Социальная идентификация в России в начале XX столетия
На рубеже столетий российское общество находилось в состоянии непрерывных изменений. Кризис социальной идентичности, долгое время бывший уделом лишь просвещенных представителей российского общества, теперь распространился на основные категории социальной структуры. На момент первой российской переписи населения современного образца, осуществленной в 1897 году, граждане Российской Империи по-прежнему классифицировались не по роду занятий, а по сословной принадлежности [З]. Сословные категории (дворянство. духовенство, купечество, мещанство и крестьянство) приписывались и обычно наследовались; исторически их основной функцией было определение прав и обязанностей различных социальных групп по отношению к государству. Все образованные россияне воспринимали сохранение сословий как обескураживающий анахронизм, подчеркивавший контраст между отсталой Россией и прогрессивным Западом. Либералы утверждали, что «признак сословия потерял свое фактическое значение», и даже заявляли (хотя и неубедительно), что многие жители России уже забыли, к какому сословию они принадлежат [4].
Однако, если судить по записям в справочниках «Вся Москва» и «Весь Петербург», издававшихся ежегодно или раз в два года с началаXX века, имущие горожане помнили свою сословную принадлежность, но не всегда идентифицировали себя именно как члена сословия. Во многих случаях они указывали свою сословную принадлежность - «дворянин», «купец первой гильдии» или «почетный гражданин» (а еще чаще. - «вдова такого-то», «дочь такого-то»). Но те, кто обладал чином («тайный советник», «генерал в отставке») или профессией («инженер», «врач»), обычно указывали только это, в редких случаях - для пущей важности - добавляя сведения о сословной принадлежности («дворянин, зубной врач»).
Сословная система оскорбляла чувства просвещенных россиян потому, что она была несовместима с современными, демократическими, меритократическими принципами, развитие которых они могли с восхищением наблюдать в Западной Европе и Северной Америке. Они полагали - не вполне обоснованно, как показывают недавние исторические исследования, - что российские сословия не обладали уже жизненной силой и не несли в себе никакого смысла, сохраняясь лишь в силу традиции и государственной инерции [5J. Вслед за В.О.Ключевским и другими историками-либералами в начале двадцатого столетия было модно осуждать российскую сословную систему - прошлую и настоящую - как искусственное образование, навязанное обществу царизмом [б]. (Напротив, европейские сословия начала Нового времени воспринимались русской мыслью как «реальные» социальные группы, чьи существование и корпоративная жизнь не были санкционированы государством). Неудовлетворенность сословной системой чаще всего объясняли тем, что в ее рамках не нашлось места для двух «современных» социальных образований, к которым просвещенная часть российского общества испытывала особый интерес: интеллигенции и промышленного пролетариата [7]. Это считали - и не без оснований - проявлением той подозрительности и того страха, которые режим испытывал по отношению к этим социальным группам.
На рубеже двух столетий в просвещенных кругах считалось само собой разумеющимся, что сословная система скоро полностью ото-мрет (даже в отсталой России), и что на смену ей придет современное классовое общество, построенное по западному образцу. Хотя здесь и отразилась популярность марксизма среди российских интеллектуалов, но то, что капиталистическая буржуазия и промышленный пролетариат представляют собой необходимые атрибуты современного общества, признавали далеко не одни марксисты. Эта точка зрения была широко распространенной: ее разделяли даже консервативные российские государственные деятели и публицисты, хотя в ценностном плане они воспринимали современные реалии совершенно иначе. Несмотря на то, что в России все еще не было одного из великих классов современного общества - буржуазия в российском обществе явно «отсутствовала», - это не мешало образованным россиянам разделять убеждение, что когда, наконец, на место сословиям придут классы (а это считалось неизбежным), российское общество совершит переход от «искусственного» состояния к «реальному» [8].
Окончательный переход к классовому обществу был осуществлен - или казался осуществленным - в 1917 году. Сначала Февральская революция создала структуру «двоевластия», которая выглядела как классическая иллюстрация классовых принципов марксизма: выживание буржуазного, либерального Временного правительства зависело от доброй воли пролетарского, социалистического Петроградского Совета. Классовая поляризация городского общества и политики в целом в последующие месяцы шла быстрыми темпами: даже партия кадетов, традиционно приверженная «надклассовому» либерализму, неумолимо втягивалась в борьбу в защиту прав собственности и все больше тяготела к образу политики как классовой борьбы [9]. Летом началось бегство из сельской местности дворян-землевладельцев, чьи поместья захватывали крестьяне. В октябре большевики, называвшие себя «авангардом пролетариата», свергли Временное правительство и провозгласили создание революционного государства рабочих. Вряд ли можно было более наглядно продемонстрировать ключевое значение классовых категорий и реальность классовой борьбы в России.
Однако период ясности в отношении классов продолжался недолго. Не успела еще разнестись по свету весть о том, что в России произошла марксистская классовая революция, как новообразованная классовая структура уже начала разваливаться. Во-первых, революция уничтожила свои собственные классовые предпосылки, экспроприировав капиталистов и помещиков и превратив промышленных рабочих в революционные кадры. Во-вторых, вызванный революцией и гражданской войной хаос привел к распаду промышленности и к бегству населения из городов, что - вот один из величайших парадоксов революционной истории - временно уничтожило российский промышленный рабочий класс как структурированную социальную группу [10]. Пролетарская революция была явно преждевременной, торжествовали меньшевики, и даже внутри самой партии большевиков в резких выражениях обсуждали «исчезновение» пролетариата («Разрешите поздравить вас. что вы являетесь авангардом несуществующего класса», - такая колкость прозвучала в адрес большевистских лидеров из уст одного из их оппонентов в 1922 году) [II]. Но в каком-то смысле масштабы катастрофы были даже большими: большевики были не только руководителями преждевременной революции; очевидно, что они преждевременно добились создания «бесклассового» общества, где отсутствие классов не имело ничего общего с социализмом.
Классовые принципы
Для большевиков стало насущной необходимостью немедленно «реклассировать» деклассированное российское общество. Если неизвестна классовая принадлежность индивидуумов, то как революция сумеет распознать своих врагов и друзей? Равенство и братство не входили в ближайшие цели революционеров-марксистов, ибо с их точки зрения члены бывших правящих и привилегированных классов являлись эксплуататорами, которым (в переходный период «диктатуры пролетариата») полные гражданские права предоставлены быть не могли. Таким образом, интерес новых правителей к проблеме класса определил ближайшую политическую задачу: выявление, с одной стороны, тех, кого необходимо было заклеймить как буржуазных классовых врагов, а с другой - тех, кому надо было верить и кого надо было вознаграждать как союзников пролетариата.
Классовая природа власти и диалектика классовой борьбы были ключевыми представлениями о классе, которые большевики унаследовали от Маркса и вынесли из собственного революционного опыта. В каждом обществе имелся (как они считали) правящий класс, и у каждого правящего класса был соперник - претендент на его место; в результате Октябрьской революции новым правящим классом в России стал пролетариат, а потенциальным претендентом на его место был свергнутый в Октябре старый правящий класс - контрреволюционная буржуазия. Согласно жесткой логике марксистско-ленинского анализа, эта «буржуазия» фактически представляла собой смесь капиталистической буржуазии и феодальной аристократии. Но на самом деле данное разграничение не имело значения, поскольку к началу 20-х годов, в результате революционной экспроприации и крупномасштабной эмиграции представителей бывших высших слоев общества в конце гражданской войны, в России не осталось ни капиталистов, ни феодалов. В их отсутствие роль буржуазии пришлось исполнять интеллигенции - наиболее явной наследнице дореволюционной российской элиты и единственному серьезному конкуренту большевиков в борьбе за моральный авторитет в послереволюционном российском обществе. Именно по этой причине, а также исходя из более низменных задач оскорбительной полемики большевики 20-х годов обычно называли эту группу «буржуазной интеллигенцией» [12].
Термин «буржуазный» также применяли в 20-е годы по отношению к представителям различных социальных и профессиональных групп, которые имели мало общего друг с другом или, в большинстве случаев, с капитализмом как таковым. Классовая принадлежность одной совокупности таких «буржуазных» групп, члены которых проходили под общим названием «бывшие» (данный русский термин сопоставим с принятым во время Великой французской революции понятием «ci-devant»), определялась их социальным или служебным статусом при старом режиме. Совокупность эта включала в себя дворян (как бывших помещиков, так и бывших царских бюрократов), бывших промышленников, представителей старого купеческого сословия, офицеров императорской и белых армий, бывших жандармов и (несколько неожиданно) священнослужителей. Другая совокупность - зарождавшаяся в 20-е годы «новая буржуазия» - состояла из индивидуумов, чья классовая принадлежность определялась их современным социальным положением и родом занятий в условиях новой экономической политики, введенной в 1921 году и разрешавшей некоторые формы частной торговли и производственной деятельности (в 20-е годы городских частных предпринимателей называли «нэпманами»).
Другую часть уравнения составлял пролетариат, получивший в советском обществе статус нового правящего класса. Как социально-экономический класс он состоял из двух основных элементов - из городских промышленных рабочих и из безземельных сельскохозяйственных работников (батраков). Однако как социально-политическое образование он в обязательном порядке включал в себя партию большевиков - «авангард пролетариата». Те большевики, чье происхождение не было пролетарским, считали себя «пролетариями по убеждению» [13].
Крестьянство, составлявшее четыре пятых всего населения России. бедное, по-прежнему использовавшее примитивную чересполосную систему земледелия и сохранявшее на большей части России традиционную общинную организацию жизни, с трудом поддавалось классификации по классовому признаку. Большевики, однако, прилагали в этом направлении самые активные усилия, применяя «трехчленную» классификацию, согласно которой крестьяне могли быть либо «бедняками», либо «середняками», либо «кулаками»; последние рассматривались как эксплуататоры и протокапиталисты. В монографии В.И.Ленина «Развитие капитализма в России», появившейся на свет в 1899 году, уже были выявлены первые признаки классовой дифференциации в русской деревне. Аграрные реформы, проводившиеся П.А.Столыпиным незадолго до начала первой мировой войны, ускорили этот процесс, но охватившая деревню в 1917-1918 годах аграрная революция повернула его вспять. Попытки большевиков в ходе гражданской войны стимулировать классовую борьбу в деревне и объединиться с крестьянской беднотой против кулаков, как правило, не имели успеха. Тем не менее. большевики продолжали бояться возрождения кулацкой мощи, и на протяжении 20-х годов советские статистики и социологи бдительно следили за «балансом классовых сил» в деревне.
Считалось, что крупные сегменты общества, не принадлежавшие четко ни к пролетариату, ни к буржуазии, «дрейфовали» между двумя полюсами, будучи потенциально способны примкнуть к любому из них. К таким группам относили городских «служащих», середняков и ремесленников. Хотя, кажется, для большевиков было бы логичным прилагать максимальные усилия по привлечению представителей этих групп на сторону пролетарского дела. на самом деле все было наоборот. Большевиков слишком волновали проблема классовой чистоты пролетариата и обоснование своих собственных претензий на «пролетарскую сущность». На протяжении многих послереволюционных лет в партийных кругах и в советском общественном мнении в отношении служащих преобладало «недоверчивое, ироническое, а то и враждебное отношение» [14]. Подобное же недоверие, смешанное со снисходительным презрением, часто было направлено на крестьян и ремесленников, которые считались не только мелкобуржуазными, но И «отсталыми» элементами.
Революционная «сортировка» советского общества требовала полного отрицания старой сословной системы социальной классификации. Так, сословия были официально отменены - вместе с титулами и служебными чинами - в течение месяца после Октябрьской революции [15]. Однако с самого начала в советском подходе к классу чувствовался сословный «привкус», что, с учетом полученного советским обществом наследия, было вполне естественным. Выделение класса «служащих», например, было в строгом марксистском смысле аномалией. Служащих должны были бы по праву поместить в ту же самую «пролетарскую» категорию, что и рабочих (иногда так и делали в целях академического марксистско-ленинского анализа) [16]; тем не менее в общепринятой практике им настойчиво придавали особый классовый статус, явно не пролетарский по своему политическому звучанию. Уничижительный термин «мещанство», производное от слова «мещане» (низшее городское сословие), обозначал мелкобуржуазное, обывательское сознание и употреблялся большевиками в отношении служащих столь часто, что этот новый класс практически превращался в советскую версию старого сословия мещан.
Священнослужители и члены их семей составляли в советском обиходе еще один аномальный класс, явно являвшийся прямым наследником старого духовного сословия [17]. В противоположность классу «служащих», который был просто объектом подозрений и неодобрительного отношения, священники принадлежали к классу, который считался общественно вредным и члены которого были недостойны полного советского гражданства. В 20-е годы советский менталитет воспринимал священнослужителей как серьезных кандидатов на роль контрреволюционеров, «классовых врагов». Предпринимались усилия, чтобы их дети, которые также считались общественно опасными элементами, не могли получить высшее образование или «проникнуть» (в терминологии того времени) в ряды учителей и преподавателей. Мнение, что священники ipso facto являлись классовыми врагами, было настолько сильным, что к концу 20-х годов большое число сельских священников подверглось «раскулачиванию» - их лишали собственности, выселяли, арестовывали и ссылали вместе с кулаками.