Самостоятельная работа №2.

ВНЕАУДИТОРНЫЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1 КУРСА.

Самостоятельная работа №1.

Тема:Заучивание стихотворения А.С. Пушкина/письменный анализ стихотворения.

Цель:проверить освоение текста художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий.

Содержание работы:

Заучивание стихотворения или анализ стихотворения (на выбор обучающегося).

План письменного анализа произведения:

1)К какому литературному направлению относится выбранное стихотворение: романтизм, реализм, сюрреализм, символизм, акмеизм, сентиментализм, авангардизм, футуризм, модернизм и т.д.

2)Жанр: эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет.

3)Тема стихотворения: пейзаж; общественно-политическая; любовная; философская и т.д.

4)Сюжет:

А) есть сюжет: образы событий (какое именно события).

Б) без сюжета: образы чувств (какие именно чувства).

5)Образ лирического героя, авторское "Я".

6)Художественные средства, с помощью которых созданы образы:

А) Композиция: размер, рифма, ритм.

Б) Тропы - слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении:

эпитет - художественное определение;

сравнение;

ирония - скрытая насмешка;

гипербола - художественное преувеличение;

литота - художественное преуменьшение;

олицетворение - например: куст, который разговаривает, думает, чувствует;

метафора - скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в котором слова "как", "словно" - отсутствуют;

олицетворение – наделение неодушевленных предметов чувствами и действиями одушевленных.

В) Стилистические фигуры:

повторы;

риторический вопрос, обращение - повышают внимание читателя и не требуют ответа;

антитеза/противопоставление;

градация - например: светлый - бледный - едва заметный;

инверсия - необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции;

умолчание - незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает ее сам.

Г) Поэтическая фонетика:

аллитерация - повторение одинаковых согласных;

ассонанс - повторение гласных;

анафора - едино начатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф;

эпифора - противоположна анафоре - повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.

Д) Синонимы, антонимы, омонимы, архаизмы, неологизмы.

Критерии оценки устного ответа:

«5» - знает и выразительно читает наизусть стихотворение.

«4» - читает выразительно стихотворение наизусть, но допускает незначительные неточности.

«3» - воспроизводит наизусть текст стихотворения, но допускает ошибки и исправляет их только с помощью учителя.

«2» - при чтении наизусть не может полностью воспроизвести текст стихотворения.

Критерии оценки анализа стихотворения:

«5» - допускается, если ответ полный развернутый, выполнен каждый пункт плана анализа, возможно 2 недочета.

«4» - допускается, если ответ с 5 недочетами.

«3» - допускается, если ответ с 7 недочетами.

«2» - допускается, если ответ не выполнен или выполнен, недочетов более 8.

Срок выполнения: 3 ч.

Самостоятельная работа №2.

Тема:Заучивание стихотворения М.Ю. Лермонтова/письменный анализ стихотворения.

Цель:проверить освоение текста художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий.

Содержание работы:

Заучивание стихотворения или анализ стихотворения (на выбор обучающегося).

План письменного анализа произведения:

1)К какому литературному направлению относится выбранное стихотворение: романтизм, реализм, сюрреализм, символизм, акмеизм, сентиментализм, авангардизм, футуризм, модернизм и т.д.

2)Жанр: эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет.

3)Тема стихотворения: пейзаж; общественно-политическая; любовная; философская и т.д.

4)Сюжет:

А) есть сюжет: образы событий (какое именно события).

Б) без сюжета: образы чувств (какие именно чувства).

5)Образ лирического героя, авторское "Я".

6)Художественные средства, с помощью которых созданы образы:

А) Композиция: размер, рифма, ритм.

Б) Тропы - слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении:

эпитет - художественное определение;

сравнение;

ирония - скрытая насмешка;

гипербола - художественное преувеличение;

литота - художественное преуменьшение;

олицетворение - например: куст, который разговаривает, думает, чувствует;

метафора - скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в котором слова "как", "словно" - отсутствуют;

олицетворение – наделение неодушевленных предметов чувствами и действиями одушевленных.

В) Стилистические фигуры:

повторы;

риторический вопрос, обращение - повышают внимание читателя и не требуют ответа;

антитеза/противопоставление;

градация - например: светлый - бледный - едва заметный;

инверсия - необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции;

умолчание - незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает ее сам.

Г) Поэтическая фонетика:

аллитерация - повторение одинаковых согласных;

ассонанс - повторение гласных;

анафора - едино начатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф;

эпифора - противоположна анафоре - повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.

Д) Синонимы, антонимы, омонимы, архаизмы, неологизмы.

Критерии оценки устного ответа:

«5» - знает и выразительно читает наизусть стихотворение.

«4» - читает выразительно стихотворение наизусть, но допускает незначительные неточности.

«3» - воспроизводит наизусть текст стихотворения, но допускает ошибки и исправляет их только с помощью учителя.

«2» - при чтении наизусть не может полностью воспроизвести текст стихотворения.

Критерии оценки анализа стихотворения:

«5» - допускается, если ответ полный развернутый, выполнен каждый пункт плана анализа, возможно 2 недочета.

«4» - допускается, если ответ с 5 недочетами.

«3» - допускается, если ответ с 7 недочетами.

«2» - допускается, если ответ не выполнен или выполнен, недочетов более 8.

Срок выполнения: 3 ч.

Самостоятельная работа №3

Тема:Заучивание стихотворения Ф.И. Тютчева/письменный анализ стихотворения.

Цель:проверить освоение текста художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий.

Содержание работы:

Заучивание стихотворения или анализ стихотворения (на выбор обучающегося).

План письменного анализа произведения:

1)К какому литературному направлению относится выбранное стихотворение: романтизм, реализм, сюрреализм, символизм, акмеизм, сентиментализм, авангардизм, футуризм, модернизм и т.д.

2)Жанр: эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет.

3)Тема стихотворения: пейзаж; общественно-политическая; любовная; философская и т.д.

4)Сюжет:

А) есть сюжет: образы событий (какое именно события).

Б) без сюжета: образы чувств (какие именно чувства).

5)Образ лирического героя, авторское "Я".

6)Художественные средства, с помощью которых созданы образы:

А) Композиция: размер, рифма, ритм.

Б) Тропы - слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении:

эпитет - художественное определение;

сравнение;

ирония - скрытая насмешка;

гипербола - художественное преувеличение;

литота - художественное преуменьшение;

олицетворение - например: куст, который разговаривает, думает, чувствует;

метафора - скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в котором слова "как", "словно" - отсутствуют;

олицетворение – наделение неодушевленных предметов чувствами и действиями одушевленных.

В) Стилистические фигуры:

повторы;

риторический вопрос, обращение - повышают внимание читателя и не требуют ответа;

антитеза/противопоставление;

градация - например: светлый - бледный - едва заметный;

инверсия - необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции;

умолчание - незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает ее сам.

Г) Поэтическая фонетика:

аллитерация - повторение одинаковых согласных;

ассонанс - повторение гласных;

анафора - едино начатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф;

эпифора - противоположна анафоре - повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.

Д) Синонимы, антонимы, омонимы, архаизмы, неологизмы.

Критерии оценки устного ответа:

«5» - знает и выразительно читает наизусть стихотворение.

«4» - читает выразительно стихотворение наизусть, но допускает незначительные неточности.

«3» - воспроизводит наизусть текст стихотворения, но допускает ошибки и исправляет их только с помощью учителя.

«2» - при чтении наизусть не может полностью воспроизвести текст стихотворения.

Критерии оценки анализа стихотворения:

«5» - допускается, если ответ полный развернутый, выполнен каждый пункт плана анализа, возможно 2 недочета.

«4» - допускается, если ответ с 5 недочетами.

«3» - допускается, если ответ с 7 недочетами.

«2» - допускается, если ответ не выполнен или выполнен, недочетов более 8.

Срок выполнения: 3 ч.

Наши рекомендации