Механизмы осуществления политической власти
В структуре власти всегда выделяют субъект и объект, источники власти, основания власти и ресурсы власти.
В качестве субъектов власти могут выступать государство и его отдельные институты, политические элиты и лидеры.
Объектами власти становятся как индивиды, так и социальные группы, а также большие массы людей — население той или иной территории или целого государства.
Источниками власти могут быть закон, сила, авторитет, престиж, богатство, интерес, тайна, харизма, знания, идеи и т. д.
Основания власти и ресурсы власти — понятия близкие, но не совпадающие полностью. Под основаниями власти понимают тот социальный фундамент, на котором базируются источники власти.
Ресурсы власти — это реальные и потенциальные средства, которые может задействовать власть и ее агенты в интересах достижения определенных целей. Объем и виды ресурсов, которыми обладают те или иные агенты властных отношений, зависят от стадии общественного развития, типа политической власти, конкретно-исторических условий. Общая тенденция развития ресурсов власти состоит в росте объемов и разнообразия видов ресурсов, которыми она владеет.
Основными видами ресурсов современной политической власти являются:
1. Экономические, характеризующиеся господствующими отношениями собственности, объемом валового национального продукта на душу населения, наличием природных ресурсов, величиной государственного золотого запаса, долей наукоемкого производства в общей структуре производства и т. д.
2. Социальные, характеризующиеся общей социальной и демографической структурами, конкретным составом групп и слоев, поддерживающих политическую систему страны, уровнем развития систем образования, медицины, культуры и науки и т. д.
3. Административно-правовые, т.е. система административного управления, совокупность властных учреждений, обеспечивающих внутренний порядок и внешнюю безопасность государства. К ним относятся средства насилия и принуждения, включая оружие, а также государственные институты, с этим принуждением связанные: армия, полиция, служба безопасности, тюрьма и т. д. Сюда же входят такие показатели, как уровень профессиональной подготовки государственно-управленческого аппарата, степень его коррумпированности и т. д.
4. Организационные, т. е. система национального, регионального и территориального управления, порядок принятия, контроля и исполнения общеобязательных государственных решений, степень самостоятельности отдельных управленческих единиц. В этом плане важными показателями являются оптимальность организационно-управленческих структур, степень их бюрократизации и т. д.
5. Культурно-информационные, включающие в себя уровень культурного развития населения, наличия институтов, сохраняющих национальное и культурное наследие народа, принципы и методы развития средств массовой информации и коммуникации, степень доступности для граждан национальных, региональных и международных ресурсов информации и т. д. Следует особо отметить, что роль этого ресурса власти в последние десятилетия неизменно возрастает. Как пишет известный американский ученый О. Тоффлер, «знания, в силу своих преимуществ — бесконечности, общедоступности, демократичности, — подчинили себе силу и богатство и стали определяющими факторами
функционирования власти».
В типологии известного политолога А. Этциони правовые нормы, вместе с ценностными ориентациями, определяющими поведение людей, включены в составнормативных ресурсов. Наряду с этими ресурсами он выделяет также утилитарные и принудительные ресурсы власти. К утилитарным Этциони относит различные экономические и социальные блага, а к принудительным - штрафные санкции, используемые властью для достижения своих целей.
М. Рождерс выделил два типа ресурсов: «инфра-ресурсы» и «инструментальные ресурсы». Первые представляют собой необходимые условия осуществления власти. Это атрибуты, обстоятельства, блага, которые должны быть в наличии у субъекта власти. Вторые выступают в качестве средств осуществления власти. Они могут использоваться в целях поощрения, наказания или убеждения.
В зависимости от того, какой из ресурсов субъект использует для воздействия на объект, выделяют различные виды власти. Можно говорить об экономической власти, которой обладают те, у кого есть деньги или собственность, по отношению к тем, у кого денег и собственности нет. Так, любой работодатель обладает некоторой степенью власти по отношению к наемному работнику. Главным же признаком политической власти по отношению к другим ее разновидностям выступает то, что она может использовать все многообразие ресурсов, не только принудительных и правовых, но и экономических, социальных, культурно-информационных, демографических.
Среди других отличительных признаков политической власти выделяют:
1) легальность в использовании силы;
2) верховенство, т. е. обязательность ее решений для всех индивидов и институтов в пределах данной территории;
3) публичность, что означает обезличенность власти, некоторую дистанцированность и обособленность от других общественных институтов;
4) моноцентричность, т. е. наличие единого центра принятия решений; это отличает политическую власть от экономической власти, у которой центров принятия решений практически столько, сколько и субъектов экономических отношений.
Получила известность типология исторических форм политической власти, предложенная французским политологом М. Дюверже. Он выделил три таких формы власти:
Ø анонимную — характерную для примитивных слабоструктурированных обществ;
Ø индивидуализированную — возникающую по мере усложнения разделения труда и обособления отдельных видов деятельности;
Ø институционализированную — опирающуюся на систему социальных институтов, выполняющих четко определенные функции.
В современных обществах политическая власть существует преимущественно в своей третьей, институционализированной форме.
Политическая власть способна концентрировать в своих руках значительные материальные и нематериальные ресурсы: деньги, собственность, информацию и т. д. Наличие у субъекта власти разнообразных ресурсов порождает у ее объекта такой мотив подчинения, какинтерес. Власть, основанная на интересе, многими учеными считается наиболее стабильной. Личная заинтересованностьпобуждает человека к добровольному и добросовестному выполнению указаний и распоряжений власти. К аналогичным результатам приводит подчинение на основе такого мотива, как убеждение, связанного с такими понятиями, как менталитет, ценности и установки. Готовность подчиняться политической власти в этом случае формируется под воздействием высоких идейных побуждений патриотического, религиозного или идеологического характера.
Еще одним мотивом подчинения может выступать авторитет. Он подразумевает наличие высоко ценимых качеств, которые подчиненные видят в политическом лидере и которые обеспечивают их добровольное подчинение ему без принуждения или угрозы наказания. Авторитет формируется на основе добровольного признания социального превосходства субъекта власти над объектом и формирования убежденности подчиненных в особых способностях лидера или руководителя. Авторитет может быть истинным, когда лидер или руководитель действительно обладают приписываемыми им качествами и способностями, и ложным, основанным на заблуждениях.
Политическая власть часто понимается как синоним государственной власти, опирающейся на основные институты государства (парламент, правительство, правоохранительные органы) и использующей все ресурсы, контролируемые государством.
Однако такое понимание не совсем точно. Государственная власть в современном обществе — это только часть политической власти. Она есть особым образом организованная и специализированная политическая власть, осуществляемая посредством особого аппарата, относительно обособленного от общества, на профессиональной основе в рамках территории, на которую распространяется государственный суверенитет.
В сфере политики власть проявляется и в иных формах. Можно говорить, например, о власти политической партии, которая распространяется на определенное число членов и ее сторонников. Властью обладают и общественные организации, в частности, профессиональные союзы. Информационной властью, основанной на использовании культурно-информационных ресурсов, могут обладать средства массовой информации и формируемое ими общественное мнение.
Государственная власть, как правило, монопольно занимает имманентно присущее ей легальное положение в обществе. Но могут быть отдельные случаи, когда монополию государственной власти подрывают нелегальные структуры (криминалитет, преступные и террористические группировки). Например, криминалитет чаще всего оспаривает государственную монополию на сбор налогов или печатание государственных денежных знаков, преступные или террористические группировки, захватывая территории и терроризируя население, выводят его из подчинения официальным государственным структурам. Все это есть факты и признаки ослабления государства, с которыми оно обязано вести решительную борьбу, не давая возможности образования на своей территории альтернативных центров силы и принятия решений.
Политическая власть выполняет в обществе достаточно разнообразные функции. Современная политическая социология определяет в качестве основных ее функций:
1) господство (полное подчинение объекта воле субъекта, опираясь на силу);
2) руководство;
3) регулирование общественных отношений;
4) контроль;
5) координация;
6) мобилизация.
Одним из основополагающих принципов организации и функционирования государственной власти является принцип ее разделения. Разделение власти может иметьгоризонтальный характер, когда отдельные функции закрепляются за специальными государственными институтами. Например, разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную. Разделение власти может иметь и вертикальный характер, когда ее полномочия делятся между центральными и местными государственными институтами.
Но при всех вариантах разделения власти необходимо сохранять принцип ее моноцентричности, исключающий конфликты в виде противостояния законодательной и исполнительной власти или субъекта федерации и федеративного центра. Нарушение принципа моноцентричности власти может привести к тяжелым для общества последствиям. Так случилось, например, в нашей стране в сентябре-октябре 1993 г., когда противостояние Верховного Совета и Президента РФ привело к политической дестабилизации, резкой поляризации общества и вооруженному противостоянию сторон.
Исторически в зависимости от ресурсов, социально-экономических условий, господствовавших форм собственности и социальной стратификации политическая властьнаходила и находит свое воплощение в различных типах или режимах осуществления политической власти: монархии, аристократии, олигархии, тирании, демократии, бюрократии, технократии.