Персональный состав и тенденции эволюции региональных элит в современной России.
33.Эволюция взаимодействий федеральной и региональных элит в постсоветской России: содержание, этапы и перспективы. Факторы доминирования центра в отношениях с региональными элитами.
В терминах перераспределения властных полномочий происходившее в 1990–1999 гг. в России было хаотичной регионализацией (децентрализацией), переделом полномочий между федеральной и региональными элитами. В этом контексте Федеративный договор 1992 г. и двусторонние договоры центра и субъектов РФ не столько меняли отношения по поводу власти в стране, сколько фиксировали происходящие перемены. В целом, по мнению ряда исследователей (Н. Петров, В. Лысенко), хронологию осуществляемой разнонаправленными рывками трансформации государственного устройства России в 1989–1999 гг. можно представить следующим образом:
- 1989–1993 гг. – преимущественная децентрализация (процесс структурного «выламывания» России из СССР, достигший пика в 1991 г.; «суверенизация» республик и «парад суверенитетов»; подписание Федеративного договора);
- 1993–1996 гг. – сочетание децентрализации с централизацией (принятие Конституции РФ, заключение двусторонних договоров, начало «операции по наведению конституционного порядка» в Чечне);
- 1996 г. – период преимущественной децентрализации (ускоренное подписание договоров центра с субъектами РФ: из 18 договоров, подписанных в 1996 г., 11 приходятся на президентскую кампанию; 6 договоров были подписаны непосредственно Б.Н. Ельциным в ходе предвыборных поездок; в этот же период состоялась передача в управление частным компаниям крупных пакетов акций государственных предприятий ТЭК, горно-металлургической промышленности и др.);
- с конца 1996 г. по февраль 1998 г. – развитие централизирующей тенденции (активизация сторонников централизации во властных институтах: в Администрации Президента РФ, Государственной Думе, Конституционном Суде; ужесточение порядка внешних заимствований для регионов; персональное и институциональное усиление полномочных представителей Президента РФ в субъектах РФ, выразившееся в: создании в Администрации Президента управления по координации деятельности представителей Президента в субъектах РФ; принятии Положения о представителях Президента и создании при них коллегии руководителей федеральных органов; персональном обновлении корпуса представителей Президента);
- с февраля 1998 г. по декабрь 1999 г. – отступление от централизации, резкое падение управляемости страны и авторитета федеральной власти, вызванное неоднократными назначениями премьер-министров (в 1998–1999 гг. сменилось четыре главы правительства); «микроволны» централизации с приходом каждого нового председателя правительства: упорядочение межбюджетных отношений; показательные акции в отношении региональных элит: уголовное дело о коррупции в Курской области, расследование деятельности крупных региональных компаний («Татнефть», «Башнефть»), поддержка Кремлем мэров региональных столиц в их противостоянии губернаторам).
!!!! Можно сказать, что новый период в развитии федеративных отношений в России начался с 2000х годов, когда к власти пришел В.В.Путин: он взял курс на политику централизма (рецентрализация) и на укрепление вертикали власти.
Отказавшись от практики крайней децентрализации, доминировавшей в руководящих установках ельцинского периода и отвергнув проекты радикальной централизации, выдвинутые рядом политиков и политических партий, Путин предложил вариант умеренной централизации государственной власти, заключающийся в следующих направлениях:
- централизация федеральных органов власти;
- усиление эффективности института представителей президента;
- вывод высших должностных лиц субъектов Федерации из верхней палаты Федерального Собрания РФ;
- введение механизма ответственности выборных органов субъектов РФ и муниципальных образований.
Первое президентство В.В.Путина:
В процедурном отношении основное содержание административно-политической реформы В.В. Путина в 2000 г. сводилось к следующим пяти конкретным шагам:
- создание семи федеральных округов;
- реформа Совета Федерации;
- введение института федерального вмешательства;
- реформа системы местного самоуправления;
- укрепление единого правового пространства РФ
В числе основных результатов административно-политической реформы следует считать:
1) законодательное закрепление процедуры публично-правовой ответственности глав субъектов Федерации и глав местного самоуправления;
2) введение политических форм федерального контроля над деятельностью региональных и местных властей;
3) высвобождение большинства федеральных органов власти на местах из-под контроля глав субъектов РФ.
Второе президентство В.В.Путина:
В связи с данными трагическими событиями 4 сентября 2004 г. президент В.В. Путин обратился к нации. Он признал, что власти «не проявили понимания сложности и опасности процессов, происходящих в нашей собственной стране и в мире в целом», и государство оказалось неспособным на них отреагировать в должной мере. В ответ на эти вызовы президентом был заявлен «комплекс мер, направленных на укрепление единства страны».
13 Сентября 2004 г. на расширенном заседании правительства с участием глав регионов президент конкретизировал эти меры. Ниже приведены те инициативы, которые касаются сферы федеративных отношений:
1. Высшие должностные лица субъектов Федерации (губернаторы краев и областей, президенты республик) должны избираться по принципу формирования правительства России, то есть местными законодательными собраниями по представлению главы государства.
2. В России вводится пропорциональная система выборов в Госдуму. Речь идет об отмене избрания депутатов по одномандатным округам и переходе на голосование только по партийным спискам.
3. Создается Федеральная комиссия по Северному Кавказу. Ею будет руководить Дмитрий Козак, который назначен полпредом президента в Южном федеральном округе (ЮФО).
4. В структуре федерального правительства воссоздается упраздненное ранее министерство по национальной политике. Его главой назначен бывший полпред в ЮФО Владимир Яковлев.
Итоги:
Чрезмерные издержки процесса неконтролируемой децентрализации 1990-х гг., угроза расширения доморощенного и международного терроризма, бросающего вызов всему российскому обществу, поставили во главу национальной повестки дня вопрос об эффективности государства и его институтов и вынудили центральную власть пойти на радикальные шаги по дальнейшему реформированию политической системы (вроде отказа от прямого избрания глав исполнительной власти субъектов РФ). Пока рано говорить о том, что в России создается тем самым новая модель федеративных отношений, хотя очевидно оформление курса на централизацию, который в перспективе (если будет последовательным) может иметь далеко идущие последствия для процессов федерализации.
Региональные и федеральные элиты:
Частично мы касались этого вопроса, когда говорили об элитообразовании в России. Подробнее остановимся на этапах формированиях вышеназванных типов элит.
Как пишет О. Крыштановская в книге «Анатомия российской элиты», обычно выделяется четыре когорты региональных руководителей:
1. последняя советская когорта: первые секретари региональных комитетов КПСС на 1989 год;
2. постсоветские назначенцы: главы российских регионов на начало 1992 года, большинство которых были назначены Б.Ельциным на свои посты сразу после путча;
3. постсоветские избранники: главы субъектов РФ на 1997 год, когда политическая система, созданная Ельциным, пришла в относительную стабильность;
4. первый Путинский призыв: главы субъектов Федерации на 03.2002 года
!!!Механизм региональных выборов в новой России стал механизмом, который закрепил лидирующее положение политического класса. Конкуренция на региональных выборах если и происходила, то только между членами элиты, главным образом, между действующими главами парламента, региональной и городской администрацией. Несмотря на обновление персонального состава губернаторского корпуса, его структурные характеристики практически не изменились.
!!!Однако можно сказать, что в 2000х стала возрастать активность федерального бизнеса, а региональные промышленные группы стали вытесняться федеральными. Региональные элиты стали утрачивать статус федерального актора, а перспективного того или иного регионального политика стала зависеть от поддержки федерального центра.