Отмена крепостного права в беларуси 5 страница
Но фактически партия еще не была создана. Социал-демократические организации не имели еще устава, программы, у них не было организационного и идейного единства. Тем не менее, решения съезда и «Манифест РСДРП» за короткое время стали известны на всей территории России, а это содействовало консолидации местных социал-демократических групп. Многие из них стали преобразовываться в партийные комитеты.
ФОРМИРОВАНИЕ БЕЛОРУССКОЙ НАЦИИ. КУЛЬТУРА БЕЛАРУСИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.
Этногенез белорусов во второй половине XIX века значительно ускорился и вышел на стадию формирования нации — новой исторической общности людей. Ее основными признаками являются общность территории, экономической жизни, языка, культуры, наличие этнического самосознания.
Такие признаки нации, как общность территории, языка и культуры присущи предшествующей исторической общности людей — народности. Для народности характерна также и некоторая экономическая общность. Но в процессе складывания народности экономическая общность не приобретает решающего значения, как это характерно для нации. В процессе формирования нации экономическая общность выходит на первый план и становится определяющим признаком, на основе которого происходит дальнейшее развитие остальных. Это и понятно. Народность соответствует рабовладельческому и феодальному способам производства, где главенствующее положение занимает натуральное хозяйство. Слабые экономические связи еще не могут играть определяющую роль.
При переходе к капиталистическому способу производства быстрыми темпами идет развитие товарно-денежных отношений, а вместе с ними и формирование единого рынка. В конечном итоге это приводит к тому, что экономические (рыночные) отношения пронизывают все сферы жизни человеческого общества. На этой основе происходит консолидация людей. Именно в экономике, в развитии капиталистических (товарно-денежных) отношений и внутреннего рынка следует искать причины возникновения наций. На это неоднократно указывал В.И.Ленин, внесший большой вклад в теоретическую разработку национального вопроса и национальных отношений. Он писал, что причины объединения национальных областей, пробуждения национального самосознания и образования национальных государств необходимо искать в экономике, а само возникновение наций связывать с развитием капитализма и внутреннего рынка.
В России формирование единого рынка началось в конце ХVIII века. Белоруссия, включенная в состав Российской империи в результате разделов Речи Посполитой, начала втягиваться в его орбиту. В конце XVIII — первой половине XIX веков в Белоруссии быстрыми темпами развивались товарно-денежные отношения, оживилась торгово-промышленная деятельность городов, наметилась производственная специализация отдельных территорий. Это содействовало развитию хозяйственных связей между районами, вело к постепенной ликвидации их хозяйственной разобщенности и к формированию местного внутреннего рынка.
На основе этих изменений и началось формирование белорусской нации. Но в дореформенные годы, в период господства феодально-крепостнических отношений, натуральная система хозяйства еще не была полностью разрушена. Поэтому не была еще полностью изжита и экономическая разобщенность районов. Хозяйственные связи между ними были еще слабыми. Только после отмены крепостного права, когда ускорилось развитие капитализма и товарно-денежные отношения проникли во все сферы экономики, формирование белорусской нации значительно ускорилось.
Важную роль в этом процессе сыграло строительство в 70 — 90-е годы густой сети железных дорог. Железнодорожное сообщение содействовало развитию товарного оборота, втягиванию в товарно-денежные отношения глухих районов, притока в город сельского населения. В конце XIX века экономическое разобщение уже было ликвидировано. На территории Белоруссии сложился национальный рынок, который сыграл решающую роль в формировании других признаков — общности территории, языка, культуры, психического склада и объединил их в единое национальное целое.
Вторым важным признаком нации является общность ее территории. Территория белорусского этноса сложилась еще в период формирования народности, когда белорусские земли входили
в состав Великого княжества Литовского и Речи Посполитой. После раздела Речи Посполитой белорусские земли оказались в составе Российской империи. Но царское правительство не признавало белорусов как самостоятельный этнос и не учитывало его национальные границы. Территория белорусов, как и их соседей (литовцев, поляков и латышей), была разделена между различными губерниями без учета этнического состава населения.
Основная масса белорусов проживала на территории пяти западных губерний—Витебской, Могилевской, Минской, Виленской и Гродненской. По данным Всероссийской переписи населения 1897 года, на их территории проживало 5408000 белорусов. В Могилевской губернии белорусы составляли 84,2% от всего населения, в Минской — 76%, Виленской — 56%, Витебской — 52%, Гродненской — 44%. В Виленской губернии белорусское население имело абсолютное большинство в Лидском, Ошмянском, Дисненском и Вилейском уездах, в Витебской губернии — в Дриссенском, Велижском, Невельском, Городокском, Лепельском, Полоцком и Витебском уездах, в Гродненской губернии — в Сокольском, Волковысском, Слонимском, Пружанском и Гродненском уездах. Почти половину (47%) белорусы составляли в Свентянском уезде Виленской губернии и Себежском уезде Витебской губернии. Таким же был удельный вес белорусов в Белостокском уезде Гродненской губернии.
Кроме белорусов, в этих пяти губерниях проживало также много евреев, русских, поляков, украинцев, литовцев, латышей и представителей других национальностей (3,1 млн. человек). Общая численность белорусов среди них составляла 73%, евреев — 13,8%, украинцев — 4,7%, поляков — 2,5%, представителей других национальностей — 1,7%. Евреи относительно равномерно были расселены по всему краю, концентрируясь в городах и местечках, где они составляли большинство. Литовцы преобладали в Трокеком уезде Виленской губернии, латышы — в Люцинском и Режицком уездах Витебской губернии. Много литовцев проживало в Свентянском и Виленском уездах, латышей — в Двинском уезде. Польское население концентрировалось, в основном, в западных уездах Виленской и Гродненской губерний. Самым высоким был удельный вес поляков в Белостокском и Вельском уездах Гродненской губернии (34 — 35%) и в Виленском уезде Виленской губернии (20%). Украинцы, по данным переписи 1897 года, преобладали в Кобринском и Брестском уездах Гродненской губернии. Как видно из вышесказанного, не вся территория, где преобладало белорусское население, вошла в состав современной Белоруссии и приняла участие в формировании белорусской нации.
Большим был удельный вес белорусов и в некоторых уездах соседних губерний, которые также сегодня остались за пределами Республики Беларусь. Это Красненский уезд Смоленской губернии (90%), Суражский уезд Черниговской губернии (70%) и некоторые другие.
Консолидации территории белорусского этноса и, в частности, белорусской нации мешало то, что белорусы не имели своей государственности. Это создавало большие трудности на пути ее развития, но остановить эти процессы полностью было невозможно.
Абсолютное большинство белорусов во второй половине XIX века проживало в сельской местности (5062400 человек, или около 95%) и принадлежало к сословию крестьян. Но сельскохозяйственное население было неоднородным по своему социальному составу. Около 50% его составляли крестьяне-бедняки, 30% —середняки и около 20% — крупная аграрная буржуазия, фольварковая шляхта и кулачество.
Среди торгово-промышленного населения белорусы насчитывали 220 тысяч человек. Владельцы промышленных предприятий и торговых заведений составляли среди них 10% (20 тысяч). 90% торгово-промышленного населения (более 200 тысяч) составляли лица, работающие по найму. В целом в Белоруссии основную прослойку торгово-промышленной буржуазии в это время составляли евреи. Им принадлежало около 60% промышленных предприятий и торговых заведений, белорусам — только 25%.
Статистические данные свидетельствуют, что белорусская нация в конце XIX века делилась на следующие социальные группы:
а) крупная буржуазия (купцы, рантье, аграрная буржуазия, высшие чиновники) — около 80 тысяч человек, или 1,4% всего населения;
б) зажиточное население (фольварковая шляхта, кулаки, духовенство, чиновники) — около 1 млн. 100 тысяч человек, или 22,2% населения;
в) крестьянская беднота — 1 млн. 500 тысяч человек, или 27% населения;
г) пролетариат и полупролетариат (рабочие, ремесленники, батраки) — 2 мнл. 750 тысяч человек, или 49,4% населения.
Как видно, более 76% белорусов составляли пролетариат, полупролетариат и крестьянская беднота (мелкие хозяева), около 24% — принадлежало к эксплуататорским классам. Это свидетельствовало о том, что в Белоруссии шел интенсивный процесс формирования основных классов буржуазного общества — буржуазии и наемных рабочих.
Основную часть белорусской буржуазии составляла сельскохозяйственная буржуазия — кулачество. К началу XX века она сосредотачивала в своих руках около 30% надельной и 80% купчей и арендной земель. Многие представители сельскохозяйственной буржуазии только формально носили старое сословное название «крестьянин», ибо по размерам своих земельных владений ничем не уступали помещикам. В конце XIX века в пяти белорусских губерниях насчитывалось 1425 «крестьян», которые распоряжались личной земельной собственностью от 100 до 1000 десятин на двор, 37 из них владели земельными участками от 1000 до 4000 десятин. По подсчетам известного белорусского историка
К.И.Шабуни, кулачество в Белоруссии в конце ХIХ века уже насчитывало около 10% от общего количества крестьянских хозяйств.
Многие из зажиточных крестьян сочетали капиталистическое земледелие с торгово-промышленным предпринимательством. Они являлись собственниками или арендаторами мельниц, смолокурень и других предприятий. В 1886 году, например, в Бобруйском уезде в собственности крестьян находилось 28 таких предприятий, в Речицком — 75. В Минской губернии в 1875 году 219 крестьян имели речные суда на Припяти, Березине и Немане для перевозки грузов. Это были уже представители белорусской буржуазии.
Значительную прослойку белорусской национальной буржуазии составляла шляхта. Некоторая ее часть была ополячена или русифицирована, но, как показывают этнографические исследования, она была белорусской. Часть шляхты владела фольварками по наследству и принадлежала к дворянскому сословию. Согласно переписи населения 1897 года, 68 тысяч представителей сословия дворян (43,3% всего дворянства Белоруссии) считали себя белорусами. Та часть шляхты, которая не доказала царскому правительству своего дворянского происхождения после восстаний 1830 и 1863 годов, была переведена в крестьянское сословие. Но по имущественному положению она была близка к сельской буржуазии (кулакам).
Одновременно с формированием национальной буржуазии формировался и белорусский национальный пролетариат. По подсчетам известного белорусского историка М.О.Бича, в конце ХIХ века в промышленности, на транспорте, в торговле и связи, а также в качестве домашней прислуги и поденщиков в городах пяти белорусских губерний было занято 290 тысяч наемных рабочих: из них 49,7 тысяч (17,1%) белорусов, 29,4 тысяч (10,1%) русских, 29,6 тысяч (10,2%) поляков, 174 тысячи (60%) евреев, 2,3 тысячи (0,8%) литовцев, 3,6 тысячи (1,3%) латышей, 1,6 тысяч (0,6%) украинцев. Такая национальная пестрота рабочего класса была обусловлена национальным составом городского населения Белоруссии. В силу действия еврейской черты оседлости и запрещения евреям заниматься земледелием и жить в сельской местности, основная масса еврейского населения проживала в городах и занималась торговлей и предпринимательством. По данным переписи 1897 года, в пяти белорусских губерниях 58,2% горожан составляли евреи, 17,8% — русские, 12% — поляки. На долю белорусов припадало только 13,2% горожан.
Еврейские рабочие преобладали в ремесленном производстве. Среди фабрично-заводских и железнодорожных рабочих, которые насчитывали 85 тысяч человек, большинство составляли белорусы, русские и поляки. Большую армию наемных рабочих в это время представляли батраки и парабки, а также сезонные строительные сельскохозяйственные рабочие, в большинстве своем белорусы. В связи с массовым разорением крестьянства, переизбытком рабочей силы в сельском хозяйстве, ежегодно из Белоруссии только в отхожие промыслы России уходили около 300 тысяч крестьян. Крестьяне в поисках работы выезжали также за пределы Российской империи, пополняя армию наемного рабочего труда.
Столь подробное рассмотрение вопроса о формировании основных классов белорусской нации связано с тем, что некоторые историки, не утруждая себя глубоким изучением проблемы, утверждают, что белорусская нация в своей основе была бесклассовой и состояла, в основном, из крестьянства. Эти идеи не новы. Они пгароко пропагандировались в начале XX века. Выдавая свои классовые интересы за интересы всей нации, белорусская буржуазия уже в то время сеяла иллюзию классового мира, пропагандировала идеи бесклассовости белорусской нации, призывала к «национальному единству» белорусов. В связи с реставрацией капитализма и формированием «новых белорусов» эти идеи настойчиво пропагандируются и в настоящее время.
Важным признаком нации является национальный язык. Национальная общность невозможна без общего языка, единого и понятного для всей нации. До конца XVIII века белорусский язык оставался языком народности с присущей ему пестротой территориальных диалектов и говоров. Он не имел еще общепринятых грамматических норм, закрепленных в литературе. Такой язык не мог обслуживать национальные связи, хозяйственную, общественно-политическую и культурную жизнь народа.
Создание экономической общности повлекло за собой нивелировку территориальных диалектов и постепенное их сглаживание. Словарный состав языка стал пополняться новыми словами, возникшими в связи с развитием промышленности, торговли, сельского хозяйства, транспорта. Одновременно из словарного состава языка вышло из употребления много устаревших слов, связанных с отжившими явлениями феодальной эпохи. Живой народный разговорный язык начал постепенно закрепляться в литературе.
Литературный язык формирующейся белорусской нации складывался на основе живого разговорного языка северо-западной минско-молодечненской группы среднебелорусских говоров. Это было исторически обусловлено. Территория, на которой были распространены эти говоры, была наиболее развитой в экономическом, общественно-политическом и культурном отношениях. На этой территории проживали и творили виднейшие представители белорусской культуры XIX — начала XX веков: В.И.Дунин-Марцинкевич, Ф.Богушевич, Я.Лучина, А.Гуринович, Я.Купала, Я.Колас, А.Пашкевич, З.Бядуля и другие. Каждый из них своими произведениями привнес в белорусскую литературу элементы преимущественно среднебелорусских говоров.
Белорусский литературный язык развивался, главным образом, как язык художественной литературы и отчасти публицистики (газета «Мужицкая правда», анонимные «гутарки», подпольвые листовки и другие). Но в нем преобладала бытовая лексика, отсутствовала политическая, научно-техническая, юридическая и административно-канцелярская терминология.
Формирование белорусского литературного языка сопровождалось выработкой лексических, фонетических и грамматических норм, закреплением их в литературе. Однако в течение ХIХ века такие нормы в литературе еще не установились. Объясняется это еще слабым развитием белорусской литературы, преследуемой царизмом, а также ограниченным кругом писателей и поэтов, отсутствием белорусских издательств, которые обычно ведут редакторскую работу, содействующую нормализации языка. Определенные успехи в выработке литературных норм языка были достигнуты только в начале XX века, когда в литературу пришла плеяда выдающихся белорусских писателей и поэтов во главе с Я.Купалом и Я.Коласом, начали издаваться на белорусском языке книги и газеты.
Серьезным препятствием развитию белорусского языка и закреплению его в литературе было то, что он был языком угнетенной нации, не имеющей своей государственности. Вплоть до октября 1905 года на нем не разрешалось печатать книги, газеты, его не изучали в школе, не допускали в государственные учреждения. Он практически не использовался в деловой, хозяйственной и культурной жизни городов. К сожалению, эта тенденция имеет место и в настоящее время. И тем не менее, белорусский язык развивался и оказывал содействие развитию и укреплению национальных связей, поскольку обслуживал основную массу населения края.
В процессе формирования основных признаков белорусской нации складывался и такой ее признак, как психический склад, проявляющийся, прежде всего, в общности национальной культуры. Психический склад, или национальный характер, является отражением материально-бытовых условий жизни многих поколений народа, его истории, важнейших событий, наложивших отпечаток на жизнь и развитие нации. В процессе исторического опыта у белорусов выработались такие черты национального характера, как любовь к Родине, свободолюбие, ненависть к угнетателям и мужество в борьбе с ними, уважение и братские чувства к другим народам, стойкость и терпение в преодолении трудностей и лишений, трудолюбие.
Важным показателем формирующейся нации является уровень развития ее культуры. Во второй половине XIX века она сделала значительный шаг вперед в своем развитии.
Развитие промышленности, товарно-денежных отношений ставило на повестку дня развитие народного образования. В середине XIX века оно находилось на низком уровне. Накануне отмены крепостного права в Белоруссии действовало только 576 учебных заведений всех типов: 12 средних, 45 неполных средних школ (гимназий и прогимназий), 45 частных и государственных женских училищ, 21 духовное училище и 453 начальные школы.
В них обучалось только 17 тысяч учащихся, что составляло 0,5% всего населения Белоруссии.
В средних учебных заведениях, дающих право поступления в университеты, обучались только дети дворян. В школах для низших сословий учебный процесс строился таким образом, чтобы научить учащихся читать и писать, воспитать в духе религиозности, преданности и покорности царю.
После отмены крепостного права царизм вынужден был пойти на реформу школьного образования. Но ее результаты были незначительными, так как ее проведение в Литве и Белоруссии совпало с реакцией, наступившей после подавления восстания 1863 года. За участие студентов и учащихся в восстании царскими властями были закрыты Гори-Горецкий земледельческий институт, Новогрудская гимназия, Свислочская и Молодечненская прогимназии, а также все школы с польским языком обучения. Были уволены с работы все учителя-католики, а преподавание на польском и белорусском языках было запрещено.
Согласно «Временным правилам», утвержденным царем 18 мая 1864 года, начальные школы в Белоруссии отдавались под контроль православного духовенства, чиновников и полиции. Большая часть учебного времени в школах отводилась «закону божьему», молитвам и церковному пению. Учебная литература была проникнута духом клерикализма и монархизма. Для Северо-Западного края управление Виленского учебного округа готовило свои учебники по русскому чтению. В них своеобразно с великодержавных позиций объяснялась история края, помещалось большое количество рассказов по истории православия в этом регионе.
Но несмотря на реакционный характер политики царизма в области образования, материальные трудности, с которыми было связано отправление детей в школу, тяга населения к знаниям была огромной. Школ не хватало. Одна школа приходилась на 8 — 10 деревень. Царские власти выделяли на образование небольшие денежные средства, и новые школы открывались преимущественно там, где население давало согласие содержать их на свои средства. В 60-е годы многие школы в Белоруссии находились полностью на содержании крестьян. В официальных документах они назывались «общественными».
Благодаря активности крестьян, тяге их к образованию, сеть школ в Белоруссии хотя и медленно, но росла. В 1881 году в пяти белорусских губерниях уже насчитывалось 2185 различных учебных заведений, в них обучалось 63584 учащихся. Большинство учебных заведений составляли сельские народные школы и их филиалы. В том же 1881 году их насчитывалось уже 1198. В них обучалось 49161 человек.
В 1884 году в обстановке политической реакции, установленной в стране после убийства народовольцами Александра II, было издано положение о церковноприходских школах, которые открывались вместо народных начальных школ. С 1881 по 1899 годы количество начальных народных школ в связи с этим сократилось, а церковноприходских резко увеличилось. В 1899 году их насчитывалось уже 5800. Преподавание в них вели, в основном, священники, псаломщики, писари, так как квалифицированных учительских кадров не хватало.
Учителей для народных школ первоначально готовила одна Молодечненская учительская семинария, открытая в 1865 году. Позже были открыты еще три учительские семинарии — в Несвиже Минской губернии, в Свислочи Гродненской губернии и Полоцке Витебской губернии. Но удовлетворить потребности в учительских кадрах они не могли, так как каждая семинария выпускала в год не более 20 — 30 человек. В 1899 году все четыре семинарии выпустили только 73 учителя.
Еще медленнее, чем начальное, развивалось среднее образование в Белоруссии. В 1868 году здесь насчитывалось 18 средних учебных заведений — 6 мужских и 4 женских гимназий, 2 прогимназии, Гори-Горецкое земледельческое училище, Полоцкий кадетский корпус и 4 духовные семинарии. В них обучалось 3265 учащихся. Это были дети дворян, чиновников, духовенства и буржуазии. Для детей беднейших слоев населения эти школы были недоступными из-за высокой платы за обучение.
Из всех средних учебных заведений только мужские классические гимназии давали право поступления в университеты без вступительных экзаменов. Те, кто оканчивал реальные гимназии, могли поступать по конкурсу в технические высшие учебные заведения. Остальные учебные заведения таких прав не давали. Их выпускники могли устроиться на работу только как лица, окончившие низшие школы — городские училища и так далее. Выпускницы женских гимназий получали должности учительниц в народных училищах, а тем, кто оканчивал гимназию с отличием, присваивалось звание домашней учительницы.
Начиная с 70-х годов, в Белоруссии, как и во всей России, в связи с развитием промышленности и торговли начали открываться реальные училища. В учебных планах этих заведений, в отличие от классических гимназий, основное внимание уделялось изучению естественных наук — математики, физики, природоведения, современных европейских языков. Но в реальных училищах, как и в гимназиях, обучались преимущественно дети дворян, чиновников и буржуазии. В 1899 году на их долю припадало 98% обучающихся.
18 июля 1887 года министр народного образования И.Делянов издал широко известный циркуляр о «кухаркиных детях», по которому запрещалось принимать в гимназии детей извозчиков, прачек, мелких лавочников и так далее. В результате численность обучающихся в средних учебных заведениях резко сократилась. Только в гимназиях и прогимназиях Виленского учебного округа с 1887 по 1890 годы численность учащихся сократилась с 2843 до 2436 (на 14,3%).
Подводя итоги, необходимо отметить, что несмотря на ограничительные меры царизма, под влиянием экономического развития страны развитие народного образования набирало темпы, что внесло большой вклад в хозяйственное и культурное развитие края, расширение письменности среди населения, формирование белорусской интеллигенции, развитие белорусской культуры. Его результаты характеризуют следующие цифры. С начала 60 — до конца 90-х годов количество учебных заведений и обучающихся в них в белорусских губерниях увеличилось в десятки раз. В 1899 году насчитывалось 999 народных училищ и 5814 церковноприходских школ, в которых обучалось 216127 детей. В это же время в Белоруссии действовало 20 средних учебных заведений, где обучалось 5000 человек. Но в целом уровень грамотности населения оставался низким. По данным Всероссийской переписи населения 1897 года, численность грамотных по отношению к общему количеству жителей составляла в Виленской губернии 33,9%, Витебской — 27,1%, Гродненской — 31,5%, Минской — 22,7%, Могилевской — 21,8%. В целом по Белоруссии он равнялся 25,7 %. Значительно ниже процент грамотности населения был в деревне. В Минской губернии он составлял только 15,6%, в Могилевской —16,5%.
В тяжелых условиях происходило развитие печати и издательского дела. Издательства, действующие в белорусских губерниях, публиковали на русском языке, в основном, религиозную литературу, грамматики, словари, справочники. Ни одной книги на белорусском языке за все пореформенное сорокалетие они не издали.
Из периодической печати издавались и распространялись только официальные издания. Это были «Губернские ведомости», издаваемые губернскими правлениями под надзором вице-губернаторов, и «Епархиальные ведомости», выходившие под контролем местной церковной иерархии. В Вильно издавались еще газета «Виленский вестник» и журнал «Вестник Западной России». Они усиленно проповедовали идеи монархизма и великодержавного шовинизма.
Только в 1886 году в Минске начала издаваться первая легальная неофициальная газета «Минский листок», вокруг которой группировались представители различных политических течений — буржуазные либералы, либеральные народники, демократы. Газета придерживалась либеральных позиций. На ее страницах публиковались материалы о тяжелом положении трудящихся, подвергались критике действия местной администрации, много внимания уделялось этнографии, фольклору, истории Белоруссии. С газетой активно сотрудничали поэт Я.Лучина, историки и этнографы А.Е.Богданович, М.А.Янчук, М.В.Довнар-Запольский и другие.
Белорусская литература во второй половине XIX века развивалась под воздействием тех общественных процессов, которые происходили в социально-экономической и политической жизни страны. Под влиянием социального размежевания в белорусской нации, вызванного развитием капитализма, в общественной жизни Белоруссии возникли два направления—буржуазно-либеральнов и демократическое, отражавшие расстановку политических сил в обществе. Этим двум направлениям в общественном движении соответствовали аналогичные направления в литературной жизни Белоруссии.
Представителями либерально-буржуазного направления в белорусской литературе второй половины XIX века были Александр Ельский И Алесь Пшчолка.
А.Ельский (1834 — 1916 гг.) первоначально разделял демократические взгляды — выступал против царского самодержавия и религиозного дурмана. В 1863 году он принимал участие в восстании, но в середине 90-х годов в связи с размежеванием общественных сил перешел в лагерь буржуазии, а после революции 1905 года стал на сторону реакции. В революционных выступлениях пролетариата он видел угрозу «для государства и общества». В своих произведениях Ельский прямо проповедовал социальное примирение, классовое единство белорусской нации.
Такая же эволюция произошла и в общественно-политических взглядах А.Пшчолки. Если в своих ранних произведениях он вскрывал криводушие чиновников и духовенства, то в позднейших произведениях уже посмеивался над темным мужичком, стремился показать все отрицательное в его жизни.
Либерально-буржуазному направлению в литературе и общественно-политической жизни противостояло революционно-демократическое направление. Его родоначальником был К.Кали-новский. Его прокламации и газета «Мужицкая правда» были первыми произведениями белорусской революционно-демократической литературы. В них глубоко и правдиво раскрывалась сущность крепостнической эксплуатации во всех ее формах, показан паразитизм помещиков, исключительно тяжелое положение крестьянства, раскрыт грабительский характер реформы 1861 года, политика царизма в Белоруссии.
В своих публицистических произведениях Калиновский рассеивал царистские иллюзии крестьян, убедительно доказывал, что все беды народа исходят именно от царя. И в капитализме он видел только новую систему эксплуатации человека человеком, был убежденным противником эксплуататорского строя, сторонником коренного переустройства общества на новых социальных принципах.
Глубоко понимая предназначение государства в современном ему обществе, Калиновский связывал освобождение крестьян и всех трудящихся от эксплуатации и унижения с переходом государственной власти в руки народа. Лучшей формой государственного устройства он считал демократическую республику. Являясь сторонником революционно-демократических идей Герцена и Чернышевского, коренное переустройство общества он связывал с крестьянской революцией. Калиновский был убежден, что только народная революция может принести крестьянам желанную землю и свободу, а их можно завоевать только путем вооруженной борьбы. Он в полной мере понимал всю тяжесть этой нелегкой задачи, но считал ее вполне достижимой.
Видя главную революционную силу в лице крестьянства, Калиновский вместе с тем считал возможным участие в народной революции вместе с крестьянами горожан и студенчества, стремился к союзу с ними, подчеркивал, что у них с крестьянами общие интересы. Он был твердо убежден, что добиться настоящей свободы и лучшей жизни трудящиеся Белоруссии смогут только вместе с народами России, борясь рука об руку против своих угнетателей. Восстание в Белоруссии и Литве он рассматривал как часть общероссийской крестьянской революции, которую готовили русские революционные демократы.