Виды и организация контент-анализа.

Итак, с точки зрения видов контент-анализа, выделяется два вида: количественный и качественный контент-анализ. При проведении количественного контент-анализа анализируется частота появления в тексте каких-либо единиц, будь упоминания тем или названий компаний. Определения качественного контент-анализа достаточно размыты, в них чаще всего говорится, что при проведении качественного анализа выводы делаются на основе наличия в тексте какого-либо факта. На самом деле, речь идет об интерпретации содержания текста. По этой причине качественный контент-анализ вернее называть интерпретативным.

По мнению ряда социологов (Маркоффа, Шапиро, Вейтмана и др.), контент-анализ можно было бы назвать «текстуальным кодированием», так как он предполагает получение количественной информации о содержимом документа на основе ее кодирования.

Количественный контент-анализ в первую очередь интересуется частотой появления в тексте определенных характеристик (переменных) содержания.

Качественный контент-анализ позволяет делать выводы даже на основе единственного присутствия или отсутствия определенной характеристики содержания.

От количественных данных качественные отличаются тем, что содержание последних несет в себе смысл, непосредственно характеризующий самого их носителя, в то время как количественные указывают на масштаб, объем, интенсивность характеристик изучаемого явления. Качественные данные позволяют раскрыть значения социального явления, количественные показывают, насколько часто оно случается или насколько интенсивно представлено в социальной реальности. Качественные данные обозначают предмет исследования, количественные - показывают, насколько сильно он проявлен в объекте.

Организация контент-анализа.

Первый этап.Определение совокупности изучаемых источников или сообщений с помощью набора заданных критериев, которым должно отвечать каждое сообщение: 1) заданный тип источника (пресса, телевидение, радио, рекламные или пропагандистские материалы); 2) один тип сообщений (статьи, заметки, плакаты); 3) заданные стороны, участвующие в процессе коммуникации (отправитель, получатель (реципиент); 4) сопоставимый размер сообщений (минимальный объем или длина); 5) частота появления сообщений; 6) способ распространения сообщений; 7) место распространения сообщений; 8) время появления сообщений.

Второй этап. Формирование выборочной совокупности сообщений. В некоторых случаях можно изучать всю определенную на первом этапе совокупность источников, поскольку подлежащие анализу случаи (сообщения) часто ограничены по числу и хорошо доступны. Однако иногда контент-анализ должен опираться на ограниченную выборку, взятую из большего массива информации.

Третий этап. Выявление единиц анализа. Ими могут быть слова или темы. Существуют достаточно четкие требования к выбору возможной единицы анализа: 1) она должна быть достаточно большой, чтобы выражать значение; 2)она должна быть достаточно малой, чтобы не выражать много значений; 3)она должна легко идентифицироваться; 4)число единиц должно быть настолько велико, чтобы из них можно было делать выборку.

Четвертый этап. Выделение единиц счета, которые могут совпадать со смысловыми единицами или носить специфический характер. В первом случае процедура анализа сводится к подсчету частоты упоминания выделенной смысловой единицы, во втором — исследователь на основе анализируемого материала и целей исследования сам выдвигает единицы счета, которыми могут быть: 1)физическая протяженность текстов; 2)площадь текста, заполненная смысловыми единицами; 3)число строк (абзацев, знаков, колонок текста); 4)длительность трансляции по радио или ТВ;5)метраж пленки при аудио- и видеозаписях,6)количество рисунков с определенным содержанием, сюжетом и прочее.

Пятый этап. Непосредственно процедура подсчета. Она в общем виде сходна со стандартными приемами классификации по выделенным группировкам. Применяется составление специальных таблиц, применение компьютерных программ, специальных формул, статистических расчетов.

Шестой этап. Интерпретация полученных результатов в соответствии с целями и задачами конкретного исследования. Обычно на этом этапе выявляются и оцениваются такие характеристики текстового материала, которые позволяют делать заключения о том, что хотел подчеркнуть или скрыть его автор.

Дискурс-анализ.

Политическое мышление, политическое действие и языковая форма находятся в тесном единстве.

Новое направление – политическая лингвистика.

Язык политики – политический дискурс (Шейгал, Баранов), общественно-политическая речь (Юдина), агитационно-политическая речь (Чудинов), язык общественной мысли (Денисов), политический язык (Воробьев).

Широкое понимание политического дискурса:

Русский дискурс в русской политической сфере (Базылев)

Любые речевые образования, субъект, адресат или содержание которых относится к сфере политики

Сумма речевых произведений в контексте политической деятельности, политических взглядов и убеждений (Герасименко).

Совокупность дискурсивных практик, идентифицирующих участников политического дискурса как таковых или формирующих конкретную тематику политической коммуникации (Баранов)

Политический дискурс как язык публичной сферы

Языковой материал: выступление политиков, обозревателей, СМИ.

Узкое понимание политического дискурса:

Ван Дейк – голландский лингвист. Это класс жанров, ограниченный социальной сферой, политикой. Правительственные обсуждения, выступления политиков, парламентские дебаты – те жанры, которые принадлежат сфере политики. Политический дискурс – дискурс политиков. Ограничивает политический дискурс профессиональными рамками (деятельность политиков) и формой институционального дискурса (дискурс политиков – те, которые проводятся на заседаниях правительства, сессии парламента и т.д.).

Водак. Политический язык находится между 2 полюсами – специальный язык и жаргон определенной группы со свойственной ей идеологией. Он должен быть доступным (задачи пропаганды) и ориентироваться на определенную группу.

Основная функция политического дискурса – убеждающая. Язык политических текстов не тождественен обыденному языку. Вещи перестают называться своими именами.

Критический дискурс-анализ.

Международная сеть CRITICS (centers for research intro texts, information and communication in society) – 1994 г. Понимание социального порядка достигается через критическое осмысление власти языка. Доминирование одной социальной группы происходит не через принуждение, а через согласие, идеологию, язык. Дискурс: использование языка, вживление в общественное сознание определенных представлений, как взаимодействие социальных групп. Исследует социальное взаимодействие, обращая внимание на лингвистические составляющие этого взаимодействия. Анализ языковых элементов позволяет выявить установки в системе социальных отношений и показать скрытые эффекты воздействия дискурса на эту систему.

Группы исследований:

критические работы о роли дискурса в производстве гендерного неравенства

критические работы о роли дискурса в производстве этнического неравенства

критические работы о злоупотреблении властью конкретными социальными группами в различных социальных сферах

Интент-анализ

Интент-анализ - исследования речи, позволяющие: - реконструировать интенции говорящего по его речи; - раскрыть скрытый подтекст выступлений, недоступный при других формах анализа.
Виды и организация контент-анализа. - student2.ru    
     

В речи находит отражение внутренний мир говорящего – содержание его мыслей, восприятия, знания, эмоции, оценки, отношения к людям, событиям, многое другое. Изучение проявления психики в речи.

Во всех случаях порождения речи действует некоторый общий энергетический вектор: от психического состояния к речеязыковым формам. Для его обозначения удобно пользоваться терминами «интенциональная направленность", "намерение", "интенция".

В своей работе (1874 г.) Ф. Брентано в основу системы психологии положил учение об «интенциональных актах сознания». Глубокая разработка этой темы дана Э. Гуссерлем, поставившим понятие интенции в центр своей теории и рассмотревшим конкретные формы интенциональных направленностей сознания . По мнению В.В. Петрова, проблема интенциональности, будучи центральной в феноменологии, имеет также прямое отношение к происхождению и эволюции языка, его денотативным и коннотативным функциям. Действительно, эта тема заняла значительное место в лингвистике. Теория речевых актов (Дж. Серль и др.) использует интенциональность речи, как одно из основных понятий.

Пример: Интент-анализ текстов интервью, связанных с ситуацией в Чечне.

Объект исследования: межэтнические отношения между РФ и Чеченской республикой.

Предмет исследования: интенции (намерения и цели авторов) разрешить чеченский конфликт.

Цель исследования: выявление и идентификация выражаемых в текстах интенций авторов.

Задачи исследования:

а) выбор статей, связанных с ситуацией в Чечне, обнаруживающих индивидуальные подходы к данной проблеме;

б) выявление и идентификация интенций;

в) статистическая обработка и качественный анализ результатов.

Процедура интент-анализа.

Выбирается статья.

Единица анализа – абзац. Если в абзаце интенция встречается несколько раз, то она фиксируется как одна.

Анализ проводится группой экспертов, которые в начале просматривают статьи индивидуально, выделяя интенции. Затем проводится совместное обсуждение. В результате ставились пометки о согласованности или различии мнений. (если эксперта три)

*** - согласие 3-х экспертов;

** - согласие 2-х экспертов;

* - согласие 1-го эксперта.

Также в обработке данных учитывается фактор различной степени совпадения мнений экспертов. Идентификация интенций, получившая общее согласие умножается на «3», согласие 2-х – удваивается, отдельные интенции остаются без изменения. Далее абсолютный показатель количества интенций переводится в относительный: вычисляется отношение количества подсчитанных определенного вида интенций к сумме всех интенций соответствующей статьи. (т.е. надо сравнить выраженность интенций в текстах разного объема).

Ивент-анализ

Событийный анализ. Методика прикладного анализа политических событий. Она опирается на отслеживании динамики политических процессов и их интенсивности для выделения основных тенденций развития событий.

Высокая степень объективности информации о событиях и надежность практических рекомендаций. Но трудоемка.

2 вида выполнения этой методики:

1. проведение ненаправленного анализа событий. Когда исследователь, отталкиваясь от эмпирических данных, придумывает абстрактные теоретические модели объяснения событий и просчитывает, насколько реальные события вписываются в созданную концепцию. Если появляется событие, которое не вписывается в модель, она модернизируется. Предварительно определяется только объект анализа.

2. целевой ивент-анализ. Подход сверху. Исследователь выдвигает заданную модель с последующим ее заполнением данными (иллюстрирование теоретической модели эмпирическим примерами). Разработчик заранее определяет, какие ситуации и элементы событий имеют наибольшее значение.

Определение единицы наблюдения: или субъекты политических отношений, или их действия

Выявление признаков интересующей исследователя ситуации

Построении предварительно системы классификации, с помощью которой можно описать политическую ситуацию (политический конфликт; элементы: участники конфликта, цели, способ действия)

Создание информационного банка данных

Разделение этой базы на отдельные единицы наблюдения

Кодировка их по принципу «кто – что – где – кому – когда»

Соотнесение выделенных фактов с созданной в связи с задачами проекта системой сортировки

Разбиение анализируемого периода на временные интервалы, сравнение в пределах каждого из них анализируемых событий (их интенсивность можно оценить статистически или с помощью шкалирования, корреляционный анализ).

Эта схема позволяет произвести количественный подсчет действий, на основе которого может быть сделан вывод об усилении или ослаблении динамических показателей политического процесса, а также сравнить интенсивность политических действий в различные периоды.

Наши рекомендации