Обстановка в стране в начале ХХ в. Первая русская революция
Тема 13. Россия в начале ХХ века: проблема исторического выбора
Обстановка в стране в начале ХХ в. Первая русская революция
Россия и мир в начале XX века. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и индустриальной модернизации России. Дискуссии историков и современников об основных направлениях модернизации: формировании эффективных рыночных отношений, элементов гражданского общества и правового государства. Пределы самодержавного реформирования. Русско-японская война и ее итоги. Причины и задачи революции 1905-1907 гг. Этапы революции.
Начало российского парламентаризма. Политические партии в России: их генезис, классификация, программа и тактика
Изменения в политической системе. Формирование политических партий. РСДРП, Социалисты-революционеры (эсеры). Конституционные демократы (кадеты), Союз 17 октября (октябристы). Черносотенные организации, анархисты. Программы, социальный состав, тактика партий. Деятельность Государственной Думы.
Столыпинская аграрная реформа
Потребность в аграрной реформе. П.А. Столыпин. Цель реформы. Методы реформы: разрешение свободного выхода из общины; попытка создания крепкого единоличного крестьянского хозяйства; создание фонда земель, ссуды Крестьянского банка; политика переселения за Урал. Итоги и значение реформы.
Февральская и Октябрьская революции 1917г.
Неудачи России в Первой мировой войне и обстановка внутри страны. Февральская революция в России. Отречение Николая II. Образование Временного правительства. Советы как один из центров власти. Двоевластие. Основные социальные, экономические и политические проблемы и политика Временного правительства. Классы и партии в 1917 г. Изменение соотношения социально-политических сил. Альтернативы развития после Февраля. Кризисы власти и характер их разрешения. Выступление генерала Корнилова. Причины краха государственности в России. Деятельность большевиков по подготовке вооруженного восстания. Октябрьское вооруженное восстание. Второй Всероссийский съезд Советов и его декреты. Советы и Учредительное собрание: проблема политического выбора.
Обстановка в стране в начале ХХ в. Первая русская революция
Поражение в русско-японской войне и революционный кризис. Уже в 1901 г. министр юстиции Н. В. Муравьев писал: «Общее недовольство настоящим режимом охватило все слои общества». В стране сложилась революционная ситуация. Ее развитию способствовала начавшаяся русско-японская война 1904 — 1905 гг., явившаяся результатом столкновения интересов России и Японии в Маньчжурии (Северном Китае) и Корее.
Начало войны стало свидетельством неудовлетворенности России пассивной внешней политикой после 1856 г. Тогда Россия в основном играла роль миротворца. Наиболее яркой страницей миротворческой политики страны был созыв в 1899 г. по инициативе Николая II Гаагской конференции, впервые поставившей вопрос о разоружении, создании системы международной безопасности. Для этого в Гааге был создан международный суд (существующий и поныне) — прообраз Лиги Наций и ООН.
Однако колониальные захваты России в Средней Азии и на Дальнем Востоке продолжались. Претензии! Николая II распространялись на Маньчжурию и Корею, Афганистан, Персию и Тибет. Не решаясь вступать в прямой конфликт с европейскими державами, царизм счел возможным бросить вызов более отсталой Японии, которая, однако, переживала в начале XX в. период бурного экономического развития. Одной из целей этой войны было достижение национального единения внутри страны и подавление либерального и революционного движений. Политические цели, как и в первой половине XIX в., вновь ставились выше задач модернизации общества. Государственный традиционализм начал определять направления не только внутренней, но и внешней политики.
Но «маленькая победоносная война» против Японии, какой ее видели в Петербурге, обернулась позорным поражением.
Почти сразу же была выведена из строя порт-артурская эскадра российского флота. Господство на море перешло к японцам. Подвоз войск на Дальний Восток был затруднен, так как Транссибирская магистраль не была закончена. Японская армия вступила в Корею и Маньчжурию. Русская армия потерпела поражение в многодневной битве под Ляояном, в конце 1904 г. был сдан Порт-Артур.
Все это вызвало в стране антиправительственные выступления, в ответ на которые правительство ответило предложением установить отношения «доверия» с обществом. Но критические выступления в печати против бюрократического строя, за необходимость коренной реформы продолжались. Конец 1904 г. был ознаменован оживлением либерального движения. Происходило массовое создание профессиональных союзов лиц свободных профессий: юристов, врачей, учителей, журналистов. Они выступали с требованиями конституции и народного правительства. К ним впервые присоединился и представительный орган буржуазии — Московская городская дума. Однако Николай II отверг эти требования,' согласившись лишь на отдельные реформы.
Революционное настроение в стране все время подогревалось поражениями русской армии. В феврале 1905 г. японцы одержали победу под Мукденом. В мае русская эскадра была полностью разгромлена в Цусимском проливе. В августе 1905 г. был заключен мир с Японией. Япония получила южную половину Сахалина, к ней отошли на правах аренды, с согласия Китая, Ляодунский полуостров вместе с портами Порт-Артур и Дальний, Южно-Маньчжурская железная дорога. Положение напоминало времена после Крымской войны. Однако сейчас всколыхнулись не только либералы, но и низы российского общества.
Подъем революционного движения. В начале января 1905 г. начались забастовки рабочих Петербурга с требованиями 8-часового рабочего дня и повышения зарплаты. Движение возглавил «зубатовец» священник Г. Гапон. Под его руководством рабочими была выработана петиция, включавшая требования созыва Учредительного собрания для проведения демократических реформ и передачи земли крестьянам. Однако в целом петиция носила царистский характер и могла стать поводом для «единения царя с народом». В это время революцию еще можно было бы предотвратить относительно безболезненными уступками власти народу, проведением либеральных реформ, улучшением положения рабочих и крестьян. Но для этого Николаю II надо было пойти на диалог с обществом, признать возможность уступок. На это царь, искренне преданный идее самодержавия и к тому же слабовольный, решиться не мог.
Когда 9 января 1905 г. рабочие с разных концов Петербурга двинулись к Зимнему дворцу с иконами и царскими портретами, их встретили пули солдат и шашки казаков. Этот день вошел в историю как Кровавое воскресенье. В ответ забастовали рабочие многих городов России. В январе 1905 г. участвовали в стачках около 440 тыс. рабочих, т. е. больше, чем за период 1895 — 1904 гг. Выступили студенты высших учебных заведений. В стране началась революция. Самым существенным последствием событий 9 января было то, что вера народа в царя была отчасти подорвана.
Это не входило в планы правительства, стремившегося опереться на силы традиционализма. Царь 19 января принял делегацию рабочих, обязал Сенат рассматривать петиции об «усовершенствовании государственного благоустройства». Это на время оживило царистские настроения, особенно среди крестьян. Только весной 1905 г. царю было послано 60 тыс. прошений крестьян о прирезке земли и уравнении в правах с другими сословиями. 18 февраля Николаем П был подписан рескрипт (предписание) на имя министра внутренних дел А. Г. Булыгина о разработке проекта закона о созыве в России законосовещательной Думы.
Особенностью этой Думы, получившей название «булыгинской», было то, что она создавалась с опорой на: крестьянство как общественную силу, до конца верную царю. В губернских избирательных собраниях крестьяне имели 43% голосов против 34% у дворян. Помимо воли крестьян в Думу не мог пройти ни один либерал (кроме представительства крупных городов). На это и был расчет правительства.
Мера была своевременной, так как после Цусимы часть либералов резко «полевела». П. Н. Милюков признал тогда, что «все средства законны против нынешнего правительства». Складывались условия для блока революционеров и либералов. Промежуточным звеном между ними стал созданный в начале мая 1905 г. в Москве Союз союзов, объединивший как союзы интеллигенции, так и возникавшие в ходе революции профсоюзы рабочих. Призывая к бойкоту «булыгинской» Думы, Союз союзов занял более решительную позицию, чем либералы из промышленников и земцев. Местом столкновения мнений и поиска компромиссов между либералами и революционерами стали аудитории университетов, получивших в августе 1905 г. автономию. Отныне вход полиции на их территорию был запрещен. В университетах проходили массовые революционные митинги.
Однако если меньшевики охотно шли на союз с либералами, то большевики прилагали все силы, чтобы изолировать их. Единственной их целью было развитие революционной инициативы рабочих и крестьян. При этом оказывалось, что в революционной борьбе рождались органы власти, основанные на принципах традиционной культуры. Примером этого было появление во время всеобщей стачки иваново-вознесенских рабочих в мае — июле 1905 г. Советов рабочих депутатов. Возникнув как стачечный комитет. Совет осенью и зимой взял в свои руки всю полноту власти. Ленин видел в Советах, которые были созданы и в других городах, форму народной демократии, противопоставляя их буржуазному парламентаризму. При этом характерной чертой Советов было единение законодательной, исполнительной, подчас и судебной власти. Они обозначили противостояние «народной власти», основанной на традиционном правосознании, и либерального принципа разделения властей. Впоследствии подчинение Советов партии большевиков обеспечило ей всевластие в России.
Однако в некотором смысле большевики были недостаточными традиционалистами. Их призыв к крестьянам создавать революционные крестьянские комитеты и проводить забастовки батраков долго оставался неуслышанным. Массы крестьянства шли за созданным летом 1905 г. Всероссийским крестьянским союзом, который высказался за общенародную собственность на землю, но отказался от лозунга свержения самодержавия и установления демократической республики. Во главе Крестьянского союза стояли либералы и эсеры. Он опирался на мощное движение крестьянства. В январе — сентябре 1905 г. было зафиксировано 1,6 тыс. крестьянских выступлений, часто сопровождавшихся поджогами помещичьих усадеб. Поднялись армия и флот, состоявшие в основном из крестьян. В июне 1905 г. произошло восстание на броненосце «Князь Потемкин-Таврический».
Высший подъем революции 1905 — 1907 гг. был связан с Октябрьской политической стачкой. Ее инициаторами стали железнодорожники Московского узла. С 7 по 13 октября 1905 г. стачка охватила всю страну. В городах бездействовали водопровод, освещение, телефон, не выходили газеты, закрылись школы, театры, магазины. Вся торгово-промышленная жизнь замерла. Всюду происходили демонстрации и митинги. Главными требованиями забастовщиков были 8-часовой рабочий день, провозглашение демократических свобод и созыв Учредительного собрания.
Силу забастовке обеспечивало единодушие общества. Лишь некоторые фабриканты и помещики остались на стороне правительства. В Нижнем Новгороде, Самаре, Харькове, Одессе и других городах возникли «комитеты общественной безопасности», объединившие городские думы, биржевые комитеты, либералов, меньшевиков и эсеров.В 55 городах возникли Советы, наиболее известным из которых был Петербургский Совет, во главе которого стояли Г. С. Хрусталев-Носарь, а затем Л. Д. Троцкий. Началось создание рабочих дружин. Часто деньги на оружие рабочим давали предприниматели.
Октябрьские события обозначили крайний предел «полевения» русской буржуазии в 1905 — 1907 гг. Именно в эти дни была создана партия Народной свободы (или конституционно-демократическая, кадетская), во главе которой стоял П. Н. Милюков. Своей задачей партия ставила объединение либералов и демократов. Поэтому ее программа, которой кадеты пытались придать внеклассовый, национальный характер, была расплывчатой. Вопросы о республике, национализации земли, немедленном введении 8-часового рабочего дня
окончательно решены не были. Отчасти это способствовало расширению числа членов партии, которое к 1917 г. достигло 100 "тыс. человек. Наряду с интеллигенцией в нее входили помещики, промышленники и торговцы, богатые крестьяне, отдельные рабочие. Но это не позволяло укрепить союз с решительно настроенными революционными силами. Большинство рабочих шло за социал-демократами. Стать во главе революционного движения русским либералам не удалось.
Подъем революционного движения усилил авторитет крайних революционных партий, социал-демократов и эсеров. Чтобы предупредить распространение в народе республиканских идей, Николай II издал 17 октября 1905 г. манифест о даровании народу «незыблемых основ гражданской свободы» — неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов. Было обещано создание Государственной думы с законодательными правами. Это была победабуржуазного конституционализма.
Появление манифеста вызвало взрыв радости практически во всех слоях общества. Оно было воспринято как победа общества над самодержавным государством, начало эры конституционализма и процветания, глубокой модернизации российского общества на основе буржуазного правопорядка. На этой позиции стояли как либералы, так и меньшевики и эсеры. Большевики призывали к дальнейшему развитию революции.
Вместе с тем оживились и традиционалистские силы, видевшие в манифесте подрыв идеи самодержавия. На основе «патриотического движения» родился «Союз русского народа» во главе с А. И. Дубровиным, насчитывавший до 100 тыс. человек. «Патриоты» называли себя «черной сотней», т. е. истинными представителями народных низов. В их движении соединились монархизм и имперское сознание русского народа. Социалистической альтернативе развития России черносотенцы противопоставили фашистскую альтернативу. В сущности это была борьба двух разновидностей традиционализма — революционного и контрреволюционного. Более чем в 100 городах в октябре — ноябре 1905 г. прошли «патриотические манифестации» под монархическими и националистическими лозунгами: «Россия для русских», «Русские люди, объединяйтесь». Они сопровождались убийствами интеллигентов и еврейскими погромами (в Киеве, Казани, Кишиневе, Гомеле), так как именно в интеллигентах и евреях «патриоты» видели главную революционную силу. Менее чем за месяц было убито до 4 тыс. человек и ранено более 10 тысяч.
Если у черносотенцев реакционность проявлялась прямо, то у большевиков до поры до времени косвенно, в «ультрареволюционности» их тактики, отрывавшей рабочих и крестьянство от либералов. С одной стороны, это приводило к дальнейшему подъему революционной борьбы, а с другой —создавало традицию противопоставления идей революции и социальной справедливости идеалам буржуазного правосознания. Тем самым, провозглашая на словах стремление к прогрессу и модернизации, большевики на делеподрывали духовные основы модернизации, способствовали закреплению традиционных идеалов уравнительности и«справедливости», противостоящих идеезаконности.
Раскол блока либералов и революционеров был процессом двусторонним. Уже в октябре — ноябре буржуазию стал пугать растущий напор революционных сил, проявлявшийся в стачках и демонстрациях, явочном введении на фабриках 8-часового рабочего дня, крестьянском движении, восстаниях в армии и флоте, таких, как на крейсере «Очаков» и других кораблях Черноморского флота под руководством лейтенанта П. П. Шмидта. В результате буржуазия совместно с правыми земцами создала умеренные либерально-монархические партии. Наиболее известной был «Союз 17 октября», одним из руководителей которого являлся А. И. Гучков. В нем насчитывалось 25 — 30 тыс. членов, в основном из буржуазии. Именно с ними правительство вело переговоры об участии в органах власти.
Вместе с тем рабочие ожидали возобновления всеобщей стачки. Количество участников политических выступлений вдвое превысило число участников экономических забастовок. Революционный характер движения рабочих проявился в том, что политическим целям служили и созданные социал-демократами профессиональные союзы. В Западной Европе ситуация была другой. Там социал-демократические партии возникали на основе профессионального движения. Это давало возможность использовать парламентские методы для достижения экономических целей. В России борьба рабочих за улучшение материального благосостояния и создание профессиональных союзов служили политическим целям социал-демократов.
В ноябре — декабре 1905 г. этой задачей стало свержение самодержавия, созыв Учредительного собрания и создание демократической республики. 6 декабря в Москве была объявлена всеобщая стачка, которая быстро переросла в вооруженное восстание. Восстания произошли также на Урале, в Донбассе, Сормове, Красноярске, Чите, Владивостоке, Новороссийске, Харькове, Ростове-на-Дону. Но в Петербурге они поддержаны не были. Меньшевики считали эту тактику неверной, так как таким образом пролетариат и буржуазия окончательно противопоставлялись друг другу. До конца боролись за победу лишь большевики и эсеры.
В этот период Советы впервые взяли всю власть в свои руки, вплоть до организации торговли, выпечки хлеба, издания газет. Им подчинялись предприниматели и городские власти. Но многие причины, в том числе отсутствие поддержки армии и координации планов, привели к поражению.13 — 19 декабря был подавлен последний очаг выступления в Москве — Пресня. Начался разгром сил восставших царскими войсками.
Вооруженные восстания поставили вопрос о пролетарской революции. С одной стороны, это был наиболее реальный для России путь перехода к республиканскому правлению, с другой — означало разрыв с западной либерально-демократической традицией, оживление традиционных ценностей и взрыв агрессивности рабочих. «Нашей задачей было всех бить» — так понимал свою цель один из организаторов профсоюзов рабочих в Москве.