Тема 2. Поведение в ситуации политического конфликта
(практическое занятие в виде тренинга)
1.1. Подготовка к «самопрезентации политиков».
Студенты делятся на несколько групп. Разделение может происходить по разным признакам: а) цвету волос, б) цвету глаз, в) цвету одежды и т. д. Группам дается 10–12 минут, чтобы сформировать имидж политика блондина (брюнета, шатена), или кареглазого (голубоглазого, сероглазого, зеленоглазого и т. д.), или политика в черном (белом, желтом, синем и т. д.). Группы, объединившиеся по признаку цвета, готовят презентации политика выбранного ими цвета. Подготовка к самопрезентации политиков, представляющих команды различной цветовой ориентации, проходит в виде «мозгового штурма», по ходу которого студенты должны определить как можно больше характеристик, показывающих значимость политиков той или иной цветовой ориентации. Таким образом, во время презентации должны быть озвучены значимые для других команд черты политика выбранного цвета так, чтобы у членов других команд возникло сомнение в правильности выбора своей команды. Например, во время презентации политика-брюнета, который должен раскрыть, почему именно политики-брюнеты самые успешные из всех политиков, у кого-либо из команды блондинов или шатенов возникло бы желание перейти к брюнетам, чтобы вместе с ними стать успешными политиками. В ходе презентации желательно, чтобы ее участники вспомнили реальные факты, пословицы, поговорки, песни, сказки, блины, позитивно характеризующие позиционируемый цвет команды политика, именно все это и есть основа для самопрезентации команд при продвижении политика выбранной цветовой ориентации.
1.2. Проведение «самопрезентации политиков».
Для самопрезентации командам дается по 5 минут, чтобы представить свои версии значимости выбранной цветовой ориентации политика. В течение 3–5 минут проводятся дискуссии, в ходе которых участники других команд могут задать команде, проводящей презентацию, различные вопросы и высказать собственные комментарии и несогласие с приведенными во время презентации аргументами. Преподаватель должен дать указание командам, что во время презентации выступает не один политик, а вся команда, участники которой поддерживают его, давая ему самые лучшие характеристики. Это запускает механизм групповой динамики и желание победить в соперничестве с другими командами, что зачастую запускает параллельный механизм политического конфликта, особенно в ситуации, когда во время презентации команда говорит не то, чем она хороша, а чем она отличается от других. Иными словами, идет уже не самопрезентация, а сравнение своей команды с другими (чем она лучше других и чем другие хуже данной команды), на этой основе делаются выводы о преимуществе команды проводящей свою презентацию над остальными. Все это может вызывать перепалку в аудитории, и преподаватель, который в ходе занятия играет роль модератора, должен жестко команды ограничивать в таком способе самопрезентации и возвращать их в русло, когда они говорят о себе, а не о соперниках. После окончания дискуссии преподаватель еще раз кратко перечисляет достоинства представляемого политика и предлагает подумать участникам других команд о том, правильно ли они вначале выбрали свою команду, и не стоит ли сменить ее, т. е. фактически преподаватель тем самым нагнетает внутригрупповые противоречия, что мешает группе остаться единым целым. Цель такой стратегии поведения преподавателя – помешать запущенному механизму групповой динамики внутри подгрупп разрушить единство учебной группы и заставить задуматься участников принимающих в тренинге команд о надуманности предложенного преподавателем признака разделения учебной группы. Успехом тренинга будет, если команды после выполнения задания сумеют объединиться в один общий коллектив, что будет являться также показателем хорошей внутригрупповой сплоченности и отсутствия серьезных конфликтов в данной учебной группе. Если после проведения самопрезентации политиков не удалось командам объединиться, то дается второе задание.
2.1. Подготовка к комплиментарной презентации оппонентам.
Группам дается 10–12 минут для подготовки комплиментарных мини-презентаций адресованных командам-соперницам для формирования у представителей этих команд убеждения, что в группе осуществляющей комплиментарную мини-презентацию найдется место для всех членов команд иной цветовой ориентации (например, команда политика-блондина готовит мини-презентации командам политиков (шатена и брюнета), а те в свою очередь готовят такие же мини-презентации участникам двух других команд, тот же принцип подготовки комплиментарных мини-презентаций действует, когда команды разделены по цвету глаз или по цвету одежды). Преподаватель, так же как и при выполнении предыдущего задания, просит принять в мини-презентациях участие не только одного политика, а всю его команду. Целью подобных мини-презентаций становится сглаживание активно проявившегося в прежнем задании по «самопрезентации» соперничества подгрупп друг с другом, запустившего механизм конфликтогена во всей учебной группе. Кроме того, подготовленные комплиментарные мини-презентации также направлены на осознание участниками тренинга несущественного признака (цвета волос, цвета глаз, цвета одежды и т.д.), позволившего разделить учебную группу на мини-группировки и имеющейся возможности объединиться всем членам команд, участвующим в тренинге в единый коллектив учебной группы, пренебрегая признаком, по которому ведущий тренинга разделил группу. Иными словами, во время мини-презентаций у каждого участника тренинга есть возможность перейти в другие команды и своим примером подвигнуть других членов своей подгруппы сделать то же самое, объединившись с участниками других команд в единый коллектив учебной группы.
2.2. Проведение комплиментарных «мини-презентаций политиков».
В мини-презентациях командам дается по 2–3 минуты для рассказа о позитивных качествах политиков другой цветовой ориентации, которые востребованы у участников команды, осуществляющих комплиментарную мини-презентацию, что вызывает заинтересованность привлечения данных политиков в ряды этой команды. В течение 3–5 минут также проводятся дискуссии, в ходе которых участники других команд могут задать команде, проводящей мини-презентацию различные вопросы и высказать согласие или несогласие с приведенными во время презентации аргументами. Как и при самопрезентации, преподаватель должен следить, чтобы разворачивающаяся дискуссия проходила в рамках продуктивного диалога, а не становилась платформой для выяснения личностных отношений участников различных групп. Так же как и в случае самопрезентации, после окончания дискуссии преподаватель еще раз кратко перечисляет достоинства представленных командой мини-презентаций и предлагает участникам других команд определиться с тем, в какой команде они хотят быть.
Итоги проведенного тренинга подводятся во время рефлексии.
3. Рефлексия.
В самом начале этой части практического занятия преподаватель раскрывает основную цель тренинга, которая заключалась в том, что его участники должны были в ходе его проведения понять искусственность разделения команд по произвольным признакам (цвету волос, глаз, одежды и т. д.) и проанализировать, почему командам в одних случаях удалось, несмотря на искусственное поддержание преподавателем конфликтогена, объединиться или же, напротив, в другом случае возникшая групповая динамика, участвовавших в тренинге команд не позволила восстановить прежнее единство учебной группы. Цель рефлексии – показать студентам путем их погружения в смоделированную ситуацию потенциального конфликта насколько опасным бывает произвольное разделение людей по каким-либо признакам в современной политике и как можно найти (или были найдены студентами) способы выхода из подобной ситуации потенциального конфликта, имеющего высокую вероятность своего проявления в политических коммуникациях межнационального и межрасового типа.
Результаты, полученные командами в ходе проведения практического занятия, фиксируются и подвергаются анализу в соответствующей справке (на одну-три страницы) и в матрице причин успеха/неудачи тренинга, которая представляется студентами на следующем семинарском занятии.
Матрица причин успеха/неудачи
команд политиков разной цветовой ориентации
(на основе результатов полученных в ходе тренинга по выделенному преподавателем признаку (цвет волос или цвет глаз или цвет одежды))
Команды политиков | Причины, не позволившие команде объединиться с другими | Причины, позволившие команде объединиться с другими | Роль каждого участника команды в объединении студенческой группы (в чем конкретно она выражалась) | Что помешало каждому из участников команды объединиться с другими |
1. Цвет волос | ||||
Блондина | ||||
Шатена | ||||
Брюнета | ||||
2. Цвет глаз | ||||
Сероглазого | ||||
Голубоглазый | ||||
Зеленоглазый | ||||
3. Цвет одежды | ||||
В белом | ||||
В черном | ||||
В желтом | ||||
В синем | ||||
В зеленом | ||||
В красном | ||||
В коричневом | ||||
В фиолетовом | ||||
В оранжевом | ||||
В сером | ||||
В голубом |
Обязательная литература
Артемов В.Л. По тылам психологической войны. М.: Молодая гвардия, 1973. С. 14–26.
Лебедева М.М. Политическое урегулирование конфликтов. М.: Аспект-Пресс, 1999. С. 62–73.
Чалдини Р. Психология влияния / Пер. с англ. СПб.: Питер, 1999. С. 15–33.
Дополнительная литература
Карнышев А.Д., Жуков К.С., Шестак В.Ф. Психология и технология политического соперничества. М.: ИМА-пресс, 2002. С. 8–20.
Ушакова Т.Н., Латыпов В.В., Павлова А.А., Павлова Н.Д. Ведение политических дискуссий. Психологический анализ конфликтных выступлений. М.: Akademia, 1995. С. 18–48.
Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или Переговоры без поражения. М.: Наука, 1992. С. 15–36.
Юри У. Преодолевая «нет», или Переговоры с трудными людьми. М.: Мир книги, 1997. С. 53–68.