Сущность права и его социальное назначение

Если раньше, в предшествующие эпохи развития человечества право представляло собой в первую очередь орудие господства определенной части общества, обладающей средствами производства (рабовладельцы, феодалы, промышленная и торговая буржуазия), то ныне в развитых цивилизованных странах оно выражает волю всего общества в целом и направлено на то, чтобы охранять и защищать интересы личности, согласовывать потребности различных социальных слоев в государстве (предприниматели, интеллигенция, фермеры, расовые, национальные и иные общности и т.д.), координировать их интересы, быть арбитром в разрешении конфликтов между людьми и их коллективами. Это средство достижения оптимального согласования между общественными, групповыми и индивидуальными интересами, общенациональным благом и частными потребностями конкретного индивида.

Без права не может существовать современное общество, это объективно необходимый элемент мировой цивилизации. Прежде всего оно является важным инструментом регулирования экономических отношений в обществе, обеспечения нормального функционирования хозяйственного механизма внутри страны, а также оптимальной организации международного экономического сотрудничества.

В социалистическом государстве экономика, основанная на государственной собственности на средства производства, практически полностью регулировалась правовыми средствами, объем, и направление производства определялись таким юридическим документом как план. Законом определялись количество, ассортимент и цены выпускаемой продукции, адреса распределения, источники денежных и материальных ресурсов, заработная плата и т.д.

В условиях же рыночной экономики право, гарантируя свободу предпринимательства и частной собственности, суверенитет предпринимателя, выполняет иные функции. Оно определяет общие условия нормального функционирования хозяйственного механизма, обеспечивает ритмичную согласованную работу всех его звеньев.

Закон устанавливает и гарантирует равноправное существование различных форм собственности (частной, государственной, муниципальной и др.), определяет права и обязанности участников хозяйственного оборота, порядок разрешения имущественных споров, ценообразование, защиту прав потребителей. Он также устанавливает меры юридической ответственности за неисполнение договорных обязательств и имущественный вред, за порочные, вредные для общества и отдельной личности формы ведения хозяйства (злоупотребление рекламой, товарным знаком, монополизация отдельных отраслей экономики, производство наркотиков и др.), обеспечивает заботу о социально незащищенных слоях населения (инвалиды, пенсионеры, многодетные семьи, безработные и др.). Наконец, без закона невозможна бюджетно-финансовая деятельность в государстве (налоговая политика, кредитование хозяйственной деятельности, банковское дело, составление государственного бюджета и контроль за его исполнением и т.д.).

Роль права объективно необходима также для обеспечения подлинного народовластия в стране, установления и охраны институтов демократии. Конституция и другие законы определяют порядок свободных выборов высшего представительного органа и президента страны, их полномочия и порядок деятельности, взаимоотношение законодательной и исполнительной властей, судебный и прокурорский контроль за исполнением законов, организацию деятельности всех звеньев механизма государства. Без развернутой системы права невозможны также установление, обеспечение и эффективная охрана прав и свобод личности, забота о человеке, удовлетворение его материальных и духовных потребностей. Не менее важна также роль права в регулировании трудовых, брачно-семейных отношений, в обеспечении рационального использования природных богатств и экологической безопасности.

Объективная потребность права связана также с необходимостью обеспечить дисциплину, без которой невозможно современное цивилизованное сообщество людей, ответственность граждан перед обществом и государством, решительно и эффективно бороться с деяниями, которые наносят ущерб общественным отношениям, правам и интересам личности, хозяйственным структурам, искоренить такое уродливое явление как преступность и иные формы нарушения общественного порядка.

Наконец, не менее значительна роль права в современных условиях как действенного инструмента расширения экономического, политического, культурного и иного сотрудничества между государствами, обеспечения мира между народами, разоружения, предотвращения конфликтов в различных регионах земного шара, установления единого мирового порядка.

Объективной закономерностью современного мира является всемерное возрастание роли и значения права и законности во всех основных сферах общественной жизни. Связано это со все большим усложнением социальных отношений, возрастанием их числа и специализации, повышением уровня демократизма в экономической, политической и идеологической сферах, усилением заботы государства о личности, его благополучии и безопасности, об обеспечении и охране его прав и свобод, заботой о экологической безопасности человечества.

Проблема сущности права имеет несколько теоретических аспектов.

Гносеологический (познавательный) аспект заключается в философской проблеме по­знания сущего. Дает ли нам эмпирический подход к явлению, процессу, вещи, в дан­ном случае праву, достаточное знание изучаемого объекта? Или этот подход необходимо должен быть дополнен логическим зна­нием, формулирующим понятия, категории, объясняющим при­чины тех или иных явлений?

Со времен Платона ответ сводится к признанию приоритета логического, понятийного знания.

Действительно, достаточно ли, например, знания текста той или иной статьи законодательного акта или необходимо вы­явить правовую норму, которая выражена в этой статье, пони­мать ее социальное назначение, социальные и даже историче­ские причины появления? Ответ очевиден - только логический подход позволит практически правильно, справедливо, а в не­обходимых случаях и гуманно применить эту норму, например суду вынести обоснованный, справедливый приговор или обос­нованное, справедливое решение.

Другой аспект проблемы сущности права за­ключается в попытке выделить уже в самой сущности главный, основополагающий, оп­ределяющий компонент. Марксистская концепция права выделяла классово-волевой компонент. В знаменитой формуле из "Манифеста Коммунисти­ческой партии" авторы, обращаясь к классовым противникам, утверждают: "ваши идеи сами являются продуктом буржуазных производст­венных отношений и буржуазных отношений собственности, точно так же, как ваше право есть лишь возведенная в закон воля вашего класса, воля, содержание которой определяется материальными ус­ловиями жизни вашего класса"[131].

Классово-волевое понимание буржуазного права, высказан­ное в этой формуле, было затем распространено и на понимание вообще сущности права. Классовые интересы, определяемые ма­териальными условиями жизни соответствующего класса (отчего этот подход и обозначался как материалистический), выражались через волю господствующего класса в виде законов.

Но у этого подхода к сущности права сразу же возникают большие трудности, которые начали возникать из неоднозначности понятия воля и не­определенности с конкретными механизмами "возведения ее в закон".

Эта теория подверглась справедливой критике уже в дорево­люционной юридической литературе, в частности известным правоведом Л. Петражицким.А на практике в 30-50-е годы XX века она легла в основу чудовищного произвола, геноцида и террора, и других негативных явлений, характерных для правовой системы социализма сталинского типа. Сталин и его окружение полагали, что они формируют и выражают волю господствующего класса, превращая ее в свое веление, повеление и закрепляя его в законах об упрощенном уголовном судопроизводстве (1934-1937 гг.), за­крепощении под страхом уголовной ответственности работников на предприятиях, крестьян в колхозах (40-е годы) и т.п.

Есть и третий аспект сущности права, который разводит право и закон, и понимают право то как справедливость, то как разумное распределение интересов, то как особое психологическое пережи­вание, психологическое отношение, то как саму упорядоченность общественных отношений, то как конкретные судебные решения споров, то как сознательно творимое устройство общественной жизни, то, наконец, как нечто стихийное, развивающееся незави­симо от воли и общественного сознания регулятивное явление.

Следует подчеркнуть, что, размышляя о сущности права, не­обходимо иметь в виду ее динамические свойства, учитывать, что право - это динамическая, развивающаяся система, что ее свой­ства подвержены изменениям в процессе развития человеческого общества, точно так же как изменяется культура, язык.

Динамизм права приводит к его большому социально-регулятивному многообразию и многовариантности, изменению его роли и места в различных обществах и соответст­венно к различным подходам к познанию и определению его сущности.

Наши рекомендации