Борьба за мировую революцию
3.1. Коммунистический Интернационал (III Интернационал) во главе с председателем Исполкома Г. Е. Зиновьевым, созданный в 1919 г. в Москве, строил свою политику, исходя из иллюзорных представлений о фатальном углублении общего кризиса капитализма и неизбежности победы коммунистической формации. Кроме того, до середины 1920‑х гг. считалось, что без утверждения социализма в мире и поддержки мирового пролетариата строительство социализма в одной стране невозможно. Еще в 1924 г. Бухарин призывал принести революцию в Европу на красноармейских штыках.
В соответствии и в развитие ленинских слов об «осаде» капитализма на цели разжигания мировой революции направлялись значительные материальные средства, как для агентурной работы, так и в адрес компартий зарубежных стран. Подобный «двойной стандарт» во внешней политике Советской России, а затем и СССР, создавал немалые трудности для наркомата иностранных дел. Даже после провозглашения сталинского курса на построение социализма в отдельно взятом СССР VI Конгресс Коминтерна (1928) заявил о необходимости борьбы с «предателями рабочего класса» – социал‑демократами в условиях, когда мировой экономический кризис, подъем освободительного движения в колониях могут создать острый социально‑политический кризис в капиталистических странах. Конгресс снова ставил задачу дня – воспользоваться начавшимся на Западе кризисом для мировой пролетарской революции.
3.2. Одновременно с Коминтерном в том же направлении действовал еще ряд международных прокоммунистических организаций с центром в Москве – Коммунистический интернационал молодежи (формально секция Коминтерна), Профинтерн – Красный интернационал профсоюзов (с 1921 г.), МОПР – Международная организация помощи борцам революции (1922) и др.
Выводы
1. Первое десятилетие русской революции характеризовалось политикой «двойного стандарта» в советской внешней политике. Изменившаяся после войны геополитическая ситуация в мире привела к переоценке внешней политики советским руководством: идеологические цели постепенно уступали место прагматическому курсу.
2. В результате большевистские лидеры оказались в состоянии использовать соперничество между крупнейшими европейскими державами и отразить военными, дипломатическими и экономическими средствами попытки удушения революции. В течение 20‑х гг. советское правительство сумело в основном преодолеть дипломатическую изоляцию, добиться признания де‑юре со стороны ряда стран мира и развернуть торговое сотрудничество с капиталистическими странами.
3. При этом не прекращалась деятельность Коммунистического Интернационала , что приводило к дипломатическим конфликтам и затруднениям, в частности стало причиной разрыва отношений с Англией, Мексикой и другими странами. Со стороны советского руководства активизировалась поддержка национальных «антиимпериалистических» движений, прежде всего в Азии.
Вопросы и задания
1. Какое влияние оказала идея мировой революции на выработку внешнеполитической концепции Советского государства?
2. Что можно сказать об отношении западно‑европейской дипломатии к Советской России на Генуэзской конференции?
3. Чем было вызвано сближение Советской России и Германии в 20‑е гг.? Как это сказалось на характере международных отношений?
4. Приведите конкретные примеры, свидетельствующие о выходе Советской России из международной экономической блокады.
5. Назовите инициативы советской дипломатии в сфере разоружения. Какова была их эффективность?
Литература
Мир между войнами: Избранные документы по истории международных отношений, 1910–1940. М., 1997.
История Отечества в документах. Хрестоматия. Ч. 2. 1921–1939. М., 1994.
Советская внешняя политика в ретроспективе. 1917–1991. М., 1993.
Советско‑американские отношения. Годы непризнания. 1927–1933. Документы/Под ред. Г. Н.Севостьянова, Дж. Хэзлема). М., 2002.
Роговин В. Д. Мировая революция и мировая война. М., 1998.
Шишкин В. А. Цена признания: СССР и страны Запада в поисках компромисса (1924–1929). СПб., 1991.
Тема 64 Развитие отечественной культуры в 1917 – середине 1920‑х гг
ПЛАН
1. Задачи и методы культурного строительства в послереволюционный период.
1.1. Культурное строительство.
1.2. Средства и методы культурной политики: Партийное руководство. Агитпром. – Борьба за утверждение марксистской идеологии. – Деятельность Пролеткульта.
1.3. Интеллигенция и власть.
1.4. Политика в отношении религии и церкви.
1.5. Общественное сознание и повседневность.
2. Система образования и воспитания.
2.1. Ликвидация неграмотности: Ход кампании. – Итоги.
2.2. Реформирование системы народного образования: Цели. – Преобразования.
2.3. Перестройка высшей школы.
2.4. Отношение к русской классической культуре.
3. Наука.
3.1. Организация научной деятельности.
3.2. Научные разработки.
4. Литература и искусство.
4.1. Участие творческой интеллигенции в культурном процессе.
4.2. Художественная литература: Новые задачи. – Литературные объединения и организации.
4.3. Изобразительное искусство: Живопись. – Монументальная пропаганда. Скульптура.
4.4. Архитектура: Градостроительство. – Новые направления в советской архитектуре.
4.5. Театр и кинематограф.
4.6. Музыка.
5. Русское зарубежье.
5.1. Центры русской диаспоры за рубежом.
5.2. Наука русского зарубежья: Естественные и технические науки. – Гуманитарные науки. – Религиозно‑философская мысль.
5.3. Русская художественная культура за рубежом.
5.4. Общественная мысль русского зарубежья: Евразийство. – «Сменовеховство».
6. Выводы.