Тема 5. Мотивация политического лидерства (семинар)
Вопросы для дискуссии
1. Теории мотивации политического лидерства.
2. Психоаналитический подход к исследованию политического лидерства в политической психологии.
3. Роль политического лидера в процессе формирования общественных установок.
4. Мотивационное ядро политического лидера как фактор построения политической карьеры.
Обязательная литература
Абашкина Е., Егорова-Гантман Е., Косолапова Ю., Разворотнева С., Сиверцев М. Политиками не рождаются: как стать и остаться эффективным политическим лидером.Психологическое пособие для политиков: В 2 кн. М.: АНТИКВА, 1993. Кн. 1. С. 35–74; Кн. 2. С. 144–161.
Блондель Ж. Политическое лидерство: Путь к всеобъемлющему анализу. М.: Российская академия управления, 1992. С. 14–37.
Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. М.: Наука, 1994. С. 182–224.
Жмыриков А.Н. Психология политического лидерства в современной России.Н. Новгород: Нижегор. гуманитар. центр, 1996. С. 27–35.
Зайцева И.В., Пешков А.И. Типология политического лидерства.СПб., 1997. 27 с.
Ольшанский Д.В. Основы политической психологии: Учеб. пособие. Екатеринбург: Деловая книга, 2001. С. 164–209.
Кудряшова Е.В. Лидер и лидерство:Исследование лидерства в современной западной общественно-политической мысли. Архангельск: Поморский международ. пед. ун-т, 1996. С. 7–21.
Менегетти А. Психология лидера. М.: ННБФ «Онтопсихология», 2002. С. 34–58.
Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: АСТ, 2007. С. 238–259.
Шестопал Е.Б. Личность и политика: Критический очерк современной западной концепций политической социализации. М.: Мысль, 1988. С. 34–47.
Дополнительная литература
Гаман-Голутвина О.В. Политические элиты России. М.: Интеллект, 1998. С. 24–43.
Карделл Ф.Д. Психотерапия и лидерство. СПб.: Речь, 2000. С. 95–121.
Маслоу А.Г. Мотивация и личность / Пер. с англ. СПб.: Евразия, 1999. С. 56–72.
Фрейд З. Коллективная психология и анализ «Я». М.: АСТ, 2004. С. 115–129.
Lasswell H. Psychopathology and Politics. Chicago: University Press, 1931. P. 225–248.
Задания для самостоятельной подготовки
При подготовке к дискуссии на семинарском занятии необходимо ответить на ряд следующих стимулирующих вопросов:
· Всегда ли становятся политическими лидерами люди, которые в детстве испытывали комплекс неполноценности, и их увлечение политикой есть форма компенсации когда-то пережитого комплекса?
· Согласны ли вы, что люди, идущие во власть, сами по себе принадлежат к властному типу личности, а те, кто не стремится к власти, как правило, желают подчиняться какой-то более сильной личности?
· Как вы думаете, те, кто стремится стать политическим лидером, обладает адекватной или неадекватной самооценкой? Можно ли человеку с не очень большими амбициями стать политическим лидером?
· Согласны ли вы с утверждением, что современные политики идут во власть, чтобы иметь рычаги контроля над людьми и событиями, тем самым они стремятся к доминированию в социальных коммуникациях?
· Всегда ли становятся политическими лидерами люди, главной мотивацией которых является достижение успеха в жизни?
· Политические лидеры – глубоко несчастные люди, поэтому они желают властвовать, чтобы получить одобрение окружающих. Так ли это?
Для успешного понимания обсуждаемой на семинарском занятии темы выполните самостоятельно следующие задания (по выбору):
1. Определите мотивы стремления личности к политическому лидерству (в соответствии с концепцией А. Маслоу), если…
– социально-экономические потребности и потребности в безопасности у будущего политического лидера удовлетворены;
– политическая идентичность не до конца сформировалась: он еще пока не знает, от какой политической силы следует выдвигаться в предстоящей электоральной кампании;
– социальный статус и престиж заставляет политического лидера беспокоиться о возможности успешного участия в будущей политической кампании, хотя видимых причин для беспокойства нет;
– не удовлетворены социально-экономические потребности человека стремящегося во власть;
– будущий политический лидер не удовлетворен занимаемым социальным статусом и имеющимся престижем страты, в которую он до настоящего момента включен.
2. Определите мотивы (идеологические, нормативные, ролевые) политического участия потенциального политического лидера в публичной политике, исходя из приведенных ниже рассуждений, аргументируйте свою точку зрения.
– Мой социальный статус в обществе достаточно высок. Я занимаю в нем хорошее положение. Меня вполне устраивают социальные условия жизни. Именно поэтому я должен принять участие в выборах в качестве кандидата, так как опасаюсь, что к власти придут люди, ориентирующиеся на радикальные изменения. Это может нанести ущерб лично мне и всем тем, кого я хорошо знаю. Ради них я и решил идти во власть.
– Существующая политическая власть, политические институты гарантируют мне основные права и свободы. А для меня свобода представляет ценность. Поэтому я как свободный человек своей страны хочу попробовать поучаствовать в выборах в качестве кандидата.
– У меня нет другого выхода, кроме как участвовать в выборах, потому как на сегодня я не знаю достойных кандидатов, которые могли бы успешно отстаивать мои права во власти. Потому я решил сам участвовать в выборах и призываю голосовать за меня тех, кто видит во мне ту силу, которая может изменить ситуацию в стране к лучшему.
На основе полученных ответов составьте некоторую усредненную картинку в виде небольшой аналитической записки, в которой определите, почему люди стремятся активно участвовать в политике в качестве политического лидера, определите мотивы его стремления к власти и сделайте особый акцент на взаимосвязи мотивов политического поведения будущих политических лидеров и наличия у них некоторых психологических проблем, мешающих им самореализоваться через иные формы социальной активности.
На занятии представьте аналитическую записку для последующей оценки на семинарском занятии.
Другой формой отчета по самостоятельной работе студента в ходе его подготовки к семинарскому занятию по обсуждаемой теме может стать развернутое эссе, в котором будет сформулирована система личных интересов, которая могла бы побудить его к активному участию в политической жизни социума в качества кандидата на какую-либо должность во власти. Разработайте в рамках эссе пошаговый алгоритм того, как он будет достигать цели – стать политическим лидером в условиях нынешней российской политической системы.
На занятии провести дискуссию по этой теме.