно, но снизился. Понятно, существует некоторый сдвиг по времени растела, и есть надежда, что отставшие подтянутся, как только буренки полностью освободятся от бремени. На 19 апреля общественное стадо дойных коров в районе составляет 2394 головы – в новом году прибавилось 69 коров.

- Повторы разного типа (Из поступившей сегодня сводки по району видим, что среднерайонный показатель…);

- Ошибки и недочеты в выборе слов и сочетаний (Февраль-март-апрель здесь стойко держится…; …существует некоторый сдвиг по времени растела…);

Неуместное использование модальных слов, которые, по мнению автора, демонстрируют проникновение в тему, а на деле создают смешение стилей, резко меняют тональность внутри абзаца (Понятно, существует некоторый сдвиг по времени растела, и есть надежда, что отставшие подтянутся, как только буренки полностью освободятся от бремени).

- Лексическая недостаточность (…и есть надежда, что отставшие подтянутся…) и избыточность (…как только буренки полностью освободятся от бремени…);

- Нарушения в употреблении синтаксических конструкций (левые распространители: Из поступившей сегодня сводки…; неверный порядок слов, неверное употребление союзов: Из поступившей сегодня сводки по району видим, что среднерайонный показатель суточных надоев молока на одну фуражную корову незначительно, но снизился; всего по району молока производится за сутки 19240 килограммов);

- Непродуманность композиции (концовка материала отсутствует, заголовок не соответствует содержанию, нет связи между отдельными абзацами, либо связь создается искусственно; нарочитое «кольцо» конца первого абзаца и заголовка: …Впереди распутица, бездорожье, сложно будет с полей завезти корма. А кормить животных надо и в дождик, и в снег);

- Нехватка или неточная подача фактического материала, отсутствие единообразия в представлении фактов (Февраль-март-апрель здесь стойко держится самый низкий показатель молочной продуктивности животных – доят по два килограмма (в сутки? – Р. Т.) на фуражную корову! В прошлом году на эту дату (даты в предтексте нет – Р. Т.) доили по 6,2 килограмма молока... наращивают объемы производства животноводы МУП «Рассвет», сегодня их показатель наполовину лучше прошлогоднего (какой был в прошлом году? Какое место в районе занимают? – Р. Т.). Малые надои (насколько малы? – Р. Т.) в МУП «Шелаевское», СХПК «Бирюсинский», ИК-22, подсобных хозяйствах);

Нарушение правил логического мышления: законов тождества, противоречия и достаточного основания (На фоне названных хозяйств благополучно выглядят доярки и скотники подсобного хозяйства «Таежный»; Товарность молока на сегодня самая высокая на предприятиях «Конторка» и «Таежный» – 81 процент. А всего по району молока производится за сутки 19240 килограммов, на стол селянину и горожанину поступает 14815 килограммов – 77 процентов произведенного объема молока. Остальное молоко – на выпойку новорожденных телят. Теперь одна из главных забот – сохранность полученного приплода. И, конечно, многое зависит от того, насколько сытыми будут животные).

Наши рекомендации