II. Владение понятийно-категориальным аппаратом культурологии и грамотное его использование.
СПИСОК ВОПРОСОВ
1. Культурология как наука: актуальность, функции, междисциплинарные связи, структура, предмет и объект, содержательная область и проблемные поля.
2. Основные вехи развития культурологии как науки. Культуроведение и культурология.
3. Происхождение термина «культура» и основные подходы к его определению. Понятие культуры в современной культурологии.
4. Философские и научные основания постижения культуры. Соотношение и специфика философского и культурологического путей изучения культуры.
5. Культура как сложноорганизованная система. Внебиологичность культуры.
6. Основные функции культуры (адаптивно-адаптирующая, негэнтропийная, аккумулирующая, сигнификативная, коммуникативная, когнитивная, регулятивная, воспитательная, гармонизирующая и др.).
7. Методология, методы и методика исследований культуры.
8. Общая характеристика теоретических направлений в культурологии (культурно-историческое, эволюционное, социологическое, экзистенционалистское, технократическое, аксиологическое, феноменологическое, семиотическое, неоэволюционное, постмодернистское направления. Диффузионизм. Деятельностный подход. Системно-синергетический подход).
9. Проблема типологии культуры: основные принципы построения. (Региональный; конфессиональный; хозяйственный; этнический и др.).
10. Модель морфологии культуры по М.С. Кагану. (Общая структура духовной, художественной, материальной сфер культуры). Интегративная модель культуры Э.С. Маркаряна (природно-экологическая, социорегулятивная и общественно-экологическая подсистемы)
11. Функционально-деятельностная модель морфологии культуры (Э.А. Орлова, А.Я. Флиер).
12. Социальная культурология и оциология культуры. Строение и функции социальной культуры. Инкультурация, аккультурация и социализация. Культура межличностного общения (Б.С. Ерасов, Л.Г. Ионин, А.С. Кармин, А.Я. Флиер).
13. Типы и функции политической культуры. Идеология в системе политической культуры. Правовая культура. Функции правовой культуры в обществе. Типы правовых систем.
14. Антропологическое измерение культуры: Культура и человек.
15. Основы прикладной культурологии.
16. Основные подходы и проблемы культурной динамики (субъект, объект, факторы, типы культурных изменений).
17. Циклические модели культурной динамики. Круговозвратные модели (Сыма Цянь, Екклесиаст). Органицистские концепции (Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев, О. Шпенглер). Циклическо-волновые модели (П.А. Сорокин).
18. Эволюционные модели культурной динамики. Однолинейно-прогрессистские модели (Г.Ф. Гегель, Г. Спенсер, Эд. Тайлор, Л.Г. Морган). Формационные модели (К. Маркс, Ф. Энгельс). Неоэволюционые концепции (М. Салинс, Дж. Стюарт, М. Харрис и др.).
19. Синергетические модели динамики культуры (С.П. Курдюмов, Е.Н. Князева, Ю.М. Лотман, М.С. Каган, В.П. Бранский, В.В. Василькова, А.С. Кармин, А.Я. Флиер и др.).
20. Культурогенез как процесс порождения и самообновления культуры (А.Я. Флиер и др.). Культурогенез и история культуры в контексте пассионарной теории этногенеза Л.Н. Гумилёва. Стадии культурогенеза.
[1] Параметры оценивания ответа по культурологии.
I. Чёткость изложения. Ответ должен быть чётко и логично внутренне структурирован, в конце каждого ответа следует привести ссылки на те работы, которые были использованы при подготовке.
II. Владение понятийно-категориальным аппаратом культурологии и грамотное его использование.
III. Продемонстрирована достаточная степень культурологической и общекультурной компетентности. Сформирована «условно достаточная степень социализированности и инкультурированности индивида в обществе», которая позволяет свободно понимать, знать, использовать и вариативно интерпретировать всю сумму обыденных и в определенной мере специальных знаний, составляющих норму общей эрудированности человека в данной культуре, систему норм, правил, запретов, ценностных ориентаций образцов и т.д.
IV. Наличие самостоятельного анализа и выводов. Каждое приводимое авторское суждение должно быть непременно аргументировано и обосновано.Этот параметр призван определить способности студентов к аналитическому и критическому мышлению; умению грамотно оперировать основным понятийно-категориальным аппаратом культурологии; устанавливать междисциплинарные связи. Студенты должны продемонстрировать умения анализировать социально и культурно значимые проблемы, явления и процессы, оценивать достижения культуры в историческом контексте их создания, обосновывать собственную позицию.