Что такое удачный заголовок и как его придумать

Роль заголовка для журналистского произведения гораздо важнее, чем это может показаться на первый взгляд. Заголовок не только привлекает внимание читателей и настраивает их на определенный лад, но и часто выражает отношение журналиста к теме обсуждения. Другими словами, заголовок – это краткое выражение основной мысли материала. Даже для опытных журналистов придумать хороший заголовок часто становится задачей не из легких. Существует множество типов заголовков. Давайте рассмотрим некоторые из них на примерах заголовков, которые использовали ребята – участники проекта «Guideforyoung journalists».

Заголовок-хроника«Встреча варваров и лесорубов» – так назвала Лена Миронова свой репортаж о футбольном турнире между двумя командами – «Варварами» и «Лесорубами». Это самый простой способ – сформулировать в заголовке основную новость, тем более, когда можно обыграть какие-то детали, как в этом случае сделала Лена.

Заголовок-перефразирование цитаты«О бедных собаках замолвите слово» - такой заголовок придумала ОляТимкова к своему материалу о приюте для бездомных собак. Как вы догадались, она перефразировала название одного известного фильма – «О бедном гусаре замолвите слово». Кстати, этот прием нередко применяется авторами проблемных публикаций. «Собака бывает кусачей не только от жизни собачей» – это заголовок к заметке Иры Мазурян, которая затронула другой аспект темы бродячих собак в городе. Здесь снова используется немного измененная фраза из детской песенки: «Собака бывает кусачей только от жизни собачей».

Заголовок-цитата«Я – кораблик, плывущий по течению реки..»-так назвала свою зарисовку о молодом человеке с необычным взглядом на мир Наташа Мунтян. Она просто выделила слова своего героя, которые его наиболее характеризуют.

«Жизнь задыхается без цели» - Лена Мутовкина остановила свое внимание на цитате из Федора Достоевского, которую упомянул в конце интервью ее собеседник.

Заголовок-обращение«Давайте делать добрые дела!» - так назвала свою заметку о детском экологическом клубе Настя Иванова.«Не проходите мимо» - озаглавила свою информацию об одной экологической акции Наташа Черных.

Распространены также и заголовки-описания – к примеру, «О прожженной скатерти, второй жизни и о многом другом» (интервью Светы Донцовой с преподавателем химии)Итак, заголовок должен быть лаконичным (не более 4-5 слов), выразительным, желательно – ритмически организованным и содержать какую-то интригу, чтобы привлечь читателя. Что такое ритмически организованный заголовок? Вслушайтесь в звучание следующих примеров: «Опасно стало быть девчонкой» (И. Мазурян), «Последний солнца луч» (С. Алексеенко).

Как придумать заголовок?

Некоторым журналистам удается его сочинить еще до того, как написан материал. Другим он приходит в голову в процессе работы. Большинство же «находят» заголовок после прочтения готовой статьи, выделив ее лейтмотивы. Не бойтесь экспериментировать!

"Пусть не пугает чистый лист..."

Самое сложное – это всегда начать писать материал. Вы собрали нужную информацию, вроде бы нащупали главную идею, но никак не можете найти подходящие слова для начала своей статьи. Перед вами – чистый лист бумаги (монитор компьютера с открытой страницей), но вы абсолютно не знаете, о чем писать. Нет внутреннего ощущения материала. Внимание: подобные «муки творчества» знакомы почти каждому журналисту, даже очень опытному. Творческий человек всегда зависит от вдохновения. Но... Знаете ли вы, что вдохновение часто приходит в процессе работы? Поэтому, несмотря на всю вашу неуверенность и недовольство собой (темой статьи, собранным материалом и т.п.), обязательно начинайте писать! Пусть это будет план вашей статьи, состоящий из 6-7 предложений. Попробуйте описать самую «живую» часть материала (особенно если речь идет о репортаже, очерке или интервью). Выделите наиболее выразительные цитаты из ответов ваших собеседников. Вы и сами не заметите, как черновой набросок постепенно обрастет нужными деталями и превратиться в готовую статью. В конце концов, что такое вдохновение? Это состояние, сотканное из ясности мысли, понимания материала, уверенности в себе. А еще это желание писать. Идите от обратного (сосредоточьтесь на теме, не допускайте мыслей, что у вас ничего не получится), и вы обязательно ощутите прилив новых сил. Это и будет вашим вдохновением.

Но не радуйтесь, когда вы поставите точку. Это только второй этап вашей работы (первый заключается в сборе нужной информации).

Заключительный этап – это внимательное прочтение своей статьи «глазами постороннего» и исправление неудачных выражений, сокращение растянутых кусков, и конечно, проверка информации (фамилий, названий, цифр, дат).Не бойтесь исправлений и работы над словом и стилем! Среди журналистов распространена поговорка: «Плохой журналист сделает из хорошего материала невзрачную заметку, хороший из минимума информации сделает интереснейшую вещь».

ПРИЛОЖЕНИЕ

Наши рекомендации