Российская государственность: феноменология отчуждения
Отчуждение - спутник общества на всем пути его существования, которое характеризуется разделением труда. Отчуждение, следовательно, - признак всякого расчлененного общества и в этом контексте пока что неизбежный фактор прогресса. Без него нет движения вперед, но оно же и порождает конфликты многообразного рода, в том числе кровопролитные. Суть отчуждения в том, что продукт деятельности человека и сообщества людей обособляется от индивида, группы, общества и выступает как чуждый им, самостоятельно функционирующий фактор общественной жизни[571].
Попытки преодоления отчуждения на путях социалистического переустройства не удались. Социализм породил новые формы отчуждения - человека от собственности, власти от народа, идеологии от массового сознания и так далее. А главное - официально провозглашаемые ценности жизни, права и политики становились все более чуждыми населению.
В переходном российском обществе отчуждение отчасти сохраняет авторитарные черты, отчасти приобрело формы, производные от перестроечных, а затем - либерально-реформаторских подвижек. Преобладающей среди других является традиционная российская доминанта отчуждения государства от негосударственных сфер общества и этих, последних, от государства. В персонализированном аспекте гражданин по-прежнему отторгается властью как субъект, но столь же последовательно, пусть и в иных формах, эксплуатируется (и экономически, и политически) как объект управления и манипулирования.
Новое сейчас в России в ракурсе отчуждения состоит во взаимоотталкивании, следовательно, во взаимодействии рождающегося гражданского общества и протодемократического государства. Отчуждение в реальности и раскол ценностной системы нерасторжимы: они составляют своеобразное инобытие, или превращенные формы друг в друга - чрезвычайно многообразные и подчас не сразу узнаваемые.
Отчуждение власти и народа за последние годы эволюционировало от "почти слияния" к "почти конфронтации", между тем позитивные проявления отчуждения (и их масштабы) оказались недостаточными. Занятия политикой, профессиональным госуправлением и предпринимательством расчленены крайне слабо, равно как политическая власть и (экономическая) собственность. Отставание же правового урегулирования этих соотношений завершает их характеристику как истока дестабилизации всех взаимодействующих сил и сфер: политики в целом, власти и ее представителей, экономики и ее организаторов (бизнеса). Естественно, оказались подорванными и этико-ценностные регуляторы общественных, в том числе государственно-правовых, отношений.
Далее, размытость классово-групповых образований, их незавершенность как по объему, так и по интересам также препятствует реструктуризации государства - выразителя определенных политико-экономических установок, развитию позитивного права - оформлению "воли-интереса" доминирующих социальных страт, формированию новых ценностных установок и ориентиров. Страдают нравственность, право, личность, перерождается власть.
Неиерархиезированность и подвижность субординационных связей в гражданском обществе порождает и провоцирует произвол властей на федеральном и региональном уровнях. Вместе взятый, совокупный произвол власти стимулирует и без него идущий прогресс криминализации и мафиезации значительных сегментов общества. То есть происходит процесс расширения сферы влияния замкнутых группировок, конкурирующих с официальной госвластью и существующих за счет противоправной агрессии ("экономической" и вооруженно-насильственной), и их воздействия на общество в целом.
"Ценности" и нормы криминальной подсистемы, будучи антизаконными (нелегальными) и аморальными, все более легитимируются де-факто и становятся регуляторами отношений возрастающей массы населения.
Псевдоправовое государство и квазигражданское общество - генеральная характеристика переходного российского общества. Хотя, конечно, не единственная. Итак, налицо феноменология[572] политического отчуждения: власти и народа, государства и гражданина, госаппарата и центров власти, официально заявленной политики и реальной работы чиновничества, федеральной и региональной властей, их обеих и местной "власти", закона (как норматива) и фактического поведения человека, как частного лица и гражданина, и так далее. Не ясно ли, что все это - истоки неправового сознания и поведения?
Произошла "десакрализация" власти, ее дискредитация (и определеная делегитимизация) в массовом сознании. "Антиправовое сознание" захватывает расширяющийся круг граждан, повсеместно, сверху донизу. Антиценностное сознание и поведение все более вытесняют традиционные ценности права и человечности.
Деморализация государства и общества - исток их криминального перерождения. Собственность, доступ к ней диктует установки и нормы поведения элит и рядовых граждан, а власть откупается и сама стала товаром, так как в России - это главный инструмент обогащения. Очевидно, что в принципе известные всем странам в прошлом названные взаимозависимости в России имеют нецивилизованное, неправовое воплощение, особенно вызывающее для современного мира.
Остающаяся законопослушной часть населения сталкивается с сокращающимися возможностями реализации своих интересов легальными средствами. Правомерные цели все чаще требуют нелегальных способов их достижения ввиду как неэффективности официальных инструментов социального контроля (законодательства, правоохранительных механизмов и органов), так и их криминализации. Поэтому законно противостоять криминальной агрессии - как "сверху", так и "снизу" - граждане не в состоянии, будь то на уровне одиночек, групп или даже крупных деловых сообществ. Отсюда - "компромисс": реализация (пока еще) законных интересов через взяткодательство, уклонение от налогов, а также невыплаты зарплаты, неплатежи и т.п., притом сплошь и рядом выходящие за пределы вынужденного, являющиеся своего рода превышением пределов социальной самообороны.
Наконец, официально государство генерирует неправомерное поведение и сознание конфискационными налогами, квазипенитенциарной системой, инквизиционным следствием, репрессивными действиями карательных полицейских образований. Отсюда - всеобщий антиправовой нигилизм власти и человека, государства и гражданина.
Современное российское государство - это государство формирующегося гражданского общества. Подчеркнем основные характеристики имеющегося налицо государства:
- проводит реформы, нацеленные на модернизацию российского общества, и тем самым в конечном счете служит ему;
- представляет собой либерально-демократический тип власти, характеризующийся политической и экономической свободой;
- вместе с тем генетически "подвержено" авторитарным тенденциям и склонно к репрессивно-антиправовым проявлениям;
- порождено условиями, связанными с недостаточной политико-правовой продвинутостью и наличием рудиментов[573] прошлого.
Противоречивая природа государственной власти, ее функционирования и ее соотношения с трансформирующимся обществом порождает ряд деструктивных, дисфункциональных процессов. Среди них: депублицизация государственной власти - ее официальная и криминальная приватизация (властных функций, управленческих структур и должностных лиц); запредельная регионализация территориальной организации - партикуляризация государства и законодательства; асистемное, во многом хаотическое распределение власти и влияния, раскоординированность управленческих подсистем; вынужденные и "волевые" антиправовые приемы решения юридических проблем (легитимация незаконного). Общий уровень и качество власти как государственного руководства обществом не вполне адекватны потребностям общества и решаемым им историческим задачам. Правда, значительная доля ответственности за деструктивность политсистемы лежит на внесистемной, непримиримой и квазисистемной оппозиции.
В этом ключе подчеркнем незрелость, несовершенство всей политической системы, значительную пробельность законодательства, а в контексте политико-правового отчуждения, в том числе аксиологического, - высокую, недопустимую для демократически-реформаторского режима степень разобщенности, взаимного отчуждения власти и гражданина, государства и человека. Эволюция российской государственности, взятая в пространстве "алиенационной тематики", парадоксальна и драматична. От отчуждения власти (от человека и от общества), поглощавшей социалистический социум, манипулировавшей им как инструментом достижения идеологически заданных целей, произошел переход к отчужденному государству на почве осуществления объективно необходимых реформ.
Но прежде просмотрим, что же именно отчуждается от общества и человека и отчуждает их от себя. Название параграфа содержит в качестве основного термин "государственность", а он, как известно, многозначен. Из приводимого ниже перечня (системы) его значений для нас особо важно понимание государственности как единства власти и права, государства и его законов, а в некоторых контекстах - как политико-правовой структуры, формы общества, ее бытия, функционирования. И вот что еще. В России традиционно из века в век вознесение власти над обществом и человеком, отчуждение человека происходило под лозунгами укрепления, развития государства. Такая тенденция проявилась и в наше время. Так что же такое "укрепление" и "развитие" государства?
Терминология, обозначающая предмет исследования, многозначна, сами основные понятия (категории) требуют выяснения, а по возможности и операционализации.
Итак, зададимся вопросами - что такое: (а) государственность; (б) российская государственность; (в) укрепление российской государственности; (г) развитие российской государственности.
"Государственность" может быть понята как:
- синоним "государства" в его самом общем понимании;
- специализированный, оплачиваемый и профессиональный аппарат, или механизм, власти и управления, социального контроля и высшего (международного) представительства страны (народа);
- собирательное родовое понятие государственно-организованного общества или его части (современная государственность,
национальная государственность);
- конкретное государство, страна;
- протополитическая общность людей, организация социума, племени, этноса, народа и т. п., т. е. становящееся, естественно зарождающеесягосударство (государственность древних славян и т. п.);
- формируемое государство (палестинская государственность);
- механизм власти (авторитета) и доминирования определенных социальных классов и групп (имущественных, конфессиальных, этнических и др.), т.е. механизм классового (группового) господства;
- политическая система (организация) общества в целом;
- целостное единство собственно государственного элемента - политико-административного организма - и юридико-правового элемента (права в широком понимании этой категории иначе говоря, государственно-правовая "надстройка" над гражданским обществом, его политико-юридическая форма;
- разновидность формы правления, территориального устройства, политического режима (монархическая - республиканская,
федеративная - автономная - унитарная, демократическая - авторитарная - тоталитарная государственность);
- принципы организации и функционирования государства, соотнесенные с демократией, конституцией, правом (демократическая, правовая и т.п. государственность).
Возможны и другие отвлеченно-теоретические толкования категории "государственность".
Российская государственность здесь и далее понимается как "государственное" на территории современной России и в контексте ее истории, т. е. в соотнесении с прошлой историей и предвидимом будущем. А равно - в контексте территориального формирования многоэтничного (и многоконфессионального) единства при сохранении естественных межрегиональных и иных различий. Циркулирующее в последние годы понятие "укрепление российской государственности", очевидно раскрывается как (а) усиление государственного механизма (аппарата): умножение, оснащение, удорожание и расширение его полномочий - конституционно-правовых или фактических и даже неправовых и т. п. или/и (б) как повышение эффективности, действенности, результативности этого механизма в качестве управляющей обществом, регулирующей, организующей, стабилизирующей и защищающей подсистемы, т. е. как гаранта жизнедеятельности общества внутри и вне страны. Обществу следует отвергнуть понимание "укрепления" как усиления государства в его противостояниигражданину и гражданскому обществу, но именно такая традиция остается пока мало поколебленной. Кризисное состояние России выдвигает на первый план задачу стабилизациигосударства как целостной системы - предотвращения его распада.
Стабилизация начинается там, где есть надежное закрепление политического влияния за отчетливыми общественными группами в центре и регионах. Притом демократическая правовая стабилизация государства "прикрепляет" власть к гражданскому обществу, основанному на правовом взаимодействии власти со свободными и ответственными гражданами. Антидемократическая (авторитарная, военно-полицейская, тоталитарная) стабилизация устанавливает (восстанавливает) безраздельный контроль властей предержащих над подданными. Последний вариант есть концентрированное воплощение отчуждения государства от общества, человека от государства, а главное - отчуждение индивида от права и свободы. Итак, сама государственность, если отрицает право (не законы, а именно право), то тем самым отчуждает и человека от его прав, свобод, права в целом. Наиболее грубые формы правоотчуждения порождаются государством, если оно само впало в грех криминализации. Эта проблема в советские времена, естественно, не рассматривалась применительно к отечественному государственному механизму (государству - советскому, социалистическому, общенародному и т.п.). Иногда она освещалась применительно к "эксплуататорским государствам" прошлого и современности. Само собой разумелось, что на "высший исторический тип" государства радикальные критические и аналитические оценки не распространялись.
Итак, "развитие российской государственности" - это претерпеваемые ею изменения и (или) прогрессивное, поступательное, совершенствующее движение. В идеале подразумевается совершенствование самого государства, но не самодовлеющее, а для совершенствования метагосударственной социальной жизни и условий жизни гражданина в ней.
Основные аксиологические координаты, в которых рассматриваются тенденции развития и проблемы укрепления российской государственности[574] - это соотнесение их с правом: правом объективным и правом субъективным, т.е. правами человека. Укрепление, развитие, трансформация, отчуждение и разотчуждение государственности России в переходный, т.е. протодемократический, период могут происходить и происходят как на путях правового развития, так и неправового (антиправового).
Конкурирующие тенденции находят поддержку и стимулируются различными общественными силами, а также сохраняющимися либо приобретаемыми типами (чертами) общественного сознания, унаследованными и создаваемыми институтами и потребностями самого общества, в экономике, социальной сфере, политической жизни, нравственных установлениях. Иначе говоря, ценностные установки и целеполагание самого государства и правда противоречивы в своей основе и не нашли пока стабильно-идейной базы в виде национально-государственно-правовой идеи.
Особо - о путях, способах, формах, в которых протекает процесс укрепления (ослабления), развития (совершенствования или, наоборот, деградации) государства, его правовых форм и соответственно - его отчуждения или, напротив, деалиенации. Реформы и революции не могут более восприниматься в виде сторон философской оппозиции, исчерпывающей меняющиеся общества, народы, страны. Процессы возмужания (или дряхления), обогащения (или обнищания), расцвета (или упадка), роста влияния (или его сокращения) государства на внутреннюю "среду" (общество) и внешнюю "среду его обитания" (сопредельные и иные государства, их ассоциации, мировое сообщество в целом) не умещаются лишь в двух формах превращений - революционной и реформаторской, эволюционной.
История, в том числе политическая, знает симбиоз (в разных комбинациях) первого и второго, как и упомянутые процессы "возмужания" ("дряхления") государства (этатизации общества) или локализации государственного влияния, деградации (вырождения) государственных структур вместе с представляемыми элитами, социальными стратами или народами в целом. Наконец, разрушение и гибель, даже исчезновение в результате природных или техногенных катастроф также составляют некие "формы существования" - эволюции и инволюции государства. Определяющее значение в этих процессах имеет наличное состояние ценностной системы.
Впрочем, следует признать, что революция и реформа (их комбинации), вероятно, все-таки доминируют в многообразной феноменологии процесса государственного существования обществ разных времен и народов. Хотя отдельные проявления этой феноменологии включают многое: эволюция - инволюция, революция - контрреволюция, реформа - контрреформа, прогресс - деградация, модернизация - реставрация, наконец, консервация и репродукция - воспроизведение традиционных институтов без видимого обновления. И едва ли не важнейшая доминанта - состояние ценностной основы государства и общества - расцвет или деградация, декаданс, раскол и распад.
В России пока еще нет цивилизованного, развитого, стабильного, правопослушного гражданского общества, пространственно охватывающего всю страну. Но уже возникло примитивное гражданское общество со свойственными такому состоянию социума теневой экономикой, многочисленным, но еще бедным и неорганизованным средним классом. Лишь декларированное правовое государство, на деле же - более бюрократическое, нежели правовое, и, тем не менее, социальное. Регионально-партикуляристская территориальная организация государственного механизма и, соответственно, структура законодательства.
Контрольные вопросы
1. Какова сущность и понятие отчуждения?
2. Какие виды отчуждения Вы знаете? Охарактеризуйте их.
3. Каковы признаки отчуждения?
4. В чем смысл марксовой теории отчуждения?
5. В чем смысл теории отчуждения Э. Фромма?
6. Что такое деалиенация?
7. Что такое государственность, российская государственность, укрепление российской государственности, развитие российской государственности?