Советско-германский пакт и его последствия

Гитлер же, напротив, выражал явную готовность договориться с СССР, т.к. в тот период он нуждался в таком партнёре. Германия не была ещё готова к большой войне с СССР, и Гитлер избрал за­падный вариант. Ещё 8 марта 1939 г. на секретном совещании у фюрера была намечена стратегия, предусматривающая захват Польши до осени, а в 1940-1941 гг. - Франции, затем и Англии. Конечной целью провозглашалось объединение Европы и установ­ление фашистского господства на Американском континенте. По­этому Гитлер'был заинтересован во временном союзе с СССР.

Решение о начале переговоров с Германией Сталин принял в конце июля 1939 г. При этом он не прервал контакты с западными странами. Благодаря усилиям советской разведки он знал о планах фашистской Германии по нападению на Польшу и развертыванию войны с Англией и Францией, считал, что соглашение с Гитлером позволит оттянуть вступление СССР в войну, расширить советские границы и сферу влияния социализма, осуществить мировую рево­люцию с помощью военно-политической мощи СССР.

23 августа 1939 г. после трёхчасовых переговоров в Москве был подписан так называемый «пакт Риббентропа-Молотова». Пе­реговоры проходили в глубокой тайне, и поэтому сообщение о подписании пакта о ненападении произвело во всем мире впечат­ление разорвавшейся бомбы. Стороны подписали и более важный документ - секретные протоколы о разделе сфер влияния в Вос­точной Европе (существование протоколов советское руководство отрицало до 1989 г., их наличие подтвердилось при Горбачеве Съездом народных депутатов СССР). К сфере влияния СССР были отнесены Финляндия, Эстония, Латвия, Восточная Польша и Бес­сарабия. Это был тайный позорный сговор с фашистским агрессо­ром о дележе Восточной Европы.

С подписанием названных документов советская внешняя по­литика кардинально изменилась, сталинское руководство превра­тилось в союзника Германии по разделу Европы. Ситуация в Евро-| пе в целом изменилась в пользу фашистской Германии. СССР по-| мог ей устранить последнее препятствие к нападению на Польшу и ] для начала второй мировой войны.

Оценка пакта 23 августа 1939 г. и в целом сближения Совет­ского Союза и Германии является предметом острых дискуссий. Сторонники пакта в качестве аргументов указывают: на существо­вание опасности возникновения единого антисоветского фронта, объединявшего фашистские и демократические державы; на дос­тигнутый выигрыш во времени до вступления СССР в войну; на расширение границ Советского Союза накануне агрессии фашист­ской Германии против него. В сталинский период эти аргументы не подвергались сомнению. Но в дальнейшем, в условиях плюрализма мнений, выявилась их несостоятельность.

Крайне маловероятной была возможность создания единого антисоветского фронта, его не могли создать даже в 1917-1920 гг. Исключалось вступление в войну против СССР демократических государств Европы. Более того, Германия в 1939 г. в любом случае не могла начать войну против СССР по причине отсутствия общих границ для развертывания войск и нападения. К тому же она тогда не была готова к большой войне, что было видно в военной кампа­нии против маленькой Польши. Разгром японской группировки у реки Халхин-Гол в Монголии (июль-август 1939 г.) умерил амби­ции восточного соседа, и Япония стала вести себя более осторож­но. 15 сентября 1939 г. было заключено соглашение с СССР. Это поражение стало фактором, побудившим Японию впоследствии

воздержаться от нападения на СССР. Следовательно, СССР в 1939 г. от войны на два фронта практически был застрахован.

Другой аргумент о выигрыше времени также несостоятелен, поскольку этот выигрыш был обоюдный. Вопрос состоял в том, кто лучше использует это время. Германия 22 месяца до нападения на СССР использовала более эффективно: наращивала военные силы, завоевала европейские государства, дислоцировала свои дивизии у наших границ. Руководство СССР больше занималось внешней экспансией и кровопролитной войной с маленькой Финляндией, истреблением командного состава своей армии. Выигрыша в при­обретении новых территорий также не было, т.к. они не были в во­енном отношении освоены, границы не укреплены, потеряны в первые дни войны. Появилась общая граница с Германией, облег­чавшая её нападение на СССР.

Важно учесть и то, что возможности для продолжения перего­воров с Англией и Францией также не были исчерпаны. От руково­дства СССР требовалось проявление большей настойчивости в преодолении взаимного недоверия сторон, в достижении компро­мисса со своими естественными союзниками, каковыми эти страны и были. (Когда началась Великая Отечественная война, суровая реальность неотвратимо заставила СССР сблизиться и стать их со­юзником). Вместо этого оно ошибочно переориентировалось на фашистскую Германию, вело «двойную игру», а затем прервало переговоры. Оказалось, что 21 августа французский представитель генерал Ж. Думенк получил полномочия подписать военную кон­венцию с Россией.

Сближение с фашистской Германией, заключение пакта и сек­ретных протоколов с ней было крайне невыгодным для СССР, оно привело в конечном счете к войне и военной катастрофе в ее начале и исторически не оправдало себя. Во-первых, подписание пакта раз­вязало руки агрессору, обеспечило ему надёжный тыл для развязы­вания войны и завоевания европейских государств. Без пакта, без нейтралитета СССР, без надёжного тыла вряд ли Гитлер напал бы на Польшу, начал войну с Англией и Францией, получил свободу дей­ствий в Европе. Во-вторых, разделив Польшу по сговору с Гитле­ром, создав общую границу с Германией, сталинское руководство облегчило внезапное нападение на СССР с катастрофическими по­следствиями. В-третьих, сблизившись с гитлеровской Германией, подписав пакт с ней, Сталин уронил престиж страны в мире, дал ос­нование для обвинения СССР в пособничестве фашистской Герма-

нии, а экспансией в Восточную Польшу и Прибалтику, войной с Финляндией он противопоставил, изолировал себя от мирового со­общества и в декабре 1939 г. был исключен из Лиги Наций.

В-четвертых, сблизившись с Германией, отказавшись от так­тики VII конгресса Коминтерна, Кремль дал установку на прекра­щение борьбы с фашизмом, дезориентировал и дезорганизовал дея­тельность компартий; непослушных их руководителей репрессиро­вал и отправлял в Гулаг, передал в руки фашистов сотни коммуни­стов и антифашистов. И, наконец, в-пятых, советско-германский пакт стал преградой на пути возможного сближения СССР с Анг­лией и Францией, отдалил от них, сделав невозможным совмест-^ ную борьбу с агрессором.

Шаг, сделанный сталинским режимом к сближению с фашист­ской Германией в желании оттянуть начало войны, расширить сфе­ру своего господства, был для него логичным, но для страны бес­перспективным и пагубным. Расплата за него была неминуема, но последовала она не сразу.

Наши рекомендации