Сословно-представительный порядок в странах Западной Европы
38. Римско-католическая церковь в I–XVI вв. и ее каноническая традиция
Римско-католическая церковь, играла большую роль в феодальном обществе Западной Европы. Она была мощной экономической, политической и культурной организацией и носительницей идеологии средневековья — христианской религии, приспособленной к феодальным отношениям.
Вся культура феодализма была подчинена богословию. Догматы церкви стали политическими аксиомами, а библейские тексты получили силу закона. В отличие от восточной (православной) церкви римско-католическая церковь стала самостоятельной и могущественной организацией, с которой были вынуждены считаться монархи Европы.
Римско-католическая церковь действовала в особых условиях—в момент образования феодальных государств и во время феодальной раздробленности, наступившей в Западной Европе после распадения монархии Карла Великого. Римский папа искусно использовал феодальные усобицы и борьбу европейских монархов между собою для укрепления своего авторитета и власти.
Римская церковная организация пользовалась большим авторитетом еще в условиях рабовладельческого Рима, а ее глава, ранее епископ римской церкви, претендовал на первенство. Наибольшего могущества римская церковь достигла при папе Иннокентии III(1198—1216 гг.).
К этому времени церковь стала выступать как единая всевластная мировая организация, господствующая над всеми верующими. Духовенство считалось высшим сословием среди мирян, которые должны были беспрекословно подчиняться свящ еннослужителям. Римский папа объявлялся главой духовной монархии с неограниченной властью и даже непогрешимостью в своих решениях. Он один имел право созывать соборы (съезды духовенства) и санкционировать их решения. Все духовные лица получали власть от папы и приносили ему присягу верности, как верховному сеньору. Папа выбирался съездом кардиналов (церковные сановники)..
Такое положение церковь занимала до XIVвека. С этого времени начинается упадок ее могущества вследствие укрепления власти государей в условиях сословной представительной монархии. При абсолютной монархии папа потерял значительную часть своей власти над духовенством, которое стало послушным орудием абсолютизма. Особенно подорвала власть папы реформация, мощное антикатолическое движение, в результате которого в ряде стран произошел разрыв с папой и были учреждены самостоятельные церкви с особым вероисповеданием, культом и церковной организацией (лютеранство в Германии, англиканская церковь в Англии и т. д.).
Каноническое право. Церковь выработала свое право, которое называлось каноническим, так как основные положения его излагались в постановлениях церковных соборов, именуемых канонами в отличие от законов, издаваемых светской властью. Свод этих законов был составлен вXVIвеке.
В каноническое право вошли также нормативные акты пап, носившие название конституций, булл и энциклик (окружных посланий).
Каноническое право регулировало не только внутрицерковные отношения. Церковным судам подлежали дела о ересях, колдовстве, изготовлении ядов, браках, завещаниях и даже до XVвека о договорах.
Церковь подвергала жестоким преследованиям лиц нехристианского вероисповедания, особенно евреев, которые в средние века были совершенно бесправны, жили в особых кварталах
и должны были носить особую одежду.
Инквизиция.ВXIIIвеке появилось реакционнейшее учреждение средневековья — инквизиция, специальный церковный суд по делам об еретиках, т. е. о лицах, уклоняющихся от вероучения католической церкви.
Борьба церкви с ересями была вызвана не только религиозными разногласиями. В условиях феодализма в ересях выражался протест трудящихся масс против феодальной эксплуатации, и для католической церкви эти движения представляли большую опасность.