Сравнительно-исторический анализ институционализации президентской власти в России, США и Франции
Становление института президентства - это длительный исторический процесс и без исследования истории происхождения президентства невозможно объяснить причины его появления, различные формы президентской власти в разных государствах. Учитывая то, что институт президентства как один из важнейших институтов политической системы зародился именно в Соединенных Штатах, рассмотрим для начала именно американскую модель президентства.
США
Исторический контекст:
В результате войны за независимость 1775-1783 гг. на части территории современных США образовались 13 суверенных государств-штатов, объединенных в конфедерацию. После завоевания независимости и заключения в 1783 г. мирного договора с Англией между государствами, входящими в конфедерацию, проявились серьезные противоречия, которые нельзя было решить без сильной, централизованной исполнительной власти. Представители высшего офицерства уже в 1783 г. предложили главнокомандующему революционными вооруженными силами Дж. Вашингтону корону, но он отказался от нее, потому, что колониальное угнетение Америки было связано с именем английского монарха.
Зарождение современной системы президентской власти произошло в 1787 году на Конституционном Конвенте в Филадельфии. «Отцы–основатели» США создали сильную и единоличную президентскую власть, совместив в одном лице полномочия главы государства и главы правительства. Чтобы воспрепятствовать превращению президентской власти в диктатуру, авторы конституции закрепили принцип разделения законодательной (Конгресс), судебной (Верховный Суд) и исполнительной (Президент) властей.
Эволюция президентской власти в США прошла несколько стадий:
- «традиционное президентство» (от президентства Дж. Вашингтона до конца мирового экономического кризиса 1929-1933), которое характеризуется неустойчивым равновесием между Конгрессом и Президентом. Когда в Белом доме оказывались слабые президенты, власть Конгресса автоматически укреплялась, и он диктовал президенту свою волю.
- усиление позиций президента (от Ф.Рузвельта до настоящего времени) стало происходить после того, как мировой экономический кризис 1929-1933 ударил по США: стало ясно, что именно так можно спасти положение в стране. На современном этапе развития президентской власти президент и его аппарат превратились в главных инициаторов разработки и реализации всех аспектов государственной политики, в «символических» лидеров американского общества.
Конституционный статус Президента США:
§ он является высшим должностным лицом в государстве;
§ сочетает полномочия главы государства и главы правительства; является полномочным главой всей федеральной исполнительной власти;
§ отсутствие права на законодательную инициативу, но такое положение преодолевается при помощи президентских посланий;
§ право на утверждение закона или на наложение на него вето в течение 10 дней после поступления к нему закона из Конгресса (причем – вето можно наложить ТОЛЬКО на весь закон);
§ отсутствие парламентской ответственности правительства;
§ применение особой процедуры – импичмента, если президент совершает деяния, квалифицируемые в качестве тяжких правонарушений или посягательств на Конституцию;
§ при наличии института импичмента президент не имеет права распустить парламент;
§ не забываем: Верховый Суд имеет право конституционного контроля и надзора за другими ветвями власти
!!!Можно сделать вывод, что учрежденная в США система центральных органов государственной власти стала притягательной моделью для многих государств. Для американской политической системы разделение властей не самоцель, а средство: а) эффективного функционирования власти и управления; б) предотвращения централизации власти в руках отдельных субъектов Важнейшими элементами американской системы разделения властей являются: различные пути формирования высших органов государственной власти; различные сроки полномочий у органов власти; каждая ветвь власти в определенной мере ограничивается полномочиями других властей.
ФРАНЦИЯ
Исторический контекст:
Франция долгое время являлась классическим примером общественной нестабильности. За последние 200 лет она пережила 4 революции, 5 монархий, 5 республик, 2 режима не оформленных конституционно, 4 временных правительства и 12 конституций. Сгруппируем существовавшие политические режимы во Франции:
o Дуалистическая монархия
o авторитарная монархия
o парламентская республика (1, 3 и 4 республики)
o республика, близкая к США (2 республика)
o смешанная республика (5 республика)
Начиная с 1880 г. и вплоть до 1957 г. Президент не играл значительной роли в государственном механизме Франции. Однако учреждение в 1958 г. Пятой республики, связанной с именем генерала де Голля, привело к усилению независимой от политических партий исполнительной власти и президента Республики. Центральным звеном всей политической системы стал президент. Он стал не только главой государства, но и главой правительства и освободился от соперничества со стороны исполнительной власти. Впоследствии Пятая республика доказала возможность соединения сильной президентской власти и демократических институтов. Ее опыт выявил как сильные, так и слабые стороны «смешанного» государственного правления.
Конституционный статус Президента Франции:
· он является главой государства;
· он не является главой правительства, но обладает основными прерогативами в сфере исполнительной власти;
· гарант соблюдения конституции, сохранения национальной независимости и территориальной целостности государства;
· центральная исполнительная власть включает президента и премьер-министра («двухголовость» власти);
· если президент и премьер принадлежат к разным политическим партиям, то роль правительства снижается;
· не обладает правом законодательной инициативы (формально), оно есть у премьер-министра и членов парламента, однако президентские ордонансы и декреты являются самостоятельными нормативно-правовыми актами;
· может налагать постатейное вето на закон, что дает ему больше возможностей для политического маневра во взаимоотношениях с высшим законодательным органом;
· правительство ответственно перед парламентом, однако в случае вотума недоверия парламент отправляется в отставку;
· институт импичмента отсутствует;
· французская судебная система больше зависит от правительства и менее авторитетна, чем в США
!!!! Главная цель этой модели, по мнению творцов конституции 1958 г., состояла в попытке соединить силу и эффективность государственной власти с демократическими институтами. Средством к достижению этой цели были: сильный и независимый глава государства, назначающий с согласия парламента правительство; дуализм исполнительной власти, разделенной между президентом и премьер-министром; «рационализация» парламентского строя.
РОССИЯ
Исторический контекст:
Описывая становление института президентства в нашей стране, полезно провести небольшой экскурс в историю, который позволяет выявить некоторые особенности этого института в России. Так известно, например, что созданное в марте 1917 г., вскоре после краха монархии в России, Юридическое совещание разработало в ряд проектов конституционных законов. По одному из них – «Об организации государственной власти при Учредительном собрании» - предполагалось избрать временного президента республики, который стал бы главой государства и главой правительства.
Три основных этапа в процессе становления президентства в России:
1. Союзное президентство (15 марта 1990 г. - 25 декабря 1991 г.);
2. Российское президентство до принятия Конституции 1993 г. (12 июня 1991г. - декабрь 1993 г.);
3. Российское президентство после принятия Конституции 1993 г. (12 декабря 1993 г. – н.в.)
В чем специфика?
1) Союзное президентство было ближе к парламентско-президентской форме правления. Важная его характеристика заключается в незавершенном разделении функций между различными институтами власти;
2) Идея введения поста президента в России, выбираемого населением, возникла в ситуации конфронтации с союзным центром. Б.Ельцин вынужден был искать способ трансформации поддержки со стороны политически активной части общества в дополнительный источник своей легитимации. 12 июня 1991 г. состоялось избрание всенародным голосованием Б. Ельцина первым президентом РСФСР. Дальнейшее становление института президентства в России переплетается с трагическими событиями августа 1991 г., осени 1993 г.
3) Являясь формально институциональным кризисом «парламент-президент», октябрьские события 1993 г. по содержанию выходили далеко за эти рамки. Противоборствующие институты власти сумели мобилизовать на свою сторону часть институтов гражданского общества. В центре борьбы - дилемма: быть ли России президентской или парламентской республикой. Хотя Конституция РФ была одобрена на референдуме 12 декабря 1993 г., учреждение в России президентской республики стало результатом не согласия элит, а следствием поражения парламента в столкновении с исполнительной властью.
Выделяют следующие факторы, повлиявшие на развитие института президентства в России:
· Экономические и социальные проблемы. На первый план выдвигалось спасение страны от экономической катастрофы, а не институализация демократии, что настраивало общество в пользу ужесточения власти.
· Наследие советской политической системы; противоречивость «старого» и «нового».
· Особенности самой системы государственной власти в целом, причины конфликтов в устройстве и функционировании органов власти.
· Исторические традиции российского общества, способствующие концентрации власти в руках харизматического лидера.
Конституционный статус Президента РФ:
v он является главой государства;
v концепция «арбитра», обеспечивающего взаимодействие государственных органов;
v у исполнительной власти глава есть, но у президента фактически полномочия главы правительства (председательствует на заседаниях, назначает председателя правительства и т.д.);
v есть право законодательной инициативы;
v подписывает и обнародует принятые федеральные законы;
v право отклонить закон;
v нет права контрассигнатуры в отношении актов президента;
v право роспуска ГД и право вето;
Идут споры, какая же форма правления в России:
o смешанная: как во Франции. Сочетает элементы президентской и парламентской республики, у парламента есть возможность влиять на президента. Но в российской форме правления нет ответственности правительства перед парламентом, нет контрассигнатуры актам Президента, он может увольнять министров и распускать правительство.
o президентская: как в США. Приоритет президентской власти, вопрос о доверии правительству – в пользу президента. Роспуск ГД, правительство ответственно перед президентом, особенной роли ГД не играет.
o суперпрезидентская: как в Латинской. Америке. У России полномочия президента больше, чем в США: есть меры по получению чрезвычайных полномочий без объявления ЧС, механизмы взаимодействия с парламентом в пользу президента, сложнее процедура импичмента, высокая эффективность законодательной инициативы.