Типы и формы современного государства
Современное государство обладает сложной структурой, в которой можно выделить три группы государственных институтов:
Ø органы государственной власти и управления,
Ø государственный аппарат (публичная администрация),
Ø карательный механизм государства.
Структура и полномочия указанных институтов зависят от формы государства, а функциональная сторона во многом определяется существующим политическим режимом.
Понятие «форма государства» раскрывается через категории «форма правления» и «форма государственного устройства».
«Форма правления» - это способ организации верховной власти, характеризуемый ее формальными источниками, она определяет структуру государственных органов (институциональный дизайн) и принципы их взаимоотношений. Способ организации верховной власти показывает, как создаются высшие органы власти в государстве, их структуру, какие принципы лежат в основе взаимодействия между государственными органами, как строятся взаимоотношения между верховной властью и рядовыми гражданами страны, в какой мере организация органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.
В современном мире существуют две основные формы правления — это монархияи республикаи их разновидности.
Монархияхарактеризуется тем, что власть не считается производной от какой-либо другой власти, принадлежит одному семейству и передается по наследству от поколения к поколению. Она неизбежно носит сакральный характер, поскольку это условие легитимации власти монарха. Есть несколько разновидностей монархической формы правления:
абсолютная монархия - характеризуется всевластием главы государства и отсутствием конституционного строя;
конституционная монархия — предполагает ограничения полномочий главы государства более или менее развитыми чертами конституционного строя.
В зависимости от степени ограничения власти главы государства различают дуалистическую и парламентарную конституционные монархии.
Дуалистическая монархия — форма правления, при которой полномочия монарха ограничены в сфере законодательства, но широки в сфере исполнительной власти. Кроме того, он сохраняет контроль над представительной властью, поскольку наделяется правом полного вето на решения парламента и правом его досрочного роспуска. Такой тип монархии возник, например, в России после 17 октября 1905 года. Сегодня это Саудовская Аравия и ряд небольших арабских государств.
Парламентарная монархия существует в ряде стран Западной Европы, например, в Бельгии, Великобритании, Дании, Испании, Люксембурге, Монако, Нидерландах, Норвегии, Швеции, то есть в восьми из восемнадцати стран Западной Европы. Власть монарха не распространяется на сферу законодательства и значительно ограничена в управлении. Законы принимаются парламентом, право «вето» фактически (и ряде стран и формально) монарх не осуществляет. Правительство формируется на основе парламентского большинства и несет ответственность перед парламентом. Фактическое управление страной осуществляет правительство. Любой акт монарха требует утверждения главы правительства или соответствующего министра. Монархия сегодня — это слабеющая политическая система, однако она, по мнению М. Вебера, обеспечивает дополнительную легитимацию государственной власти, так как монарх — носитель традиции, символ единства нации, незыблемости политической системы. Поэтому она существует в восьми из восемнадцати стран Западной Европы и в ряде стран Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока.
Одной из наиболее важных черт современного государства является его связь с демократией. Хотя некоторые современные государства остаются до сих пор монархическими, но с каждым десятилетием их становится все меньше и меньше. Большая часть современных государств по своему устройству являются республиками, и почти в каждом государстве, включая конституционные монархии, отмечается явная приверженность к демократии. Переход от авторитарного монархического правления к демократическому объективно обусловлен не только привлекательностью демократических принципов и идеалов, но и интегрированным характером национальных государств по сравнению с традиционными цивилизациями. Современные государства представляют собой унифицированные системы. Государственная власть не может осуществлять функции управления, не заручившись поддержкой большинства населения. Демократия обеспечивает политической власти такую поддержку в прямой или опосредованной форме.
Республика есть универсальное обозначение любого политического сообщества, характеризующегося тем, что формально власть принадлежит народу, т. е. считается производной от волеизъявления народа. Известны две основные формы республиканского демократического правления: президентская и парламентская республики.
Президентская республика характеризуется особой ролью президента; он соединяет в своих руках полномочия главы государства и главы правительства. Президентом становится лидер партии, победившей на президентских выборах, парламентское же большинство может принадлежать другой партии. Такое несовпадение невозможно в парламентской республике. Пост премьер-министра отсутствует, правительство формируется внепарламентским путем, оно несет ответственность только перед президентом, а не перед парламентом, так как только президент может отправить его в отставку, президент назначает его членов или независимо от парламента, или с его согласия (практика США). Министры обязаны проводить политику, определяемую президентом, и несут ответственность перед ним. Парламент не вправе отправить правительство в отставку, т. е. выразить правительству вотум недоверия. Глава государства избирается независимо от парламента: либо коллегией выборщиков, избираемых населением (например, в США), либо прямым голосованием граждан (например, в Бразилии). Такой порядок выборов дает возможность президенту и его правительству действовать относительно независимо от парламента. Президент, кроме того, наделяется правом отлагательного вето на законы, принимаемые парламентом, и активно им пользуется.
Важнейшая отличительная черта президентской республики - жесткое и последовательное разделение властей. Все ветви власти обладают значительной самостоятельностью по отношению друг к другу, однако существует развитая система сдержек и противовесов, сохраняющая относительное равновесие властей. Парламент не вправе вынести вотум недоверия правительству, но и президент не вправе досрочно распустить парламент. В то же время парламент обладает правом на импичмент - т. е. правом привлечения к ответственности и судебного рассмотрения дел о преступлениях высших должностных лиц, в том числе и президента, однако у главы государства есть право отлагательного вето на решения парламента. Независимая судебная власть, формируемая президентом при участии парламента, обладает правом конституционного контроля и правом на толкование закона.
Президентская республика создает благоприятные предпосылки для сосредоточения в руках президента больших полномочий, что стабилизирует власть. Это особенно важно и исторически оправдано для государств, имеющих обширную территорию и многонациональный состав, находящихся на переходных этапах, в ситуациях, не отличающихся стабильностью, в период проведения реформ. Классический пример президентской республики — США, где впервые и была установлена эта форма правления, возродившая, в свою очередь, многие принципы римской смешанной политической системы.
Парламентская республика характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несет всю полноту ответственности за свою деятельность, формирование правительства осуществляется парламентским путем из числа депутатов партий, обладающих большинством голосов в парламенте. Оно остается у власти до тех пор, пока располагает поддержкой парламентского большинства. Вотум недоверия правительству со стороны парламента влечет за собой правительственный кризис, который преодолевается либо путем отставки правительства и создания нового, либо роспуском парламента и проведением досрочных парламентских выборов. Парламент наряду с изданием законов и вотированием бюджета имеет право контроля за деятельностью правительства. Таким образом, правительство - главный орган управления страной, а глава правительства является фактически первым лицом в структуре власти, оттесняя главу государства на второй план.
Конечно, степень полновластия главы правительства зависит от конкретной расстановки политических сил в стране, сложившихся правил взаимоотношения между парламентом и правительством. Например, премьер-министр Великобритании, являющийся лидером партии, контролирующей большинство в парламенте, обладает гораздо большей свободой действий, нежели председатель совета министров Италии, вынужденный учитывать точку зрения представителей партий — партнеров по правящей коалиции и фактор «доминирующего парламента». Президент парламентской республики избирается или парламентом (Греция, Чехия), или парламентом при участии представителей административно-территориальных (автономных) единиц (Италия), или особой коллегией выборщиков, включающей депутатов парламента и представителей субъектов федерации на паритетной основе (ФРГ), реже — всеобщим голосованием избирателей (Австрия).
Полномочия президента, кроме чисто представительских, осуществляются только с согласия правительства. Акты президента нуждаются в утверждении со стороны членов правительства, которые и несут за них ответственность. Типичные парламентские республики: Австрия, Израиль, Греция, Турция, ФРГ.
Среди форм правления есть такие, которые сочетают в себе признаки и президентской, и парламентской республики. Данная смешанная форма получила наименованиепремьер-президентской. Она характеризуется тем, что:
1) президент избирается на прямых всеобщих выборах;
2) президент наделен широкими властными полномочиями;
3) одновременно с президентом существует и выполняет функции исполнительной власти премьер-министр и кабинет, ответственные перед законодательным собранием.
По мнению М. Дюверже, это система, в которой — в зависимости от того, поддерживает ли парламентское большинство действующего президента или нет, — чередуются президентские и парламентские фазы. В президентской фазе президент играет ключевую, доминирующую роль в системе высших органов государственной власти. В парламентской — вынужден делить властные полномочия с премьер-министром. Помимо Франции, подобная форма правления существует в Португалии и Исландии.
Смешанная президентско-парламентскаяформа правления с еще большим доминированием президента характерна для ряда стран Латинской Америки (Перу, Эквадор), она же закреплена конституцией 1993 г. в России и новыми конституциями ряда стран СНГ. Ее наиболее важные особенности:
1) наличие всенародно избранного президента;
2) президент назначает и смещает членов правительства;
3) члены правительства должны пользоваться доверием парламента;
4) президент имеет право распустить парламент.
Форма государственного устройства - это порядок территориально-политической организации государства, включая политико-правовой статус его составных частей и принципы взаимоотношений центральных и региональных государственных органов.
Форма государственного устройства зависит от исторических условий образования и существования государства, традиций, степени территориальной и этнической общности в государстве и т. д. В конечном счете, форма государственного устройства отражает степень централизации или децентрализации государственного управления, соотношение центра и регионов.
Выделяют две основных формы государственного устройства: унитарнуюи федеративную.
Унитарное государство - это единое государство, которое подразделяется на административно-территориальные единицы, не обладающие политической самостоятельностью.
Федеративное государство - это союзное государство, состоящее из нескольких государственных образований, каждое из которых обладает собственной компетенцией и имеет свою систему законодательных, исполнительных и судебных органов.
В прошлом существовала и такая близкая к федеративной форма государственного устройства, как конфедерация.Различие между конфедерацией и федерацией заключается в том, что федерация предполагает наличие центра, уполномоченного принимать решения от имени всех участников союза и осуществляющего по отношению к ним властные полномочия. Конфедерация же представляла собой более или менее гибко организованную, без какого-либо конституционного оформления, федерацию независимых государств. Сегодня конфедераций нет, хотя в официальном наименовании швейцарского и канадского государства употребляется это слово.
Унитарное государство - это цельное государство, части (территориальные подразделения) которого (департаменты, провинции, округа и т. д.) являются только административно-территориальными образованиями, не имеющими каких-либо суверенных прав. Как правило, унитарное государство характерно для однонациональных государств, где большинство населения является представителями одной нации.
Это одна из основных форм политико-территориальной организации государства, при которой его единая территория подразделяется обычно не на отдельные государства и/или государственные образования (республики, штаты, земли и др.), а на административно-территориальные единицы. Унитарная форма государственного устройства характерна также для государств с монархической формой правления. Подавляющее большинство стран мира (около 85 %) имеют унитарную форму своего политико-территориального устройства. Это - Китай и Япония, Великобритания и Франция, Италия и Испания, Египет.
Для унитарного государства характерны следующие признаки:
Ø единая конституция,
Ø единая правовая система,
Ø единая система высших органов государственной власти и управления,
Ø единое гражданство,
Ø единство судебной системы,
Ø деление на административно-территориальные единицы, статус органов управления в которых определяется общегосударственными правовыми нормами, подчинение этих органов центральным.
В зависимости от степени централизации можно выделить несколько разновидностей унитарных государств:
1) выборные местные органы отсутствуют, функции управления осуществляют назначаемые из центра чиновники;
2) есть местные выборные органы управления, но они поставлены под контроль назначаемых представителей центра;
3) выборные местные органы самоуправления косвенно контролируются центром;
4) в государстве существует определенная автономия для отдельных территорий, включающая внутреннее самоуправление и ограниченное право издания законодательных актов по вопросам местного значения. Такая автономия не меняет унитарного характера государства, однако может рассматриваться либо как особая, переходная форма от унитаризма к федерализму, либо как попытка совмещения и уравновешивания позитивных сторон унитаризма и федерализма.
По характеру взаимоотношений между государством в целом, высшими органами государственной власти и управления и его структурными частями, их органами власти, управления и самоуправленияунитарные государства подразделяются на централизованные и децентрализованные.
В свою очередь централизованные государства по степени своей централизации могут разграничиваться на крайне централизованные, или сверхцентрализованные, характерные для недемократических стран, и умеренно централизованные, или демократически централизованные. Точно так же децентрализованность унитарных государств может быть достаточно высокой и относительно слабой.
В сверхцентрализованных и централизованных унитарных государствах обеспечивается вертикаль жесткого и полного подчинения среднего и нижнего территориального звена управления центру, который назначает или утверждает своих представителей для управления регионами и местами (Индонезия, Таиланд, Польша, Болгария и др.).
Для децентрализованных унитарных государств характерны более или менее широкая самостоятельность регионов и мест в отношении центра, который либо вообще не имеет назначаемых им представителей в областях (регионах) и на местах, либо имеет их лишь в среднем звене с ограниченной компетенцией, наряду с действующим в этом звене органом местного самоуправления и широким местным самоуправлением в низшем звене (Италия, Испания, Франция, Великобритания и др.).
Как и в федеративном государстве, регионам принадлежит законодательная и исполнительная власть (при сохранении единой, централизованной судебной системы). Они формируют законодательные собрания и коллегиальные исполнительные органы. В конституции содержится перечень вопросов, по которым регионы могут издавать местные законы, что напоминает размежевание компетенции между федерацией и ее субъектами. Области имеют особые акты-статуты, которыми определяется их организация. Это еще не конституции, но и не обычные правовые акты. Статуты разрабатываются и принимаются органами законодательной власти областей.
Федеративное государство - это союзное государство, части которого (штаты, земли, округа) обладают государственным суверенитетом, который, однако, не нарушает целостность всего союзного государства. Эти части принято именовать субъектами федерации.
Они обладают своим законодательством, особой судебной системой, самостоятельными органами управления. Вместе с тем на территории субъектов федерации действуют также общефедеральные государственные институты, обеспечивающие функционирование федеративного государства как единого целого.
Взаимодействие и конкуренция между различными уровнями власти является одним из ключевых элементов федерализма. Не случайно федеративную форму государственного устройства жестко связывают с демократией. «Федеративное государство и субъекты федерации основываются на двух разных типах легитимности, при этом в основе обоих лежит принцип народного суверенитета, однако он относится к разным "народам" - соответственно, народу федерации в целом и народам отдельных субъектов федерации» - пишут Т. Фляйнер и Л. Баста.
Определяемый таким образом суверенитет в федеративном государстве разделен между разными уровнями власти. Основными системообразующими элементами суверенитета в федеративном государстве являются следующие:
Ø государственный характер субъектов федерации;
Ø их автономия и финансовый суверенитет;
Ø децентрализация процесса принятия решений;
Ø участие субъектов федерации в принятии общефедеральных решений;
Ø ответственность субъектов федерации перед федеральным центром.
Обычно федеральная конституция дает рамки разграничения властных полномочий между центром и субъектами федерации. Федерация не служит средством решения национального вопроса (опыт Запада), это скорее один из способов разделения власти, и потому субъекты ее, как правило, создавались не по национально-территориальному, а по физико-географическому (США, Австралия) или историческому признаку (Швейцария, Австрия, ФРГ). Федерации исторически создавались, как правило, не на добровольной основе, и поэтому за субъектами федерации не признается право выхода (сецессии). Исключение в этом вопросе составляли только «социалистические» федерации (СССР, ЧССР, СФРЮ и др.), ныне распавшиеся.
Чрезвычайно сложным федеративным образованием, включающим 83 разнородных субъектов (это и республики, и области, и округа, и города федерального значения), фактически неравноправных, является современная Россия.
Существуют различные классификации федеративных государств:
1) федерации, основанные на союзе и автономии составных частей;
2) договорные или конституционные федерации;
3) централизованные или относительно децентрализованные федерации.
Возникновение Российской Федерации в ее современном виде, как объединения 83 субъектов, на деле связано с тремя федеративными договорами 1992 г., однако окончательно она утвердилась в результате принятия Конституции РФ 1993 г., и процессы централизации и децентрализации здесь тоже тесно переплетаются. Поэтому на первый план вышло деление федераций на симметричные и асимметричные (хотя оно тоже достаточно условно).
Симметричная федерация складывается из составных частей с одинаковым правовым статусом субъектов федерации. Асимметричная федерация имеет три разновидности.
Первая модель характеризуется тем, что наряду с субъектами федерации в состав государства входят другие территориальные образования: федеральные территории, федеральные округа, а в некоторых случаях еще и «ассоциированные государства». Это структурно асимметричная федерация, неравенство заложено в ее составе существованием субъектов и не субъектов с усеченными правами последних.
Вторая модель включает только субъектов, но они фактически неравны и неодинаковы. Так, в соответствии со статьей 5, части I Конституции РФ 1993 г., все субъекты равны, но «некоторые равны больше, чем другие». Например, республики названы государствами, у каждой из них есть своя конституция и гражданство, а области не имеют этих признаков.
Третья модель - «скрытая асимметрия». Такая федерация может состоять из однопорядковых субъектов (Австрия, ФРГ, Швейцария), но они в каких-то отношениях не во всем равны (имеют, например, неодинаковое представительство в верхней палате парламента, зависящее от численности населения субъектов).
Федерализм - сложное и противоречивое явление, для него характерно взаимодействие двух противоположных тенденций: к большей централизации и к децентрализации и даже сепаратизму. Поэтому его можно рассматривать и как предпосылку формирования государства с централизованной системой управления, и как результат дезинтеграционных процессов в централизованном государстве, теряющем контроль над частью своих территорий. Историческая практика дает примеры и того, и другого.