Борьба за мировую революцию

3.1. Коммунистический Интернационал (III Интернационал) во главе с председателем Исполкома Г. Е. Зиновьевым, созданный в 1919 г. в Москве, строил свою политику, исходя из иллюзорных представлений о фатальном углублении общего кризиса капитализма и неизбежности победы коммунистической формации. Кроме того, до середины 1920‑х гг. считалось, что без утверждения социализма в мире и поддержки мирового пролетариата строительство социализма в одной стране невозможно. Еще в 1924 г. Бухарин призывал принести революцию в Европу на красноармейских штыках.

В соответствии и в развитие ленинских слов об «осаде» капитализма на цели разжигания мировой революции направлялись значительные материальные средства, как для агентурной работы, так и в адрес компартий зарубежных стран. Подобный «двойной стандарт» во внешней политике Советской России, а затем и СССР, создавал немалые трудности для наркомата иностранных дел. Даже после провозглашения сталинского курса на построение социализма в отдельно взятом СССР VI Конгресс Коминтерна (1928) заявил о необходимости борьбы с «предателями рабочего класса» – социал‑демократами в условиях, когда мировой экономический кризис, подъем освободительного движения в колониях могут создать острый социально‑политический кризис в капиталистических странах. Конгресс снова ставил задачу дня – воспользоваться начавшимся на Западе кризисом для мировой пролетарской революции.

3.2. Одновременно с Коминтерном в том же направлении действовал еще ряд международных прокоммунистических организаций с центром в Москве – Коммунистический интернационал молодежи (формально секция Коминтерна), Профинтерн – Красный интернационал профсоюзов (с 1921 г.), МОПР – Международная организация помощи борцам революции (1922) и др.

Выводы

1. Первое десятилетие русской революции характеризовалось политикой «двойного стандарта» в советской внешней политике. Изменившаяся после войны геополитическая ситуация в мире привела к переоценке внешней политики советским руководством: идеологические цели постепенно уступали место прагматическому курсу.

2. В результате большевистские лидеры оказались в состоянии использовать соперничество между крупнейшими европейскими державами и отразить военными, дипломатическими и экономическими средствами попытки удушения революции. В течение 20‑х гг. советское правительство сумело в основном преодолеть дипломатическую изоляцию, добиться признания де‑юре со стороны ряда стран мира и развернуть торговое сотрудничество с капиталистическими странами.

3. При этом не прекращалась деятельность Коммунистического Интернационала , что приводило к дипломатическим конфликтам и затруднениям, в частности стало причиной разрыва отношений с Англией, Мексикой и другими странами. Со стороны советского руководства активизировалась поддержка национальных «антиимпериалистических» движений, прежде всего в Азии.

Вопросы и задания

1. Какое влияние оказала идея мировой революции на выработку внешнеполитической концепции Советского государства?

2. Что можно сказать об отношении западно‑европейской дипломатии к Советской России на Генуэзской конференции?

3. Чем было вызвано сближение Советской России и Германии в 20‑е гг.? Как это сказалось на характере международных отношений?

4. Приведите конкретные примеры, свидетельствующие о выходе Советской России из международной экономической блокады.

5. Назовите инициативы советской дипломатии в сфере разоружения. Какова была их эффективность?

Литература

Мир между войнами: Избранные документы по истории международных отношений, 1910–1940. М., 1997.

История Отечества в документах. Хрестоматия. Ч. 2. 1921–1939. М., 1994.

Советская внешняя политика в ретроспективе. 1917–1991. М., 1993.

Советско‑американские отношения. Годы непризнания. 1927–1933. Документы/Под ред. Г. Н.Севостьянова, Дж. Хэзлема). М., 2002.

Роговин В. Д. Мировая революция и мировая война. М., 1998.

Шишкин В. А. Цена признания: СССР и страны Запада в поисках компромисса (1924–1929). СПб., 1991.

Тема 64 Развитие отечественной культуры в 1917 – середине 1920‑х гг

ПЛАН

1. Задачи и методы культурного строительства в послереволюционный период.

1.1. Культурное строительство.

1.2. Средства и методы культурной политики: Партийное руководство. Агитпром. – Борьба за утверждение марксистской идеологии. – Деятельность Пролеткульта.

1.3. Интеллигенция и власть.

1.4. Политика в отношении религии и церкви.

1.5. Общественное сознание и повседневность.

2. Система образования и воспитания.

2.1. Ликвидация неграмотности: Ход кампании. – Итоги.

2.2. Реформирование системы народного образования: Цели. – Преобразования.

2.3. Перестройка высшей школы.

2.4. Отношение к русской классической культуре.

3. Наука.

3.1. Организация научной деятельности.

3.2. Научные разработки.

4. Литература и искусство.

4.1. Участие творческой интеллигенции в культурном процессе.

4.2. Художественная литература: Новые задачи. – Литературные объединения и организации.

4.3. Изобразительное искусство: Живопись. – Монументальная пропаганда. Скульптура.

4.4. Архитектура: Градостроительство. – Новые направления в советской архитектуре.

4.5. Театр и кинематограф.

4.6. Музыка.

5. Русское зарубежье.

5.1. Центры русской диаспоры за рубежом.

5.2. Наука русского зарубежья: Естественные и технические науки. – Гуманитарные науки. – Религиозно‑философская мысль.

5.3. Русская художественная культура за рубежом.

5.4. Общественная мысль русского зарубежья: Евразийство. – «Сменовеховство».

6. Выводы.

Наши рекомендации