Мультипарадигмальный характер современной политической социологии

Парадигма политического поля стала еще одним достижением в раз­витии политической социологии. Как писал А. де Токвиль в середине XIX века, совершенно новому миру необходимы новые политические
знания». Социальные изменения второй половины XX столетия потребовали от социологии создания новых подходов в их интерпретации. Нарастание рыночных тенденций в политике стало общемировым явлением. В западной теоретической социологии уже давно сложилась целая традиция анализа политики в логике спроса и предложения.

В свое время еще представители Франкфуртской школы в начале 60-х годов XX столетия обратили внимание на феномен развития в западном обществе культурной индустрии в качестве результата демократизации культуры и коммуникации. В работах Ю. Хабермаса была представлена концепция, описывающая активность участников изби­рательного процесса как разновидности деятельности по продаже то­варов и услуг. Позже в работах французского социолога П. Бурдье была представлена оригинальная концепция поля политики, в основу которой положен маркетинговый принцип.

Теория поля П. Бурдье в определенном смысле продолжает тра­диции П. Сорокина, касающиеся, в частности, проведения различий между физическим и социальным пространством.

П. Бурдье представляет социальное пространство в качестве мно­гомерного и открытого ансамбля относительно автономных полей (экономического, культурного, политического, социального) борьбы социальных агентов за доминирующие позиции. П. Бурдье считал су­щественным недостатком марксистской теории сведение социального мира к одному лишь экономическому полю и игнорирование позиций, которые занимают социальные агенты в различных полях. Вместе с тем он признавал, что в ансамбле полей есть своя иерархия и в ней эко­номическое поле занимает особую позицию. Оно стремится навязать свою структуру другим полям.

Агенты и группы агентов определяются по их относительным по­зициям в социальном пространстве. Социальные позиции агентов за­висят как от общей величины капитала, которыми они обладают, так и от сочетания капиталов в различных полях. Капитал дает шанс агентам в данный момент времени установить власть над полем, и заодно и над механизмами воспроизводства благ и порядком их распределения.

Поле политики является одним из основных полей борьбы за власть, имеющим свои характерные особенности. Бурдье представляет его как рынок, в котором осуществляется производство, спрос и пред­ложение особого товара — политических партий, программ, мнений, доминирующих и доминируемых позиций.

«Политическое поле, — пишет французский социолог, — пони­маемое одновременно как поле сил и поле борьбы, направленной на изменение соотношения этих сил, которое определяет структуру поля в каждый данный момент, не есть государство в государстве: влияние на поле внешней необходимости дает о себе знать посредством той связи, которую доверители, в силу своей дифференцированной отда­ленности от средств политического производства, поддерживают со своими доверенными лицами, а также посредством связи, которую эти последние в силу их диспозиций поддерживают со своими организациями. По причине неравного распределения средств производства того или иного в явном виде сформулированного представления о социаль­ном мире, политическая жизнь может быть описана в логике спроса и предложения: политическое поле — это место, где в конкурентной борьбе между агентами, которые оказываются в нее втянутыми, рож­дается политическая продукция, проблемы, программы, анализы, ком­ментарии, концепции, события, из которых и должны выбирать обыч­ные граждане, низведенные до положения "потребителей" и тем более рискующие попасть впросак, чем более удалены они от места произ­водства».

Согласно П. Бурдье, исследование поля политики с необходимо­стью должно включать рассмотрение условий доступа к политической практике и ее осуществлению. Поле политики оформляется различия­ми активных характеристик агентов, которые придают их обладателям власть в поле (способность действовать эффективно) и являются, собст­венно, видами власти в этом поле. Каждая политическая позиция опи­сывается специфическими сочетаниями этих характеристик, определе­на отношениями с другими позициями.Всё в поле политики — позиции, агенты, институты, программные заявления, комментарии, манифеста­ции и т. д. — может быть понято исключительно через соотнесение, сравнение и противопоставление, через анализ борьбы за переопреде­ление правил внутреннего деления поля.

Завершая изложение темы, можно констатировать, что развитие политической социологии прошло несколько периодов, в каждом из которых доминировали те или иные парадигмы. Общей тенденцией развития политической социологии, как и общей социологии, является переход от методологического монизма к умеренному плюрализму.

На современном этапе политическая социология представляет со­бой достаточно дифференцированную область знаний, включающую в себя различные парадигмы анализа и восприятия политической дейст­вительности, что позволяет говорить о мультипарадигмальном перио­де ее развития. Существование определенного множества научных па­радигм отражает объективный процесс повышения уровня сложности происходящих политических процессов и явлений, научное объясне­ние которых сегодня, по всей видимости, очень сложно дать исходя из какой-либо одной теории. Поэтому знание различных теорий и мето­дов исследования политики является необходимым условием получе­ния профессионального образования, своеобразным тестом на прина­длежность к профессиональному сообществу.

Литература

1. Амелин В. Н. Социология политики. М., 1992.

2. Американская социология. Перспективы. Проблемы. Методы. М., 1972.

3. Американская социологическая мысль. Р. Мертон, Дж. Мид, Т. Парсонс, А.Шюц. (Тексты). М., 1994.

4. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1992.

5. Бурдье П. Социология политики. М., 1993.

6. Бурдье П. Социология социального пространства. М., 2005.

7. Вебер М. Основные социологические понятия // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

8. Гидденс Э. Социология. М., 2000.

9. Елисеев С.М. Политическая социология: Учебное пособие. СПб., 2007.

10. Маркс К. Немецкая идеология // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3.

11. Михельс Р. Принципиальное в проблеме демократии // Социологический журнал. 1994. № 3.

12. Монсон П. Современная западная социология: теории, традиции,
перспективы. М., 1992.

13. Осипова Е.В. Социология Вильфредо Парето: политический ас­пект. СПб., 2004.

14. Политическая социология: учебник / под ред. Ж.Т.Тощенко. М., 2012.

15. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

16. Тернер Дж. Структура социологической теории. М., 1985.

[1] Emergence (англ.) – возникновение, появление нового.

[2] Деривация - термин, означающий отклонение чего-либо от основной траектории движения, отклонение от основного значения

Наши рекомендации