Понятие и сущность системного подхода в политической социологии

Подавляющее большинство мыслителей прошлого и настоящего обращалось к идее политических институтов как основе стабильности и порядка. Платон и Аристотель, Цицерон и Макиавелли, Гоббс и Локк, Монтескье и Токвиль, Маркс и Вебер и многие другие мыслители, обосновывая необходимость улучшения политической жизни, обращались к идее политических институтов. Чаще других они апеллировали к институту государства, реже - к институтам гражданского общества. В своем развитии политические институты прошли длительный и противоречивый путь, эволюционируя и изменяясь вместе со структурами социума. В истории развития политики был достаточно длительный исторический период, когда вся она сводилась исключительно к функционированию государства и воплощалась в деятельности монарха и его ближайшего окружения.

Современная политика существует и реализуется посредством целого ансамбля политических институтов, которые образуют политическую систему общества.Институты представляют собой «правила игры» или созданные человеком ограничительные рамки, которые организуют взаимодействия между людьми (Д.Норт).

Политическая деятельность акторов в современном обществе не может осуществляться вне институционального пространства, которое находится в состоянии динамического равновесия. Оно остается относительно стабильным устойчивым и в то же время в нем непрерывно происходят изменения, связанные с деятельностью множества акторов, преследующих свои интересы. Взаимодействия между политическими акторами и институтами описывается с помощью теории политических систем, которая вошла в современную политическую социологию в середине XX столетия и заняла в ней прочные позиции.

Свое признание теория политической системы получила через по­пулярность общей теории действия и социальных систем в социологии в середине прошлого века. Данный подход в современном понимании был открыт Т. Парсонсом (1902-1979) и Э. Шилзом (1911-1995). Разра­ботчики ставили своей целью создание концепции, способной охватить все аспекты социального мира и согласовать понимание общественной жизни с достижениями естественных наук — биологии (Л. фон Берталанфи) и кибернетики (Н. Винер).

По Т. Парсонсу, теорию следует строить путем введения абстракт­ных понятий, так как окружающая нас реальность состоит из сложных и запутанных связей. Однако, несмотря на ее необъятность, она орга­низована логически и рационально, имеет системный характер, то есть выделенные абстрактные положения должны быть логически органи­зованы в единое тело отвлеченных концепций.

В основе любого явле­ния или процесса в окружающем нас мире лежат определенного рода действия. Модель любого человеческого действия включает в себя два аспекта:

Ø актора (actor), то есть действующее лицо, человека, обладающего стремлением действовать для достижения определенных целей;

Ø ситуационное окружение, то есть факторы, к которым направлено действие и от которых оно зависит.

Концепцию социальной системы Т. Парсонс взял из общей тео­рии систем в естественных науках. Развитие системного подхода было связано с проблемой сохранения состояния порядка в системах, что противоречило третьему началу термодинамики, утверждающему те­зис о стремлении закрытых систем к росту энтропии (меры хаоса). Ре­шением проблемы стало введение понятия открытых систем, то есть способных взаимодействовать с окружающей средой посредством об­мена через каналы «входов» и «выходов». Именно такой механизм позволяет системам поддерживать состояние сложного порядка. Парсоновские системы действия тоже являются открытыми, поэто­му для продолжения своей жизнедеятельности (сохранения порядка) им требуется выполнять четыре функционально необходимых условия-требования:

1. Адаптация (любая система должна приспосабливаться к условиям окружающей среды).

2. Целеполагание (для достижения поставленных целей система должна иметь набор преследуемых целей и возможности мо­билизации ресурсов для их достижения).

3. Интеграция (в системе должны поддерживаться определенное единство и взаимосвязь составляющих компонентов).

4. Сохранение формы (система должна стремиться к состоянию равновесия).

В состав системы входят еще и подсистемы, выполняющие опреде­ленную функцию. Так, в социальной системе взаимодействуют:

Ø экономи­ческая подсистема, несущая функцию адаптации;

Ø система социетальной общности, включающая в себя все институты социального контроля от законов до неформальных правил (функция интеграции);

Ø система со­циализации, которая осуществляет функцию поддержания образца, вовлекая индивида в сферу отношений культурной системы;

Ø политическая подсистема общества, которая через исполнение функции целеполагания несет в себе все формы принятия решений, оформления стоящих перед социальной системой целей и мобилиза­ции имеющихся ресурсов для их достижения. Таким образом, можно говорить о центральной роли политической системы в жизнедеятель­ности общества.

Использование системного подхода в политической науке началось в 1950-х годах с появлением работ американских исследователей Д.Исто­на, Г.Алмонда и К.Дойча. Политическую жизнь стали рассматривать как систему, полагая, что между многообразными аспектами политики и политическими явлениями существует относительно стабильная взаи­мосвязь.

Возможность применения системного подхода в политических исследованиях М.Каплан обосновал в работе «Система и процесс международной политики». Основой тезис данной работы состоял в следующем. Научная политология возможна лишь в том случае, если рассматривается как система действий. Система действий - это ряд особым способом взаимосвязанных переменных величин; при этом поддающиеся описанию поведенческие закономерности характеризу­ют как внутренние отношения этих переменных, так и их связь с ком­бинацией внешних переменных.

В основу системного анализа было положено четыре принципа:

1. Определение системы через различение с окружающей средой (система не тождественна окружающей среде и подвержена ее влиянию).

2. Рассмотрение политической жизни как системы действий и взаимодействий акторов.

3. Понятие реакции (процессы и элементы системы взаимодей­ствуют и изменяются под влиянием источников напряженно­сти внутри и вне системы).

4. Обратная связь (действия системы влекут за собой реакцию ее структур и внешней среды).

То есть, были приняты ключевые положения общей теории систем и теории социального действия Т. Парсонса. Политическая теория тоже хотела построить «grand theory» в своей области исследований, отойти от рассмотрения конкретных институтов и «Stato» Макиавелли, право­вого государства и гражданского общества.

Известный американский политолог Г.Алмонд считает введение системного анализа важным шагом в политической науке. Система как ключевая концепция определяется:

во-первых, как сложное целое, совокупность связанных между собой вещей;

во-вторых, как метод, организация, общепринятые принципы и процедуры.

Понятие физи­ческой и аналитической системы различны. Если система физическая есть набор эмпирически наблюдаемых взаимосвязей, то аналитический конструкт составляют умозрительные построения из аспектов или ат­рибутов конкретных сущностей. Алмонд предложил определить поли­тическую систему как «систему взаимодействий, имеющихся во всех независимых обществах, которая выполняет функцию интеграции и адаптации посредством использования или угрозы использования принуждения.Политическая система - это легитимная, поддержи­вающая порядок и преобразующая система в обществе».

В целом политическая система понимается как особый тип соци­альных отношений, которые задействованы в принятии властных пуб­личных решений. Онапредставляет собой совокупность институтов (таких, как парламенты, бюрократии и суды), которые формируют и воплощают в жизнь коллективные цели общества или существующих в нем групп.

Субъектами или акторами этих системных отношений являются индивидуумы и социальные группы общества, которые выступают в различных качествах, так как во множестве ситуаций, в зависимости от цели их деятельности, они оперируют в рамках существующих по­литических институтов.

Согласно позиции другого американского ученого, Д. Истона, об­щие черты системного анализа можно охарактеризовать следующим образом:

1. Политическая система есть ряд взаимодействий, абстрагируемых от общего социального поведения, посредством которых проис­ходит распределение ценностей в обществе. Причем это распределение носит «авторитетный» характер, то есть обязывающий к подчинению.

2. Социальные системы, как и живые организмы, имеют способность преодолевать нарушения в своих системах. Политическая сис­тема обладает «реагирующим» и «саморегулирующим» потенциалом, который дает ей возможность координировать действия структур и ход процессов.

3. Политическая система не является статичным феноменом. Она изменяется под действием как внутренних, так и внешних сил, адапти­руясь к новым условиям для «сохранения образца».

4. Политическая система является открытой, так как она взаимо­действует с окружающей средой и поддается ее влиянию.

Теорию систем стали использовать из-за ее преимуществ при прове­дении систематического эмпирического анализа. Теория, построенная с использованием системного анализа, позволяет стандартизировать терминологию, кодифицировать данные, то есть придать универсаль­ность построениям. Перечисленное составляет большую пользу для проведения сравнительного анализа аспектов политической жизни различных обществ.

Наши рекомендации