Американская модель лоббизма и его регулирования.

Раньше других стран пытались ввести политический лоб­бизм в правовое поле вСША. В 1946 г. там был принят спе­циальный закон о регулировании лоббизма, в котором было установлено требование о необходимой регистрации всех профессиональных лоббистов. В законе было определено, кто является лоббистом (§ 266)[1]. Закон распространялся только на лоббистов, осуществляющих свою деятельность в Конгрессе США.

В законе (§ 267) подробно зафиксирована процедура регистрации лоббистов секретарем Сената и клерком Палаты[2]. Были также обозначены правовые ограничения лоббизма (§ 269). В частности, запрещены взятки и откро­венный подкуп членов Палаты представителей и Сената[3].

В 1971 г. в США вступил в силу Закон о федеральных избирательных кампаниях, гарантировавший государствен­ное финансирование кандидатов в президенты от двух основных партий в целях ограничения влияния групп дав­лений, желающих провести своего президента к власти. В 1974 г. была принята поправка, ограничивающая суммы взносов частных лиц и Комитетов политического действия, через которые шли деньги лоббистов. В 1979 г. была соз­дана Американская лига лоббистов, которая издает еже­месячный бюллетень, разъясняет особую роль профессии лоббиста в объективном принятии государственных реше­ний. В 1995 г. Президент США Билл Клинтон подписал более жесткий закон о раскрытии лоббистской деятельно­сти, действие которого распространялось на лоббирование не только в отношении законодательных, но и исполни­тельных органов власти, а также в пять раз были увеличены штрафы за нарушение закона. Облегчено положение пред­ставляющих коммерческие интересы иностранных лоб­бистов, которые теперь регистрируются наравне с их аме­риканскими коллегами. Исключение сохранилось только для работников посольств и межгосударственных организа­ций. Облегчение регистрации иностранных лоббистов было ответом на усиление влияния иностранного лобби в США. При этом только один из пяти лоббистов регистрировался, а остальные предпочитали не афишировать свою деятель­ность и выдавали себя за экспертов, консультантов, инфор­маторов и т.п.

Каждые полгода лоббисты и лоббистские фирмы обя­заны посылать детальный отчет о своей деятельности. В соответствии с Законом 1995 г. лоббистом считается человек, который тратит не менее 20% своего времени на лоббистскую деятельность, имеет многочисленные контакты с членами законодательных и исполнительных органов власти, получил за свои услуги от своих клиентов не менее 5 тыс. долл. в течение 6 месяцев. Действие закона было распространено на лоббирование не только в отноше­нии Конгресса, но и исполнительных органов власти.

Ежегодно в США выходит справочник «Вашингтон­ские представители», в котором содержатся данные о годо­вой деятельности лоббистов со штаб-квартирой по связям с органами государственной власти в Вашингтоне. В одном таком ежегодном справочнике было официально зареги­стрировано 15 тыс. лоббистов.

Ограничения на лоббистскую деятельность в США накладываются не только законами, но и этическими дирек­тивами и правшами поведения для депутатов и служащих Конгресса, а также этическими директивами и профессио­нальными нормами для лоббистов, установленными добро­вольными организациями профессиональных лоббистов. 21 января 2009 г. президент США Барак Обама ужесточил правила для лоббистов, запретив администрации Белого дома принимать от них подарки.

Канадская модель лоббизма и технологии его регу­лирования. Закон о регулировании лоббистской деятель­ности в Канаде был принят в 1988 г. Канадцы, в отличие от американцев, пошли от противного, определив в законе, что не является лоббизмом и на кого этот закон не распро­страняется[4].

Канадцы предложили свою классификацию лоббистов, к которым в законе отнесены: лоббисты-консультанты; кор­поративные лоббисты; лоббисты от организации.

Лоббисты-консультанты определяются как лица, кото­рые за плату в интересах любой организации или част­ного лица: 1) обращаются к госслужащему с целью: раз­работки проекта закона; введения, изменения или отмены любого законопроекта или иного законодательного акта; разработки любого регламента; разработки или измене­ния государственной политики или программы; получения любой субсидии, гранта и т.п. от государства; 2) организуют встречу госслужащего и третьего лица.

Корпоративные лоббисты — это лица, нанятые какой- либо организацией или частным лицом, значительную часть (20% и более) обязанностей которых составляет общение с госслужащими в интересах работодателя или аффилиро­ванной компании по вопросам, обозначенным для лобби­стов-консультантов.

Занятие лоббистской деятельностью в Канаде наклады­вает на ее участников обязательства предоставлять подроб­ную информацию о себе и своем работодателе[5].

Лоббисты от организации — это лица, которые явля­ются сотрудниками организации и любую часть обязанно­стей которых составляет общение с госслужащими в инте­ресах компании-работодателя по вопросам, обозначенным для лоббистов-консультантов[6].

Органом, регистрирующим лоббистов в Канаде, явля­ется Центральное бюро регистрации Канады, которое каж­дый год публикует финальный отчет об их деятельности. За соблюдением требований закона следит специально назначаемый советник по этике, который также руково­дит работой по составлению «Кодекса поведения лобби­ста». При нарушении лоббистом статей закона или кодекса советник по этике организует расследование инцидента и по его завершению направляет отчет, включающий све­дения обо всех полученных лоббистом суммах и совершен­ных им расходах, в Центральное бюро регистрации Канады, а также в каждую из палат парламента, которые на основе отчета выносят заключение.

Канадская система регулирования лоббистской дея­тельности считается более либеральной, чем американская. В ней отсутствуют ограничения на занятия лоббизмом уво­лившихся министров или иных госслужащих, занимающих высокие должности; непрозрачна система распределения государственных заказов; отсутствует кодекс поведения для членов парламента, обязывающий их раскрывать свои интересы и накладывающий ограничения на получение подарков и т.п.

В отличие от США и Канады в других государствах при отсутствии специальных законов о лоббизме лоббист­ская деятельность регулируется другими законами и иными нормативными актами (например, в Великобритании, Гер­мании). Рассмотрим их модели лоббизма и технологии его регулирования.

Наши рекомендации