Современное нормативное понимание права: понятие, основные признаки, определение 2 страница
Право не может быть чем-то аморфным, «киселеобразным», не может существовать реально вне и помимо своего институционного, «знакового» выражения в определенных юридических источниках, и
1 См.: Нерсесянц B.C. Право и закон. М., 1983. С. 342—343; Он же. Право — матема
тика свободы. М, 1996. С. 17-20.
2 См.: Четвернин В.А. Современные концепции естественного права. М., 1988. С. 7.
прежде всего в законах, принимаемых представительным (законодательным) органом на основании конституционно закрепленной демократической процедуры, соответствующей воле народа.
По справедливому мнению В.Н. Кудрявцева, «профессиональному юристу... должна быть присуща четкая и определенная позиция: никакое пожелание, убеждение или мнение не могут рассматриваться как правовая норма, коль скоро они не выражены в юридическом акте, принятом надлежащим образом»1.
1 Разумеется, право и закон — не одно и то же, однако тенденция на
некую несовместимость, разрыв между ними не может не оказывать
негативного воздействия на отношение к закону, на состояние закон
ности и правопорядка, не подпитывать правовой нигилизм. А это в
современных условиях не только крайне нежелательно, но и чревато
тяжелыми последствиями для общества. '
'if При широкой трактовке права, когда оно отделяется от закона, само понятие правомерного может быть деформировано и войти в противоречие с принципом законности, привести к легализации незаконной, Юридически противоправной деятельности тех или иных лиц, действующих якобы в соответствии с некими не выраженными в законе «правами»2.
:При этом «общие правовые принципы и фундаментальные права и
свободы человека как бы заменяют нормативную основу законности, и
оценка законов, всех нормативных актов становится произвольно субъ
ективным делом. Законодательству наносится тяжелый удар, и это
имеет самые пагубные последствия: разрушается единая база общеобя
зательности законов и всем дается легальный повод произвольным
образом на них реагировать... У граждан вновь формируются мотивы
правового нигилизма»3. -
' Заслуживает внимания и следующее суждение относительно рассматриваемой концепции: «Привлекательная на первый взгляд-постановка вопроса (о«хорошем праве» и «плохих законах». — М.Б.) повлекла за собой ряд достаточно серьезных теоретических и практических следствий:.. А логика этих рассуждений проста: коль скоро существует интуитивное «хорошее лраво», то можно отложить в сторону любой закон, любое правовое предписание... Важно, мол, лишь решить, является ли тот или иной юридический акт подлинно туманищи, демокра-
Кудрявцев В.Н. О правопонимании и законности // Государство и право. 1994. № 3.
С.6-
2 См.: Алексеев С.С. Право — институционное социальное образование // Вопросы
теории государства и права. Саратов, 1983. С. 9—10. . :
л •; 3 См.: Тихомиров ЮЛ. Юридическая коллизия: власть и правопорядок // Государ
ство и право. 1994. № 1. С. 5. !
Тема 8. Сущность права
4. Принципы права
тическим и справедливым. А судьи кто?.. Не ясно ли, что никаких критериев на этот счет не было и нет»1. В результате, в обыденной жизни это вполне может выглядеть так: нравится закон — исполняющие нравится — игнорирую2.
5. Трудно согласиться и с неоправданным противопоставлением естественного и позитивного права, так как это не соответствует, на наш взгляд, сути естественно-правовой школы, на приверженность которой постоянно ссылаются.
Особенно жесткую, гипертрофированную форму такое противопоставление получило у Л.В. Петровой, которая сами термины «позитивное», «позитивизм» употребляет не иначе как в отрицательном смысле. Касаясь, в частности, юридического образования, она приходит к выводу, что, «только антипозитивистски воспитывая и обучая, можно надеяться, что будущие юристы не смогут стать социально опасными для общества»3. И это в условиях, когда в России действует демократическая Конституция, законы и другие юридические источники, закрепляющие нормы позитивного права, направленные на признание приоритетной защиты прав человека, обеспечение необходимых для нормального развития общества упорядоченности и стабильности в отношениях между людьми, составляющие нормативную основу законности и правопорядка.
Что касается естественно-правовой теории, то она никогда не обнаруживала отрицательного отношения к позитивному праву вообще, а целенаправленно боролась лишь с такими его конкретными проявлениями, которые противоречили естественным законам, символизирующим прирожденные и неотчуждаемые права человека и гражданина. Обосновывая приоритет прирожденных прав человека, естественно-правовая теория выступала за создание и развитие в конкретных государствах и у различных народов такого позитивного права, которое бы основывалось на этих фундаментальных правах, признавало его значение и необходимость для практической реализации естественных законов.
К сожалению, сторонники широкого правопонимания, за отдельными исключениями, уходят от рассмотрения назревших проблем юридической науки в связи с современностью, оставляют без ответа конкретные возражения и критические замечания своих оппонентов^ не принимают во внимание доводы ученых, отстаивающих иное направление в
1 Кудрявцев В.Н. Указ. соч. С. 5-6.
2 См.: Матузов Н.И. Личность, политика, право // Теория политики: общие вопро
сы! Саратов, 1994. С. 18.
3 См.: Петрова Л.В. О естественном и позитивном праве // Государство и право.
1995. №2. С. 32-33 и след. - , ;
теории права. Отвергая в качестве «узконормативистского» всякий взгляд1 на право как систему норм, они не учитывают того, что современное нормативное понимание права принципиально отличается от традиционного «нормативизма», суть которого не в том, что право рассматривалось как совокупность норм, а в том, что сами нормы трактовались как нечто самодовлеющее, оторванное от «сущего», от реальных общественных отношений. Столь же необоснованно, как видно из изложенного выше, отождествлять ныне нормативный подход к праву во всех его ипостасях с тем, каким он был в годы советского прошлого.
д. Нормативное понимание права делает упор на обоснование и раскрытие роли права как четкого, властного регулятора общественных отношений в целях формирования гражданского общества и правового государства, осуществления связанных с этим социально-экономических и других реформ, обеспечения интересов, прав: и свобод граждан, воспитания членов общества в духе уважения и строжайшего соблюдения1 Конституции и законов, укрепления законности и правопорядка, борьбы с преступностью.
,. Необходимость решения этих вопросов ощущается сегодня как никогда остро. И трудно было бы ориентировать в этом направлении суды, правоохранительные и другие органы, граждан и их объединения с позиций широкого понимания права, равно как и осуществлять подготовку юридических кадров, которая в основном базируется на нормативном понимании права.
ПРИНЦИПЫ ПРАВА
Сущность и социальное назначение права раскрывается и конкретизируется в его принципах и функциях.
Принципы права — это исходные, определяющие идеи, положения, установки, которые составляют нравственную и организационную основу возникновения, развития и функционирования права. Принципы прав^ есть то, на чем основаны формирование, динамика и действие права, что позволяет определить природу данного права как демократического или, напротив, тоталитарного. . . , ,
Принципы права, с одной стороны, отражают его объективные свойства, обусловленные закономерностями развития данного общества, всей гаммой исторически присущих ему интересов, потребностей, противоречий и компромиссов различных классов и слрев населения. С другой — в принципах права воплощается его субъективное восприятие членами общества, их нравственные и правовые взгляды, чувства, требования, выражаемые в различных учениях, теориях, направлениях правопонимания. Поэтому принципы права должны рассматриваться
Тема 8. Сущность права
4. Принципы права
с учетом как единства, так и особенностей обеих сторон, с позиций сложившегося в юридической и философской науках общего представления об объективном и субъективном в праве.
Принципы права выражают то главное, основное в праве, что должно быть ориентировано, устремлено на его развитие. В сравнении с правовыми нормами, соответствующими той или иной эпохе, определенному историческому периоду, принципы права отличаются большей устойчивостью, остаются неизменными в течение длительного времени1.
В юридической науке сложилось деление принципов права на общие (общеправовые), межотраслевые и отраслевые.
Общие принципыправа характеризуются тем, что относятся к праву в целом, распространяются на все его отрасли, объединяют и как бы цементируют их, способствуют стабильности действующей системы права.
Общеправовые принципы, в свою очередь, можно подразделить на морально-этические (или нравственные) и организационные.
Первые из них образуют нравственную основу права, его духовный фундамент. Эти принципы непосредственно воздействуют на нормативное содержание права. Вторая группа общих принципов, тесно взаимосвязанная с первой, составляет организационно-процедурную основу права, ориентированную на обеспечение его роли как особого, государственного регулятора общественных отношений, выполнение правом его специфически юридических функций.
Сообразно этому право любого демократического государства, в том числе современной России, наряду с определенными, исторически обусловленными особенностями (например, в зависимости от унитарного или федерального устройства государства), характеризуется также общими чертами, средствами, присущими всякому праву, основанному на международно признанных, общечеловеческих принципах.
Принципы права выражаются в международных и внутригосудар
ственных декларациях, получают закрепление в исходных (отправных,
учредительных) нормах конституций и законах демократических госу
дарств, но могут также выводиться из общего содержания права той
или иной страны. ,
Согласно концепции единства естественного и позитивного права, морально-этические принципы современного российского права составляют естественные законы, символизирующие основные фундаментальные права человека и гражданина, закрепленные во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и в последующих международных и
, ! Сил Бабаев В.К. Теория современного советского права. Н. Новгород, 1991. С. 24.
; внутригосударственных документах, в том числе Конституции Российской Федерации.
К этим принципам относятся: свобода, равенство, право на жизнь, право частной и других форм собственности, безопасность, достоинство, справедливость, семья, народ — источник власти; человек — высшая ценность; охрана естественных прав человека — цель и обязанность государства.
, К организационным принципам российского права относятся: федерализм, законность, сочетание убеждения и принуждения, стимулирование и ограничения в праве.
Принцип федерализма отражает федеральное устройство России. •Основным Законом государства (ст. 4) закреплено, что Конституция .Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Вместе с тем четко определены соотношение различных нормативных актов, издаваемых в РФ, и юридическая сила выражаемых в них правовых норм.
Упорядочивая соотношение и взаимодействие федеральных и реги
ональных нормативных правовых актов и содержащихся в них право
вых норм, принцип федерализма служит предупреждению и разреше
нию возможных коллизий между ними, обеспечению стабильного и
гармоничного функционирования единой для всей федерации системы
права. i
Принцип законности, закрепленный в Конституции РФ (ст. 15 и др.), утверждает всеобщность требования соблюдения законов и основанных на них подзаконных нормативных актов, верховенство и единство закона, равенство граждан перед законом и судом и вытекающую из него неотвратимость юридической ответственности любого лица за совершенное правонарушение, пронизывает все стороны действия права, начиная с его формирования в процессе правотворчества и заканчивая применением и другими видами реализации права.
На примере законности особенно наглядно проявляется связь между общими принципами права и его межотраслевыми и отраслевыми принципами, каждый из которых, обладая известной самостоятельностью, вместе с тем является производным от общеправовых принципов, развивает и конкретизирует их применительно к двум или нескольким отраслям права или к какой-либо одной из них. 1 Так, в Уголовном кодексе РФ в качестве отраслевых принципов законности закреплено, что «преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только настоящим Кодексом» (ч. 1 ст. 3); «применение уголовного закода по аналогии не допускается» (ч. 2 ст. 3); «лица, совершившие преступле-дая, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности не-
Тема 8. Сущность права
4. Принципы права
зависимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств» (ст. 4).
Или другой пример: согласно отраслевым принципам законности, выраженным в Гражданско-процессуальном кодексе РСФСР, всякое заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законом, обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса (ст. 3); правосудие по гражданским делам осуществляется только судом и на началах равенства перед законом и судом всех граждан (ст. 5); при осуществлении правосудия по гражданским делам судьи и народные заседатели независимы и подчиняются только закону (ст. 7); решение суда должно быть законным и обоснованным, суд основывает решения лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании (ст. 192) и т.д.
Одним из основополагающих принципов является сочетание убеждения и принуждения.
Следует, однако, иметь в виду, что убеждение и принуждение, равно как и их сочетание, не являются специфически юридическими явлениями. Убеждение и принуждение — универсальные методы функционирования любой разновидности общественной власти, осуществления всякого социального управления. Их использование свойственно всем известным разновидностям социальных регуляторов — обычаям, нравственным, корпоративным, религиозным и другим социальным нормам.
Отличительная особенность убеждения, принуждения и их сочетания в праве состоит в том, что они связаны с регламентируемой правовыми нормами деятельностью государства, правовыми формами выполнения им своих функций. Лишь тогда убеждение и принуждение становятся государственными, т.е. такими, за которыми стоит аппарат государства, и приобретают вследствие этого юридический характер, когда они используются в качестве средств, метода осуществления правом своей роли официально-властного регулятора общественных отношений.
Трудно согласиться с давно бытующим мнением некоторых ученых, согласно которому правовые нормы «охраняются силою общественного убеждения и мерами государственного принуждения»1. Приведенное утверждение основано на предположении, будто в способах охраны права существует некое искусственное разграничение прерогатив:
1 См.: Иоффе О.С, Шаргородский МД. Вопросы теории права. М., 1961. С. 81.
убеждение — компетенция лишь общественных организаций, принуждение — только государства.
: 'ф действительности меры убеждения, воспитания, организации, как и меры принуждения, применяются в целях охраны норм права от нарушений и государственными органами, и общественными организациями. Однако различие в том, что в первом случае убеждение и принуждение выступают как принципы права, специфически юридические меры правового регулирования, а во втором — как общесоциальные, морально-этические, корпоративные и др. методы (способы, приемы) регулирования общественных отношений. ;; Для права современной России, развивающейся в направлении формирования цивилизованного гражданского общества и правового государства, характерны, с одной стороны, выдвижение на первый план убеждения, с другой — некоторого сужения сферы применения государственного принуждения. Однако это ни в коей мере не означает ни какой-либо недооценки или умаления значения принуждения в праве, ни какого-либо сокращения сферы правового регулирования в целом. Напротив, как показывает опыт последнего времени, круг общественных отношений (в частности, имущественных, финансово-налоговых, жилищных, семейных, экологических и др.), охватываемых регулирующим воздействием, юридических норм, возрастает. Сообразно этому повышается и роль права в реформировании различных сторон жизни общества, особенно в сфере развития и охраны прав и свобод граждан.
Тесно связанным с рассмотренным выше и столь же распространенным в праве является принцип сочетания стимулирования и ограничений.
Этот принцип ориентирует на парное использование обеспечения действия права, достижение целей правового регулирования разносторонних юридических средств, таких как, с одной стороны, правомочия, дозволения, охраняемые законом интересы, льготы и иные виды поощрения и т.д., с другой — запреты, приостановления, наказания и другие виды юридической ответственности и т.п. Данный принцип пронизывает всю правовую материю.
Как справедливо замечено, «правовые стимулы должны разумно сочетаться с правовыми ограничениями, ведь для законодателя важно, не только побуждать к социально полезному поведению, но и'сдерживать поведение социально вредное, которое может причинить урон интересам личности, коллектива, государства, общества»1.
1 Подробнееобэтомсм.:МалькоЛ.В.Стимулыиограничеииявправс. Саратов, 1994.
С.,6. : . | I
Тема 8. Сущность права
5. Функции права
Наряду с общими принципами права, изучение которых относится к предмету теории государства и права, существуют также межотраслевые и отраслевые принципы,специально изучаемые отдельными юридическими дисциплинами.
Сказанное не исключает того, что межотраслевые принципы, дейст
вие которых распространяется на две или несколько отраслей права, и
Отраслевые принципы, действующие в пределах одной отрасли, пред
ставляют определенный интерес и для общей теории государства и
права. ••'.•..,• , !
В качестве примеров межотраслевого принципа можно сослаться на принципы гласности и состязательности (в гражданско-процессуальном и уголовно-процессуальном праве), неотвратимости юридической ответственности за совершение правонарушения (практически для всех отраслей права), «закон обратной силы не имеет» (для уголовного и административного права) и другие. .
Примерами отраслевых принципов могут служить принципы равенства сторон и свободы договора — в гражданском праве, принцип субординации (соподчиненности) — в административном праве, принцип презумпции невиновности — в уголовном праве и другие.
ФУНКЦИИ ПРАВА
В литературе последних десятилетий по вопросу о понятии и классификации функций права были высказаны различные взгляды (С.С. Алексеев, И.Е. Фарбер, Т.Н. Радько, В.Г. Смирнов и др.). Представляется необходимым хотя бы кратко обобщить эту проблему с учетом современного уровня развития правовой науки.
В функциях права раскрывается общечеловеческая и классовая природа права и его социальное назначение: историческая цель и служебная роль в жизни общества. Будучи продуктом общественного развития, право как государственная воля общества оказывает на него активное обратное воздействие, которое осуществляется посредством выполнения им своих функций. Однако функции права и воздействие права хотя и тесно соотносимые, но не тождественные понятия.
Функции праваесть наиболее существенные направления и стороны его воздействия на общественные отношения, в которых раскрывается общечеловеческая и классовая природа и социальное назначение права.
Многообразие путей влияния права на различные отношения между людьми обусловливает наличие у него множества функций, вследствие чего важное научно-практическое значение приобретает вопрос об их классификации. Необходимо выделить основные и иные
общие функции права; производные от основных общие и частные, а также функции отраслей, правовых институтов и отдельных норм.
! В качестве основания для выделения указанных функций права может служить двуединый критерий, предполагающий оценку воздействия права на общественные отношения — его характер и цель. • . В науке различаются органически взаимосвязанные, но не полностью совпадающие понятия «воздействие права» и «правовое; регулирование». Первое из названных понятий шире по объему, оно включает в,себя: во-первых, правовое регулирование как воздействие права на отношения между людьми специальными юридическими средствами (нормы права, права и обязанности сторон, правоспособность, дееспособность, правосубъектность, юридическая ответственность, юридические факты, правоотношения и т.п.); во-(вторых, общесоциальное, культурное, воспитательное воздействие, свойственное морали, науке, искусству и иному надстроечному явлению, в том числе и праву. Правовое регулирование, следовательно, представляет собой основную, важнейшую часть правового воздействия на общественные отрешения.
Сообразно этому по характеру воздействия на общественные отношения у права выступает на первый план главная и определяющая функция — регулятивная. Данная функция на основании сочетания характера воздействия права со второй стороной двуединого критерия .рассматриваемой классификации — целью этого воздействия (статической, динамической) охранительной) получает практическое воплощение в трех общих основных, собственно юридических функциях права, распространяемых на действующую систему права в целом, — в регулятивно-статической, регулятивно-динамической и охранительной.
Регулятивно-статическая функция направлена на закрепление в соответствующих нормах и правовых институтах того, что реально достигнуто и составляет экономический, политический, социально-культурный фундамент общества и государства, их последующего развития. Содержанием этой функции охватывается, в частности, закрепление основ конституционного строя, народрвластия, форм собственности и их защиты, правового статуса граждан, форм правления и государственного устройства, политического режима, разделения власти, порядка формирования и полномочий органов государственной власти и местного самоуправления, основ различных отраслей права.
Регулятивно -динамическая функция направлена на обеспечение процесса достижения Замеченных задач, определенного запрограммированного результата. Здесь правовое воздействие оказывает влияние наотношения между людьми, находящиеся в движении, динамике. Оно
Тема 8. Сущность права
5. Функции права
нацелено на изменение и совершенствование существующих, а также возникновение новых общественных! отношений. Особенно наглядно данная функция получает выражение в нормах и институтах админи-,стративного, финансового, гражданского, трудового, экологического и других отраслей права.
Наряду с двумя рассмотренными основными функциями права, осуществляющими позитийное регулирование, существует еще и третья основная функция права — регулятивно-охранительная, которая отличается от., первых двух тем, что является функцией негативного регулирования.
Регулятивно-охранительная функция направлена на обеспечение нормального осуществления регулятивно-статической и регуля-тивно-динамической функций права, на охрану от нарушений права в целом. Соответственно ее содержанием охватывается предупреждение и пресечение преступлений и всех иных правонарушений, защита и восстановление нарушенного права.
Тем самым данная функция нацелена также на вытеснение и ликвидацию отживших, не соответствующих новым условиям, вступающих в противоречие с законом отношений.
Поэтому трудно согласиться с высказанным в литературе мнением, согласно которому «охранительная функция является своеобразным дополнением к рассмотренным выше двум основным функциям. Она проявляется лишь постольку, поскольку нарушается право... выступает в качестве функции, подкрепляющей и дополняющей действие основных»1.
В действительности регулятивно-охранительная функция вместе с регулятивно-статической и регулятивно-динамической входит в число общих основных функций права, каждая из которых имеет относительно самостоятельное значение в механизме действия права и является необходимым условием и средством правового регулирования.
Вместе с тем разграничение перечисленных основных функций права не следует абсолютизировать. Все они в реальной жизни, в процессе правового регулирования органически взаимосвязаны. При этом регулятивно-охранительная функция, даже если она при регулировании тех или иных отношений не проявляет себя наглядно, все равно оказывает на них превентивное воздействие, как бы незримо «присутствует» при осуществлении практически любой, как статической так и динамической функции, олицетворяя собой специфический признак
1 Алексеев С.С. Общая теория социалистического права. Вып. 1. Свердловск, 1963.
С. 66. ,. : ' • ( ' .
права, заключающийся в его охране от нарушений возможностью государственного принуждения.
Таким образом, с осуществлением рассмотренных выше основных функций непосредственно связана необходимость в самом праве как особом социальном явлении.
»•,; На основе упомянутого выше критерия классификации функций права — сочетания характера и цели воздействия, помимо трех общих основных функций права, логично вычленить еще одну общую, четвертую функцию права — воспитательную. Эта функция — не основная, не собственно юридическая. Действуя в неразрывной связи с моралью и другими формами общественного сознания, она выражает общесоциальную, так называемую идеологическую часть воздействия права на поведение людей.
, Воспитательная функция охватывает своим содержанием ту часть воздействия права, которая осуществляется не специально юридическими, а общесоциальными, присущими всем надстрочным элементам приемами и средствами (правовое воспитание, правосознание, правовая культура, общие нравственные принципы права, не получившие еще закрепления в нормах позитивного права, профилактика правонарушений и т.д.).
,i Вместе с тем воспитательная функция — одна из общих функций права, относящаяся к праву как надстроечному явлению в целом, постоянно соприкасающаяся с разными направлениями и сторонами его действия.
<-Конкретное содержание рассматриваемой функции составляет именно правовое воспитание, которое складывается под непосредственным влиянием специфики права, в органической связи с содержанием его основных регулятивных функций. Соответственно эта функция обращена на формирование правосознания и правовой культуры граждан, воспитание их в духе уважения к труду, закону, нетерпимости к правонарушениям.
Тем самым воспитательная функция активно способствует по
вышению авторитета права и закона, обеспечению незыблемости прав
и свобод граждан, преодолению противоречий и сближению права и
морали, укреплению законности и правопорядка, формированию пра
вового государства. Поэтому, хотя воспитательная функция не являет
ся основной функцией права, ей принадлежит существенная, важная
роль в системе функций права, в общем механизме правового воздей
ствия. Г
В связи с этим трудно признать достаточно обоснованной предлагаемую в литературе классификацию, согласно которой функции права
i
Тема 8. Сущность права
5. Функции права
разграничиваются на основные (специально-юридические) — регулятивную и охранительную — и социальные, подразделяемые на экономическую, политическую и воспитательную1. :
Представляется неудачным сам термин «социальные функции» для перечисленных выше функций права, выделяемых на основании регулируемых «определенных сфер, типов общественных отношений», ибо все функции права без исключения являются социальными.
Такая классификация вольно или невольно создает впечатление, что «основные» и «социальные» функции осуществляются раздельно, как бы сами по себе. Хотя в действительности то, что понимается автором, например, под «экономической» или «политической» функцией — это те же «регулятивная» и «охранительная» функции, комплексно осуществляемые в какой-то широкой сфере общественной жизни.