Морская политическая география
Особой отраслью политической географии является морская политическая география, или политическая география океана. Ее основной научный интерес связан с юрисдикцией над морским пространством. Исследуются принципы раздела морских пространств между государствами, межгосударственные конфликты на море (Слевич, 1989).
Морское пространство делится на несколько зон. Первая из них - внутренние воды - замкнутые морские бассейны, которые входят в состав государства и являются его неотъемлемой частью. Площадь внутренних вод обычно включается в площадь территории владеющего ими государства наравне с сушей. В качестве примера можно привести Белое море, Внутреннее Японское море, во времена СССР внутренними водами являлось и Азовское море, которое сейчас пытаются поделить Россия и Украина. Вдоль морского побережья государства протянулась зона территориальных вод, являющихся суверенной территорией государства, подобно внутренним водам и суше. Ширина этой зоны обычно составляет от трех до 12 миль, по международной конвенции территориальные воды ограничены 12-мильной зоной (принятие трехмильного рубежа за морскую границу государства в 17-18 вв. объяснялось пределами дальнобойности пушек).
В реальности многие государства в одностороннем порядке пытаются расширить эту зону, чтобы иметь гарантированные экономические преимущества на шельфе и контролировать обширные морские пространства. Например, Конго и Мавритания расширили свои территориальные воды до 30 миль, Камерун, Танзания и Мадагаскар - до 50 миль. Некоторые страны проводят свои морские границы на расстоянии 100 и 130 миль. Самые обширные территориальные воды контролируют некоторые латиноамериканские и африканские государства, которые провели свои морские границы на расстоянии 200 миль от побережья. Так поступили Чили, Перу и Эквадор в 1950-е гг., их примеру последовали Бразилия, Аргентина, Уругвай, Панама, Сальвадор, Сьерра-Леоне и Сомали.
За территориальными водами находится т.н. “прилегающая зона”, которая представляет собой собственно морскую границу государства, но являющуюся не линией, а полосой шириной 12 миль. В этой зоне государство осуществляет пограничный контроль. Следующая зона морского пространства - экономическая зона. Здесь суда всех стран имеют право свободного прохода, но только одна страна имеет исключительные права на эксплуатацию местных ресурсов. Обычно граница экономической зоны проходит на расстоянии 200 миль от побережья. Вся оставшаяся часть Мирового океана именуется открытым морем, и ни одна из стран не имеет здесь никаких особых прав: существует право свободного прохода судов в открытом море.
Распространенным явлением на морях стали межгосударственные конфликты. Обычно они возникают по поводу эксплуатации ресурсов моря. Часто некоторые страны ведут незаконный лов рыбы в территориальных водах другого государства, от чего, например, страдает Россия в районе Курильской гряды. Имеется предецент т.н. “тресковой войны” между Великобританией и Исландией в 1975 г. Тогда Исландия объявила о своих исключительных правах на 200-мильную экономическую зону, а именно в этой части Атлантики традиционно вели свой лов британские рыбаки. В результате обострения отношений между двумя странами исландцы начали арестовывать британские траулеры, а Великобритания стала посылать вместе с ними военные корабли. Две страны даже разорвали дипломатические отношения и, что любопытно, дело кончилось победой маленькой Исландии, отстоявшей свои права.
Еще более ожесточенные споры связаны с добычей на шельфе полезных ископаемых и прежде всего нефти. Так, непросто проходил раздел нефтеносных площадей Северного моря, которые достались в основном Великобритании и Норвегии. На определенном этапе обиженной стороной сочла себя ФРГ. В результате раздел моря на сектора был проведен с учетом интересов всех стран, включая ФРГ, Данию и Нидерланды. Конфликты Греции и Турции в Эгейском море отчасти объясняются наличием на шельфе этого моря запасов нефти и природного газа.
Одной из самых сложных проблем является проведение морских границ между государствами. Обычно морская граница проводится по принципу эквидистанции, или медианы, т.е. на равном расстоянии от берегов двух соседних стран. Проблемы возникают на самом первом этапе и связаны с выбором точки отсчета, поскольку береговая линия бывает сильно изрезана. На практике береговая линия (baseline) не совпадает с физической границей моря и суши, поскольку в самых сложных случаях допускается ее спрямление. Существуют особые правила “закрытия заливов”, когда береговая линия в юридическом смысле этого слова соединяет два мыса залива, если залив слишком узкий, или немного заходит вглубь залива, не достигая его берегов. Провести демаркацию границ в заливах и небольших морских бассейнах оказывается очень сложно, стороны часто выдвигают друг к другу территориальные претензии (например, Колумбия и Венесуэла в Венесуэльском заливе).
Огромные преимущества часто получает сторона, владеющая даже крохотными островками, которые могут многократно увеличить ее территориальные воды, особенно, если эти островки находятся вблизи побережья другой страны, и последняя остается только с узкой полосой территориальных вод вдоль берега (сложные отношения возникли между Эстонией и Латвией по поводу раздела Рижского залива: эстонская сторона владеет островком Рухну в центре залива, в результате чего к Эстонии отходит основная часть залива). Проблемы морских границ решаются только в процессе двусторонних переговоров, в ходе которых рассматривается целый комплекс проблем, связанных с эксплуатацией ресурсов, проходом судов, точным определением береговых линий и медиан.
Контрольные вопросы
1. Чем географическое государствоведение отличается от геополитики и что общего между ними?
2. Назовите основные направления исследований в рамках географического государствоведения.
3. Опишите плюсы и минусы политико-географического положения России.
4. Каковы основные классификации политических границ?
5. Приведите примеры основных типов пограничных споров.
6. Опишите существующие подходы к политико-географическому исследованию государства.
7. Каковы факторы интеграции и дезинтеграции российской территории?
8. Какие проблемы возникают при проведении границ на море?
Основная литература
1. Колосов В.А. Политическая география: основные концепции и идеи // Региональная политика, №6, 1994, с. 39-51.
2. Колосов В.А., Галкина Т.А., Туровский Р.Ф., Клесова С.А. Социально-экономические проблемы нового российского пограничья // Известия РАН. Серия географическая. 1997, №3, с. 63-72.
3. Колосов В.А., Трейвиш А.И. Этнические ареалы современной России: сравнительный анализ риска национальных конфликтов // Полис, 1996, №2, с. 47-55.
4. Колосов В.А., Туровский Р.Ф. Современные государственные границы: новые функции в условиях интеграции и приграничное сотрудничество // Известия РАН. Серия географическая. 1997, №5, с. 106-113.
5. Слевич С.Б., Горбацевич Р.А. Проблемы политической географии Мирового океана // Современные проблемы изучения Мирового океана. Л., 1980, с. 112-118.
6. Слевич С.Б. Политическая география океана: вопросы теории // Политическая география и современность: тенденции становления научного направления, Л., 1989.
7. Туровский Р.Ф. Территориальное распространение этносоциального конфликта // Вестник Московского Университета. Сер.5, География. 1992. №2, с.89-95.
Дополнительная литература
1. Алхименко А.П., Слевич С.Б. Современные внешнеполитические аспекты географического океана и геополитическая концепция // География, политика, культура. Л., 1990
2. Географические границы. М., Издательство МГУ, 1982.
3. Глезер О., Колосов В., Петров Н., Стрелецкий В., Трейвиш А. Самая политическая карта СССР // Московские новости, 17.03.1991, с. 8-9.
4. Глезер О., Петров Н., Стрелецкий В. Самая политическая карта бывшего СССР // Московские новости, 29.03.1992, с. 9.
5. Колосов В.А., Криндач А.Д. Россия и бывшие союзные республики: проблемы нового приграничья // Полис, 1994, №1, с. 37-48.
6. Туровский Р.Ф. Географические основы политической нестабильности в Югославии // Вопросы экономической и политической географии зарубежных стран. Вып. 12. М., 1993, с.125-136.
7. Border and territorial disputes. L., Longman, 1992.
8. Burghardt A.F. The bases of territorial claims // Geographical Review, 1973, No.63, p. 225-245.
9. Foucher M. Fronts et Frontieres: un tour du monde geopolitique. Paris, Fayard, 1988.
10. Gottmann J. The political partitioning of our world: an attempt at analysis // World Politics, 1952, No. 4, p. 512-519.
11. Gottmann J. The Significance of Territory. Charlottesville, The University Press of Virginia, 1973.
12. Hartshorne R. The functional approach in political geography // Annals of the Association of American Geographers, 1950, No.40, p. 95-130.
13. Jones S.B. Boundary concepts in the setting of place and time // Annals of the Association of American Geographers, 1959, No.49, p. 241-255.
14. Kristof L.D. The nature of frontiers and boundaries // Annals of the Association of American Geographers, 1959, No.49, p. 269-282.
15. Murphy A.B. Historical justifications for territorial claims // Annals of the Association of American Geographers, 1990, No.4, p. 531-548.
16. Parker G. The Geopolitics of Domination. London and New York, Routledge, 1988.
17. Pounds N.J.G. Political Geography. New York, McGraw Hill, 1963.
18. Prescott J.R.V. Political frontiers and boundaries. London, Allen & Unwin, 1987.
19. Ratzel F. Politische Geographie. Munchen, Oldenburg, 1897.
20. Taylor P. J. Political geography. World-economy, nation-state and locality. London, Longman, 1989.
21. Turner F.J. The Frontier in American History. New York, 1920.
22. van Valkenburg S. Elements of Political Geography. New York, Holt, 1939.