Субъекты и объекты информационных правоотношений в области государственной тайны
Основными объектамиинформационных правоотношений в области государственной тайны выступают сведения, составляющие государственную тайну, носители государственной тайны, средства и методы защиты государственной тайны, гриф секретности,
Законодательство РФ в области государственной тайны определяет состав субъектов правоотношений государственной тайны и устанавливает их полномочия в области отнесения сведений к государственной тайне и их защиты.
1. Палаты Федерального Собрания:
осуществляют законодательное регулирование отношений в области государственной тайны;
рассматривают статьи федерального бюджета в части средств, направляемых на реализацию государственных программ в области за щиты государственной тайны;
определяют полномочия должностных лиц в аппаратах палат Федерального Собрания по обеспечению защиты государственной тайны в палатах Федерального Собрания.
2. Президент РФ:
утверждает государственные программы в области защиты государственной тайны;
утверждает по представлению Правительства РФ состав, структуру межведомственной комиссии по защите государственной тайны и положение о ней;
утверждает по представлению Правительства РФ Перечень должностных лиц органов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, а также Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне;
заключает международные договоры Российской Федерации о совместном использовании и защите сведений, составляющих государственную тайну;
определяет полномочия должностных лиц по обеспечению защиты (Государственной тайны в Администрации Президента РФ;
в пределах своих полномочий решает иные вопросы, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и их защитой.
3. Правительство РФ:
организует исполнение Закона РФ «О государственной тайне»;
представляет на утверждение Президенту РФ состав, структуру межведомственной комиссии по защите государственной тайны и положение о ней;
представляет на утверждение Президенту РФ Перечень должностных лиц органов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне;
устанавливает порядок разработки Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне;
организует разработку и выполнение государственных программ в области защиты государственной тайны;
определяет полномочия должностных лиц по обеспечению защиты государственной тайны в Аппарате Правительства РФ;
устанавливает размеры и порядок предоставления льгот гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны;
устанавливает порядок определения размеров ущерба, наступившего в результате несанкционированного распространения сведений, (составляющих государственную тайну, а также ущерба, наносимого собственнику информации в результате ее засекречивания;
заключает межправительственные соглашения, принимает меры по выполнению международных договоров Российской Федерации о совместном использовании и защите сведений, составляющих государственную тайну, принимает решения о возможности передачи и ч носителей другим государствам;
в пределах своих полномочий решает иные вопросы, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и их защитой.
4. Органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправленияво взаимодействии с органами защиты государственной тайны, расположенными в пределах соответствующих территорий:
обеспечивают защиту переданных им другими органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями сведений, составляющих государственную тайну, а также сведений, засекречиваемых ими;
обеспечивают защиту государственной тайны на подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях в соответствии требованиями актов законодательства РФ;
обеспечивают в пределах своей компетенции проведение проверочных мероприятий в отношении граждан, допускаемых к государственной тайне;
реализуют предусмотренные законодательством меры по ограничению прав граждан и предоставлению льгот лицам, имеющим либо имевшим доступ к сведениям, составляющим государственную тайну;
вносят в полномочные органы государственной власти предложения по совершенствованию системы защиты государственной тайны (в ред. Федерального закона от 6 октября 1997 г. № 131-ФЗ).
5. Органы судебной власти:
рассматривают уголовные и гражданские дела о нарушениях законодательства РФ о государственной тайне;
обеспечивают судебную защиту граждан, органов государственном власти, предприятий, учреждений и организаций в связи с их деятельностью по защите государственной тайны;
обеспечивают в ходе рассмотрения указанных дел защиту государственной тайны;
определяют полномочия должностных лиц по обеспечению защиты.
Вопрос 61.
Основные способы защиты прав на государственную тайну и их особенности
Ащита государственной тайны
К органам защиты государственной тайны относятся:
- Межведомственная комиссия по защите государственной тайны;
- органы федеральной исполнительной власти (Федеральная служба безопасности РФ, Министерство обороны РФ, Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ), Служба внешней разведки РФ, Государственная техническая комиссия при Президенте рФ и их органы на местах;
- органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации и их структурные подразделения по защите государственной тайны.
Межведомственная комиссия по защите государственной тайны является коллегиальным органом, координирующим деятельность органов государственной власти по защите государственной тайны в интересах разработки и выполнения государственных программ, нормативных и методических документов, обеспечивающих реализацию законодательства РФ о государственной тайне.
Органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации обеспечивают защиту сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с возложенными на них задачами и в пределах своей компетенции. Ответственность за организацию защиты сведений, составляющих государственную тайну, в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях возлагается на их руководителей.
Допуск должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке.
Допуск предусматривает для принимающих такое решение:
- принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну;
- письменное согласие на проведение в отношении них полномочными органами проверочных мероприятий;
- определение видов, размеров и порядка предоставления льгот;
- ознакомление с нормами законодательства РФ о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение.
При решении вопроса о допуске к государственной тайне проводятся проверочные мероприятия. Объем проверочных мероприятий зависит от степени секретности сведений, к которым будет допускаться оформляемое лицо.
Для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, устанавливаются льготы:
- процентные надбавки к заработной плате в зависимости от степени секретности сведений, к которым они имеют доступ;
- преимущественное право при прочих равных условиях на оставление на работе при проведении штатных мероприятий.
Для сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны дополнительно к этим льготам устанавливается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в указанных структурных подразделениях.
Устанавливается три формы допуска к государственной тайне должностных лиц и граждан, соответствующие трем степеням секретности сведений, составляющих государственную тайну: к сведениям особой важности, совершенно секретным или секретным. Наличие у должностных лиц и граждан допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для доступа их к сведениям более низкой степени секретности.
Вопрос 62.
Понятие коммерческой тайны и критерии охраноспособности прав на нее.
Коммерческая тайна - конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.
Хотя для признания объекта охраняемым в качестве коммерческой тайны не требуется государственной регистрации и уплаты государственных пошлин, тем не менее, как и иные объекты интеллектуальной собственности, коммерческая тайна должна соответствовать установленным законом критериям охраноспособности.
Законом установлены следующие критерии охраноспособности коммерческой тайны:
1) эта информация должна иметь действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам - к коммерческой тайне не имеет смысла относить информацию, которая не представляет и не может в будущем представлять интереса в той сфере, где существует породивший ее бизнес. К объектам коммерческой тайны могут относиться такие достижения и информация, которые являются существенными факторами для экономики предприятия, оставаясь при этом неизвестными третьим лицам.
2) к этой информации не должно быть свободного доступа на законном основании - правообладатель должен принимать все меры, чтобы предотвратить раскрытие информации, представляющей важность с коммерческой точки зрения, при опубликовании различных материалов, экспонировании на выставках, при передаче для ознакомления возможным партнерам или при внедрении результатов интеллектуальной деятельности.
3) требуется, чтобы обладатель информации принимал меры к охране ее конфиденциальности - обладатель коммерческой информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.
Режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении следующих сведений:
1) учредит док-ты, регистрация в гос реестрах;
2) содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;
3) о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании средств соответствующих бюджетов;
4) о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов... (безопасности каждого гражданина и населения в целом);
5) о численности, составе работников, системе оплаты труда, условиях труда, охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, наличии свободных рабочих мест;
6) о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным соц выплатам;
7) о нарушениях законодательства РФ и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;
8) об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;
9) о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, размерах и составе их имущества, их расходах, численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;
10) о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;
11) обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.
Вопрос 63.
Объекты и субъекты информационных правоотношений в области коммерческой тайны.
Информация, составляющая коммерческую тайну,определяется как научно-техническая, технологическая, коммерческая, организационная или иная используемая в экономической деятельности информация, в том числе ноу-хау, которая обладает действительной или потенциальной коммерческой ценностью в силу ее неизвестности третьи лицам, которые могли бы получить выгоду от ее разглашения или использования, к которой нет свободного доступа на законном основании и по отношению к которой принимаются адекватные ее ценности правовые, организационные, технические и иные меры охраны.
К коммерческой тайне относят также:
знания и опыт в области реализации продукции и услуг, сведения о конъюнктуре рынка, результаты маркетинговых исследований;
коммерческие, методические или организационно-управленческие идеи и решения.
К числу основных объектов правоотношенийкоммерческой тайны относятся:
обладатель коммерческой тайны- физическое или юридическое лицо, обладающее на законном основании информацией, составляющем коммерческую тайну, и соответствующими правами в полном объеме;
конфидент коммерческой тайны— физическое или юридическое лицо, которому в силу служебного положения, договора или на ином законном основании известна коммерческая тайна другого лица;
режим коммерческой тайны— система правовых, организационных, технических и иных мер, принимаемых обладателем коммерческой тайны и конфидентом коммерческой тайны по обеспечению ограниченного доступа к соответствующей информации;
носители коммерческой тайны— материальные объекты, в том числе физические поля, в которых информация, составляющая коммерческую тайну, находит отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов;
разглашение коммерческой тайны— деяние (действие или бездействие), которое совершается с нарушением закона или договора (в томчисле трудового) и в результате которого коммерческая тайна стала известна третьим лицам;
неправомерные способы получения коммерческой тайны —собирание информации, составляющей коммерческую тайну, посредством похищения документов, подкупа или угроз, дачи взятки, введения в заблуждение, нарушения или подстрекательства (принуждения) к нарушению обязательств о соблюдении режима коммерческой тайны, а равно иным незаконным способом без согласия обладателя коммерческой тайны на передачу коммерческой тайны третьим лицам.
К коммерческой тайне не может относиться:
информация, составляющая государственную тайну;
информация, содержащаяся в учредительных документах;
информация, содержащаяся в документах, дающих право заниматься предпринимательской деятельностью (регистрационных удостоверениях, лицензиях и др.);
информация, содержащаяся в годовых отчетах, бухгалтерских балансах, формах государственных статистических наблюдений и других формах годовой бухгалтерской отчетности, в том числе в аудиторских заключениях, а также в иных документах, связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей;
информация, содержащая сведения об оплачиваемой деятельности государственных служащих, о задолженностях работодателей по выплате заработной платы и другим выплатам социального характера, о численности и составе работников, о наличии свободных рабочих мест;
информация об использовании имущества, содержащаяся в годовых отчетах фондов;
информация, подлежащая раскрытию эмитентом ценных бумаг, профессиональным участником рынка ценных бумаг и владельцем ценных бумаг в соответствии с законодательством РФ о ценных бумагах;
информация о деятельности благотворительных организаций и иных некоммерческих организаций;
информация о хранении, об использовании или о перемещении материалов и об использовании технологий, представляющих опасность
для жизни и здоровья населения или окружающей среды, о соблюдении экологического и антимонопольного законодательства, об обеспечении безопасных условий труда, о реализации причиняющей вред здоровью населения продукции, о других нарушениях законодательства РФ, законодательства субъектов Федерации, а также информация, содержащая сведения о размерах причиненных при этом убытков;
информация о реализации государственных программ приватизации и об условиях приватизации конкретных объектов;
информация о размерах имущества и вложенных средствах при его приватизации;
информация о ликвидации юридического лица, порядке и сроках заявлений требований его кредиторами;
информация, для которой введены ограничения на установление режима коммерческой тайны федеральным законом или принятым и соответствии с ним иным нормативным правовым актом.
Обладатель коммерческой тайны имеет следующие права:
устанавливать режим коммерческой тайны;
использовать коммерческую тайну в экономической деятельности в том числе в собственном производстве товаров (работ или услуг), передавать другим лицам на основании договоров, а также включать указанную информацию в гражданский оборот иными способами;
требовать соблюдения режима коммерческой тайны лицами, по лучившими доступ к коммерческой тайне в результате случайности или ошибки;
на возмещение убытков, причиненных использованием информации, составляющей коммерческую тайну;
на защиту в административном порядке и на судебную защиту нарушений своих прав на коммерческую тайну.
Вопрос 64.
Правовой режим коммерческой тайны