Значение и сущностные характеристики информации
Современный мир характеризуется такой интересной тенденцией, как постоянное повышение роли информации. Как известно, все производственные процессы имеют в своём составе материальную и нематериальную составляющие. Первая – это необходимое для производства оборудование, материалы и энергия в нужной форме (то есть, чем и из чего изготавливается предмет). Вторая составляющая – технология производства (то есть, какон изготавливается). Вспомнив в общих чертах историю развития производительных сил на Земле, каждый читатель увидит, что роль (и, соответственно, стоимость) информационной компоненты в любом производстве с течением времени возрастает.
В последнее столетие появилось много таких отраслей производства, которые почти на 100% состоят из одной информации, например, дизайн, создание программного обеспечения, реклама и другие.
Соответственно, и себестоимость товара складывается из стоимости материала, энергии и рабочей силы с одной стороны и стоимости технологии, с другой. Доля НИОКР в цене товара в наше время может достигать 50% и более, несмотря на то, что материальные затраты индивидуальны для каждой единицы продукции, а затраты на технологию – общие, то есть, раскладываются поровну на всю серию товара. Появился даже принципиально новый вид товара, в котором доля индивидуальных затрат сведена почти до нуля. Это программное обеспечение (ПО), при производстве которого все затраты делаются на создание первого образца, а дальнейшее его тиражирование не стоит ничего.
Столь же ярко демонстрирует повышение роли информации в производственных процессах появление в XX веке такого занятия, как промышленный шпионаж. Не материальные ценности, а чистая информация становится объектом похищения.
В прошлые века человек использовал орудия труда и машины для обработки материальных объектов, а информацию о процессе производства держал в голове. В XX столетии появились машины для обработки информации – компьютеры, роль которых все повышается.
Указанные тенденции однозначно свидетельствуют, что начинающийся XXI век станет информационным веком, в котором материальная составляющая отойдёт на второй план.
Объективные и субъективные характеристики информации
Что такое объективность и субъективность при рассмотрении характеристик информации?
Объективные характеристики информации зависят от содержания информации и не зависят от нашего к ней отношения.
Действительно, как бы мы не относились к какой-либо информации, например, к учебнику по основам математического анализа, смысл этой информации, ее объем, вид представления и т.п. не зависят от нашего к этому учебнику отношения.
Субъективные характеристики информации определяются значимостью информации для конкретного человека (субъекта) и его к этой информации отношением.
Объективные
Существует множество различных градаций, или классификационных признаков, по которым можно характеризовать информацию. Выделим некоторые основные признаки:
1) по смыслу, в том числе три основных характеристики - повседневная, научная и образная (искусство), каждая из которых имеет множество самостоятельных характеристик;
2) по способу восприятия информации людьми, т.е. в соответствии с нашими органами чувств (зрительная, слуховая, обонятельная, осязательная, вкусовая, чувство равновесия);
3) по способу представления (текстовая, графическая, объемная, звуковая и т.п.);
4) по объему;
5) по месту хранения (библиотеки, архивы, музеи и т.д.);
6) по способу кодирования
7) по вероятности появления
Cубъективные
Значимость информации для людей и их к ней отношение
В повседневной жизни мы постоянно к слову информация добавляем различные определения: важная, интересная, полезная, вредная, сложная и т.п. Все эти определения так или иначе характеризуют информацию с точки зрения нашего отношения к ней, значимости информации для нас. В действительности, практически нет такой информации, которая была бы одинаково важна или интересна всем людям. Поэтому все здесь перечисленные характеристики информации в той или иной степени являются субъективными. Несмотря на то, что все соответствующие характеристики достаточно субъективны, при их изучении среди этих характеристик постепенно начали выделять те характеристики, которые с достаточной долей уверенности можно считать объективными. Но их объективность определяется не их содержанием. Попробуем разобраться в самих характеристиках, а затем определим, в чем же в действительности заключается их объективность.
В настоящее время приняты следующие общезначимые характеристики:
1) полнота,
2) достоверность,
3) доступность,
4) сложность,
5) важность,
6) актуальность,
7) понятность,
8) ценность.