Производственные отношения

В производстве люди вступают в отношение не только к природе. Они не могут производить, не соединяясь известным образом для совместной деятельности и для взаимного обмена своей дея-

тельностыо. Чтобы производить, люди вступают в определенные связи и отношения, и только в рамках этих общественных связей и отношений существует их отношение к природе, имеет место производство.

В зависимости от характера средств производства эти общественные отношения, в которые вступают производители друг к другу, условия, при которых они обмениваются своей деятельностью π участвуют в совокупном производстве, будут, конечно, различны.

Маркс К. Наемный труд и капитал.— Марке К., Энгельс. Ф. Соч., т. в, с. 441

...Уже с самого начала обнаруживается материалистическая связь людей между собой, связь, которая обусловлена потребностями и способом производства и так же стара, как сами люди,— связь, которая принимает всё новые формы и, следовательно, представляет собой «историю», вовсе не нуждаясь в существовании какой-либо политической или религиозной нелепости, которая еще сверх того соединяла бы людей.

Маркс К., Энгельс Ф. Фейербах. Противоположность

материалистического и идеалистического

воззрений. Μ., 1966, с. 39

Форма общения, на всех существовавших до сих пор исторических ступенях обусловливаемая производительными силами и π свою очередь их обусловливающая, есть гражданское общество...

Маркс К., Энгельс Ф. Фейербах. Противоположность

материалистического и идеалистического воззрений.

М., 19вв, с. 47

Всякое производство есть присвоение индивидом предметов природы в рамках определенной формы общества и посредством нее.

Маркс К. Экономические рукописи 1S57—1859 годов.

Введение.— Маркс К., Энгельс Ф. Соч.,

т. 46, ч. I, с. 23

Никогда этого не было, да и теперь этого нет, чтобы члены общества представляли себе совокупность тех общественных отношений, при которых онп живут, как нечто определенное, целостное, проникнутое таким-то началом; напротив, масса прилаживается бессознательно к этим отношениям и до такой степени не имеет представления о них, как об особых исторических общественных отношениях, что, например, объяснение отношений обмена, при которых люди жили многие столетия, было дано лишь в самое последнее время.

Ленин В. И. Что такое «друзья народа»

и как они воюют против социал-демократов? —ι

Полн. собр. соч., т. 1, с. 136—137

Автор опирается тут на учение Маркса о подчиненном значении распределения. Эпиграфом к IV главе взяты слова его из замечаний на Готскую программу, где Маркс противопоставляет вульгарный социализм — научному, который не придает существенного значения распределению, объясняя общественный строй организацией производственных отношений и считая, что данная организация их уже включает в себе определенную систему распределения. Эта идея, по совершенно справедливому замечанию автора, проникает собой все учение Маркса, и она имеет крайне важное значение для уяснения мещанского содержания народничества.

Ленин В. И. Экономическое содержанье

народничества и критика его в книге г. Струве.—

Полн. собр. соч., т. 1, с. 461

Если же мы последовательно будем смотреть на «производство», как на общественные отношения по производству, то и «распределение», и «потребление» потеряют всякое самостоятельное значение. Раз выяснены отношения по производству,— тем самым выяснилась и доля в продукте, приходящаяся отдельным классам, а следовательно, «распределение» и «потребление». И наоборот, при невыясненности производственных отношений (напр., при непонимании процесса производства всего общественного капитала в его целом) всякие рассуждения о потреблении и распределении превращаются в банальности или невинные романтические пожелания.

Ленин В. И. К характеристике экономического романтизма.—Полн. собр. соч., т. I, с. 196

Наши рекомендации