Вопрос. Франкская монархия при Меровингах

Государство и право франков

В IV — V вв. Европа пережила Великое переселение народов . В движение пришли десятки варварских племен. Возникали и распадались союзы племен. В числе германских племен были салические франки, прежние союзники (федераты) Рима.

После падения в 476 г. Западной Римской империи образовалось несколько варварских королевств: Франкское, Бургундское, Вестгомское, Вандальское, Свевское и государство Одоакра в Италии. Салические франки во главе с королем Хлодвигом (486 — 511) заняли почти всю территорию бывшей Римской провинции Галлии. В 496 г. Хлодвиг принял христианство. Наиболее жизнеспособным оказалось Франкское королевство, истории государства и права которого посвящена данная глава.

§ 1. Общественный строй

Общественный строй франков можно представить по Салической правде — памятнику обычного права начала VI в. В нем отражен переход от родоплеменного строя к государству. Здесь нашли отражение такие новые общественные отношения как территориальные, или соседские, связи крестьян-общинников, подчинение свободных франков королю и его должностным лицам. Требовало также твердой фиксации появление частной собственности на движимое имущество и защита ее. Салическая правда закрепляла следующую социальную структуру франкского общества: светские феодалы в лице новой служилой аристократии; духовенство; свободные франки — крестьяне (основная масса населения страны), литы — полусвободные, галло-римлянине, рабы. Свободные франки занимались земледелием и жили соседской общиной — маркой. Именно они составляли основу социальной организации. Общее собрание полноправных членов общины решало наиболее важные вопросы. Только оно могло при согласии всех членов общины принять в свой состав нового жителя деревни; также и по приказу короля любой мог поселиться на общинных землях.

Пахотная земля находилась в коллективной собственности марки. Верховные права на эту землю сохраняла вся крестьянская община в целом, но она уже не перераспределялась, а находилась в наследственном пользовании каждого отдельного крестьянина. Свой надел франк не мог отчуждать, в случае его смерти земля переходила к сыновьям. Пашня считалась владением, а не собственностью. Леса, луга, выгоны для скота находились в совместном пользовании. Община отвечала за убийство на ее территории. Сородичи обязывались платить штраф за правонарушения своих родственников. Франки ежегодно призывались на сборы, получившие название «мартовские поля». Король проводил смотр ополчения.

Личная собственность крестьянина-франка в те времена состояла обычно из дома, скота, приусадебного участка. Остальная земля была наделена подворно; в таком подворном пользовании находились пашня, виноградники; иногда луга и леса. Состоятельная семья имела рабов и полусвободных литов в качестве слуг, ремесленников. Из их числа Салическая правда упоминает кузнеца, конюха, свинопаса, виноградаря.

Следует иметь в виду, что Салическая правда в статьях об общине фиксирует уже новые общественные связи: родовая община, основанная на кровном родстве, заменяется общиной соседской (маркой). Община-марка явилась основой хозяйственной и социальной организации франкского общества.

Пребывание в общине-марке не являлось обязанностью: ее член мог выйти из общины путем так называемого отказа от родства. Для этого было необходимо на заседании суда сломать над головой три ветки мерой в локоть, разбросать их в четыре стороны и сказать, что отказываешься от сопряжничества, наследства и от помощи сородичей (титул X ). Выход из общины путем отказа от родства был выгоден наиболее богатым и могущественным людям. О расслоении свободных франков на бедных и богатых говорит также титул «О горсти земли», титулы о задолженности и способах ее погашения, о займах и их взыскании с должника и другие.

Указы (капитулярии) королей VI в., дополнявшие Салическую Правду и характеризовавшие процесс классового расслоения франкского общества, говорили уже о малоземельных франках, крупных землевладельцах, владеющих поместьями в разных местах и о разорившихся людях, не могущих уже платить штрафы и бродящих по стране. А причины разорения были очевидны: тяжесть военной службы, отрыв от хозяйства; обременительные налоги, распространенные в VI в. и на свободных франков и вызвавших ряд волнений; непосильные штрафы за разного рода правонарушения.

Салическая правда содержит положение об аллодах — участках земли, принадлежащих их владельцам на праве частной собственности. С каждым годом аллодов становилось все больше. В королевстве появился слой новой служилой знати, представители которой получали от короля земли на праве аллода . Эта знать постепенно превращалась в крупных землевладельцев — феодалов. Крупными собственниками стали приближенные короля, его чиновники (графы, сацебароны), его дружинники (антрустионы). Салическая правда выделяет их из остальной массы франков, особо охраняя их жизнь тройным вергельдом (штрафом в 600 солидов за убийство) и создавая из них наряду с духовенством привилегированное сословие служилой аристократии.

Образование частной земельной собственности (аллода) должно было в дальнейшем привести к широкому развитию крупного землевладения. Расширение частновладельческих земель несло угрозу самому существованию общины.

Как уже указывалось, общинная собственность на пахотную землю, луга и леса совмещалась у франков с индивидуальной (семейной) собственностью на дом, приусадебный участок, скот, домашнюю утварь, сельскохозяйственный инвентарь. Эти франкские общины сосуществовали с сохранившейся со времен Западной римской империи частной земельной собственностью галло-римлян и появившихся у служилой феодальной аристократии и церкви аллодов. Однако сосуществование продолжалось сравнительно недолго. Общинная собственность франков на значительной части территории страны уступила место аллоду. В то же время наблюдался процесс постепенного установления зависимости от светских и духовных феодалов свободного крестьянского населения. Этот процесс происходил в VII — VIII вв. в различных формах: в виде отдачи свободного человека под покровительство крупных феодалов (коммендация) ; долговой кабалы; путем поселения разорившихся свободных людей на земле феодала под условием выполнения соответствующих повинностей в пользу крупного землевладельца. При этом широкое распространение приобретает практика так называемых прекариев, как при получении безземельным от феодала участка земли в пожизненное (а иногда и в наследственное) пользование, так и при коммендации, когда крестьянин передает в собственность феодалу свой аллод с получением этой земли обратно с обязанностью платить оброк (ценз) и выполнять барщинные работы.

Одновременно с ростом крупного землевладения и закрепощением крестьянства шел процесс усиления личной власти крупных магнатов путем предоставления им так называемых иммунитетов (королевских иммунитетных грамот), в результате которого феодальная знать получила право в пределах своих владений на выполнение в известных пределах административных, судебных, полицейских, военных и фискальных функций.

Необходимо отметить рост церковного землевладения, в результате которого церковные магнаты — епископы и аббаты крупных монастырей — по своему влиянию, привилегиям и могуществу не уступали светским магнатам.

Землевладельческая знать начинает занимать господствующее положение как в центральном, так и в местном управлении королевства. Увеличивается роль и значение съезда светской и духовной знати, без согласия которой король не мог принять сколько-нибудь важного решения. Во Франкском государстве происходит процесс децентрализации, которая сопровождается междоусобными войнами.

Во второй половине VII в. из среды землевладельческой знати франкского государства выдвинулся сильный клан Пипинидов (Арнульфингов), который сумел объединить его и в дальнейшем заменить династию Меровингов новой династией Каролингов. Арнульфинги завладели высшей должностью франкского королевства — палатного мэра (майордома). В первые годы правления власть майордома Карла (715–741), прозванного позднее Мартеллом (что значит «молот») упрочилась окончательно. В это время над франками нависла серьезная опасность со стороны Арабского халифата: арабы, завоевав Испанию, с 720 г. начали наступление на Галлию. Войны с арабами показали преимущество конницы над пехотным ополчением, составлявшим основную массу франкского войска. Чтобы создать конницу, а также укрепить социальную базу своей власти, Карл Мартелл секуляризовал ряд церковных и монастырских земельных владений и передал их представителям светской знати. Последние должны были раздать эти земли в виде бенефициев на условиях несения военной службы возможно большему числу лиц, которые должны были являться на коне при соответствующем оружии. В битве под Пуатье (732) арабы потерпели поражение, движение ислама на запад было остановлено.

Реформой Карла Мартелла крестьяне были почти отстранены от военной службы. Базой для созданий нового профессионального конного войска послужили крупные землевладельцы, средние и мелкие феодалы. До Карла Мартелла преобладающей формой королевских земельных пожалований были дарения земли на праве аллода. Такие дарения быстро уменьшали фонд королевских земель и вместе с тем не устанавливали никакой новой связи между королем и феодалами. Карл Мартелл ввел совершенно новую систему пожалования земли в виде бенефициев на условиях преимущественно несения военной службы . Бенефициарий обычно получал землю вместе с сидящими на ней людьми, которые в его пользу платили оброк и выполняли барщинную работу.

Следует отметить, что реформа Карла Мартелла усилила центральную власть. Укрепившийся благодаря ей слой средних и мелких феодалов составил на определенное время опору каролингской династии.

По примеру короля другие крупные магнаты тоже стали практиковать раздачу бенефиций, что содействовало созданию иерархической структуры феодального общества и земельной собственности.

В дальнейшем сын Карла Мартелла Пипин Короткий, пользуясь поддержкой римского папы, произвел в 751 г. государственный переворот, заточив в монастырь последнего короля франков из династии Меровингов, и сам стал первым королем из представителей новой династии Каролингов. Королевство франков достигло своего наивысшего могущества при сыне Пипина Короткого Карла Великом (768–814), которому в результате войн удалось создать огромную державу, включавшую в себя, помимо франков, множество других племен и народностей. Говоря об основных изменениях в общественном строе франков, необходимо отметить важность процесса превращения бенефиция из пожизненного владения в наследственное (в феод. лен).

Что касается правового положения зависимого крестьянства, то в эпоху Каролингов оно подразделялось на колонов и сервов. Среди них главную массу составляли колоны, которые в отличие от рабов считались людьми свободными. Но колон не имел права уйти со своего надела, он находился в поземельной зависимости от своего феодала, а занимаемая им земля — в наследственном пользовании колона. Рабы были двух категорий: дворовые рабы и рабы, посаженные на землю (сервы). Сервы считались прикрепленными к земле и не могли отчуждаться без земли.

Кроме зависимого населения, на землях феодалов проживали лично независимые от них свободные арендаторы.

По сравнению с колонами положение сервов было более тяжелым; так сервы работали на помещика без ограничения срока («сколько им прикажут»).

Ремесло не было еще отделено от сельского хозяйства; иногда отдельные ремесленники содержались на барском дворе, обслуживая не только феодалов, но и нужды остального населения поместья. При этом следует отметить, что в эпоху Каролингов торговля несколько оживляется; растет сеть местных рынков, с 759 г. появляется ярмарка. Оживляется и внешняя торговля, для которой учреждается сеть таможен на границе; развиваются торговые отношения с Британией и даже с Востоком. Устанавливается регламентация мер и весов, вводится новая монетная система; чеканка монеты вновь становится королевской монополией.

22 вопрос.Реформой Карла Мартелла крестьяне были почти отстранены от военной службы. Базой для созданий нового профессионального конного войска послужили крупные землевладельцы, средние и мелкие феодалы. До Карла Мартелла преобладающей формой королевских земельных пожалований были дарения земли на праве аллода. Такие дарения быстро уменьшали фонд королевских земель и вместе с тем не устанавливали никакой новой связи между королем и феодалами. Карл Мартелл ввел совершенно новую систему пожалования земли в виде бенефициев на условиях преимущественно несения военной службы Фондом для этих пожалований служили сначала земли, конфискуемые у мятежных магнатов, а когда эти земли иссякли, была проведена частичная секуляризация церковных земель.. Бенефициарий обычно получал землю вместе с сидящими на ней людьми, которые в его пользу платили оброк и выполняли барщинную работу. Использование такой же формы пожалований другими крупными землевладельцами привело к складыванию отношений сюзеренитета-вассалитета между крупными и мелкими феодалами.

Следует отметить, что реформа Карла Мартелла усилила центральную власть. Укрепившийся благодаря ей слой средних и мелких феодалов составил на определенное время опору каролингской династии. По примеру короля другие крупные магнаты тоже стали практиковать раздачу бенефиций, что содействовало созданию иерархической структуры феодального общества и земельной собственности.

Высшего расцвета Франкское государство достигло при Карле Великом (768-814), который стремился объединить все романские и германские народы Запада, используя для этого боевую мощь франков и поддержку Церкви. В 773-774 Карл Великий покорил Северную Италию и присоединил ее к Франкскому государству, объявив себя королем франков и лангобардов, самим фактом этого завоевания поставив папский престол в полную зависимость от своей власти. Из германских племен независимыми оставались только занимавшие почти всю Нижнюю Германию и сохранившие старинный германский строй саксы.Покорив Саксонию и предприняв ряд походов в славянские земли, Карл построил на границе несколько крепостей, которые сделались в дальнейшем опорными пунктами для распространения германцев на восток.

Завоевания Карла Великого, отдавшие под власть короля франков все западноевропейские христианские страны (за исключением Англии), дали ему возможность выдвинуться на первое место среди властителей Европы и позволили добиться императорского титула как преемнику западно-римских императоров. Принятие Карлом Великим императорского титула в 800 оформило его завоевания и закрепило его гегемонию в Европе.

Великая заслуга Карла заключается в том, что он сумел привести в порядок и применить на практике правильное управление страной, которое способствовало ее умиротворению. И если первым средством объединения империи считается личность императора Карла, а вторым - его рейхстага, то третьим средством объединения разнородных составных частей империи были, несомненно, поставленные им чиновники.

Распад Франкского государства начался тотчас же после смерти Карла Великого.

Иммунитет (историческое), в средневековой Европе привилегии крупных земельных собственников, заключавшиеся в обладании правами политической власти над населением вотчины. Оформлялся И. королевскими пожалованиями, которые передавали магнатам права на производство суда (как правило, в объёме низшей юрисдикции), взимание налогов и др. поборов, отправление полицейских и военно-административных функций в пределах их владений (а иногда и на более обширной территории), запрещая доступ на иммунитетную территорию государственным должностным лицам. И. получил широкое распространение уже во Франкском государстве (первые дошедшие до нас иммунитетные грамоты относятся к середине 7 в.). В процессе политической централизации институт И. приходит в упадок.

Распад Франкского государства

Распад Франкского государства начался тотчас же после смерти Карла Великого. Центробежные тенденции во Франкском государстве, с которыми с большим или меньшим трудом удавалось справляться Карлу Великому, возобладали вскоре после его смерти. Уже при его сыне Людовике Благочестивом враждующие группировки знати, возглавлявшиеся королевскими сыновьями, достигли такого влияния, что не раз добивались временного отстранения Людовика от власти. В 843 г. после Верденского договора сыновья Людовика разделили Франкское государство на три неравных части: Западно-Франкское королевство (к западу от Рейна), Восточно-Франкское (к востоку от Рейна) и "Среднюю Францию" (области вдоль Рейна и Роны и Италия). Из этих трех государств Западно-Франкское явилось непосредственным предшественником Франции. Италия и Бургундия временами объединялись под одной властью, временами распадались на два самостоятельных государства. Раздел повлек за собой усобицы, которые особенно усилились после смерти Людовика.

В 40--60-е годы IX в. вследствие усиления норманнских набегов политическое положение Западно-Франкского королевства особенно осложнилось. Неспособность королей дать отпор норманнам побуждала отдельных графов или герцогов действовать на свой страх и риск. Знать предпочитала подчинение таким местным правителям, реально защищавшим ее от норманнских набегов, покорности далекому и бессильному королю, Графские и герцогские должности превратились в наследственные, так же как становились наследственным достоянием условные бенефиции (эти владения именовались теперь "феодами"). Стремясь к укреплению своего положения, отдельные знатные роды продолжали расширение своих сеньорий, добиваясь, с одной стороны, распространения своей власти на еще сохранявшиеся свободные территории и, с другой стороны, более жесткого подчинения мелких свободных земледельцев, вовлеченных в зависимость на предыдущем этапе. Таким образом, в конце IX и начале Х в. феодализация шла и вширь, и вглубь, подготавливая становление зрелых форм феодальных отношений и в то же время делая невозможным сохранение единства государства.

23 вопрос. Возникновение и развитие сословного представительства в Англии. Рост государственной централизации Англии в XII-XIIIвв. Политическое развитие Англии в конце XII-нач. XIIIв. Великая хартия вольностей. Баронская олигархия. Баронские войны и возникновение Парламента в Англии. Социальный состав и социальная структура английского средневекового парламента. Политические функции парламента в конце XIII-нач. XIVв.

Со второй половины XII в. усиливаются общегосударственные начала в управлении в связи с реформами Генриха II (1154-1189). Судебная реформа ограничила права феодалов в области суда и административного управления и ввела новые формы судебной процедуры. Другие реформы были направлены на создание независимой от феодальных магнатов наемной армии и установление новых видов финансового обложения.

Центральным органом управления была королевская курия, которая сочетала функции высшего исполнительного, судебного и финансового органов. В ее составе были: маршал - начальник войска, камерарий, ведавший королевским имуществом, канцлер - личный секретарь короля, а также по приглашению короля высшие светские и духовные феодалы.

В XII-XIII вв. социально-экономические факторы способствовали централизации государства. В Англии этот процесс ускорялся благодаря росту прослойки свободного крестьянства, сближению в экономическом и правовом отношении рыцарства, горожан и зажиточного крестьянства и усилению различий между верхушкой феодалов и остальными их слоями. Общие экономические и политические интересы рыцарства и всей фригольдерской верхушки стали основой для политического союза. Происходит развитие товарно-денежных отношений, что способствует ослаблению крупного феодального землевладения, основанного на натуральном хозяйстве. Феодалы ведут борьбу с королем за землю, доходы и политическую власть. В хозяйствах средних и мелких феодалов - рыцарства - наблюдается подрыв крепостничества и барщинной системы, происходит замена натуральных повинностей денежными, начинается частичное применение наемного труда. Увеличивается расслоение крестьянства и численность свободной крестьянской верхушки.

В XII в. королевская власть упрочилась. Поддержку королю оказывали все слои населения, заинтересованные, каждый по своим причинам, в укреплении его власти. Новые бароны, усилив свои позиции как земельные собственники, стали стремиться к самостоятельности. Первое баронское выступление против королевской власти произошло в правление Генриха I (1100--1135), вынужденного дать баронам Хартию вольностей, послужившую началом конституционных изменений в английском феодальном государстве. Со стороны королевской власти были сделаны серьезные уступки, цена которых -- относительное спокойствие в государстве.

Великая хартия вольностей.В XIII в. в Англии развернулась острая политическая борьба, определившая ее последующее политическое развитие. Сильной королевской власти противостояли оформившиеся сословия. Это было время расцвета феодального строя. Централизация ленных отношений в Англии достигла такого уровня, которого не знал западноевропейский феодализм того времени. Королевская власть осуществляла политическое господство над значительным большинством населения. Противниками сильной королевской власти были феодальные магнаты, которые хотя и не обладали в Англии таким могуществом, как в континентальных странах, но с успехом могли противостоять королевской власти. При Иоанне Безземельном (1199--1216) борьба баронов приобрела национальный характер и получила поддержку других активных политических сил страны -- дворянства и городской верхушки. В стране образовался общий антикоролевский фронт, возглавляемый баронами и высшим духовенством. Ситуация обострилась в связи с неудачной внутренней и внешней политикой. Иоанн вел бесперспективную войну во Франции и вступил в конфликт с могущественным папой римским, закончившийся победой последнего. Недовольство вызывали и многочисленные поборы, взимаемые вопреки феодальным обычаям.

В таких условиях бароны вместе с рыцарями и лондонской верхушкой заставили Иоанна Безземельного 15 июля 1215 г. подписать Великую хартию вольностей. Образцом для нее послужила Хартия вольностей Генриха I, однако по своему содержанию Хартия 1215 г. богаче и шире.

Официально в Англии этот документ считается первым конституционным актом и в литературе характеризуется как заложивший основы правового государства, "краеугольный камень английской свободы".

Центральное место в хартии занимают статьи, выражающие интересы баронов, возглавлявших движение. Баронские лены объявлялись свободно наследуемыми владениями. Король не имел права требовать от вступавшего в наследство молодого барона больше установленного исстари в феодальном договоре платежа - рельефа и обещал не злоупотреблять правом опеки над несовершеннолетними вассалами. Хартия восстанавливала некоторые сеньориальные права баронов, ущемленные в результате расширения королевской юрисдикции. Король обещал устранить всякий произвол при обложении баронов денежными повинностями. Только в трех случаях бароны были обязаны давать королю умеренную денежную помощь: при выкупе короля из плена, при посвящении в рыцари его старшего сына, в связи со свадьбой старшей дочери от первого брака.

Вместе с тем некоторые постановления хартии защищали интересы других участников движения. Так, подтверждались существовавшие ранее привилегии и свободы церкви и духовенства, в частности свобода церковных выборов.

В отношении рыцарей в хартии было предусмотрено обещание баронов не брать со своих вассалов каких-либо сборов без их согласия, кроме обычных феодальных пособий, а также не понуждать их к выполнению повинностей в большем размере, чем тот, который следует по обычаю.

Хартия подтверждала древние вольности Лондона и других городов, а также право купцов, в том числе иноземных, свободно выезжать из Англии и въезжать в нее, вести торговлю без каких-либо стеснений. В хартии было установлено необходимое для торговли единство мер и весов.

Свободным крестьянам было обещано не обременять их непосильными поборами, не разорять штрафами.

Образование парламента.

Во второй половине ХIII в. в Англии оформляется сословно-представительная монархия.

В ряде стран возникновение сословно-представительных учреждений не было связано с какими-либо значительными политическими потрясениями. Королевская власть по собственной инициативе обращалась к сословному представительству. В Англии, где весьма рано укрепилась королевская власть, лишившая феодальную знать ее политической самостоятельности, сословно-представительная система сложилась в результате острой борьбы феодалов с королем и ознаменовала политическую победу сословий над монархией.

Одной из предпосылок возникновения сословно-представительной монархии было оформление феодальных сословий. Высшая феодальная знать добилась у сословной монархии наследственного пэрства. В число пэров вошли и крупнейшие прелаты английской церкви.

Английское дворянство уже в XIII в. играло большую роль в экономической и политической жизни страны. Оно рано потеряло военное значение, зато приобрело большой вес в местной политической жизни. Интересы дворян -рыцарей и джентри (новое дворянство)- сблизились с интересами городской верхушки и мелких деревенских собственников. В развернувшейся политической борьбе дворянство и верхушка городского и свободного сельского населения выступали заодно.

В 1258-1267 гг. в Англии разгорелся политический конфликт: на Совете в Оксфорде вооруженные бароны, опираясь на недовольство населения политикой короля, заставили его принять так называемые Оксфордские провизии. В них предусматривалась передача всей исполнительной власти в стране Совету из 15 баронов; не реже 3х раз в год должен был собираться Большой совет магнатов из 27 членов.

Режим баронской олигархии привел к феодальной анархии в стране. Между королем и баронами началась гражданская война (1258--1267), в которой де Монфор одержал победу над сторонниками короля. В 1264 г. он был провозглашен верховным правителем государства и реализовал требования рыцарства об участии в управлении. Важнейший итог гражданской войны - созыв первого сословно-представительного органа в Англии - парламента (1265 г.). В него вошли бароны, духовные феодалы и представители от рыцарства и наиболее значительных городов.

Гражданская война сопровождалась крестьянским восстанием, в борьбе с которым погиб де Монфор. Королевская власть осознала необходимость компромисса, и сословно-представительная монархия получила окончательное оформление. В 1295 г. был созван "Образцовый" парламент, состав которого послужил моделью для последующих парламентов: в нем были лично приглашенные королем крупные светские и духовные феодалы, по 2 представителя от 37 графств и по 2 представителя от городов.

До середины XIV в. английские сословия заседали вместе, а затем разделились на 2 палаты: рыцари и представители от городов составили палату общин; магнаты - палату лордов. Духовенство не являлось особым элементом сословного представительства - оно было представлено в обеих палатах. Первоначально при выборах не было ценза. Статут 1430 г. постановил, что в собраниях графств, избиравших в парламент, могут участвовать фригольдеры с не менее, чем 40 шиллингов годового дохода.

Функции парламента прежде всего состояли в определении размеров налогов на движимость и в подаче коллективных петиций на имя короля. В 1297 г. Эдуард I подтвердил в парламенте Великую Хартию Вольностей, в результате чего появился статут о неразрешении налогов (с общего согласия сословий и свободных людей королевства, хотя и с оговорками). Постепенно парламент приобрел права: 1) на участие в издании законов; 2) решать вопросы о поборах в пользу королевской казны; 3) осуществлять контроль над высшими должностными лицами и выступать в некоторых случаях в качестве судебного органа. В течение XIV в. появилось правило: ни один закон не может быть принят без согласия короля и палат парламента. В XV в. ходатайства парламента стали облекаться в форму законопроектов, которые получили название "биллей". Так оформилось понятие закона (статута) как акта, исходящего от короля, палаты лордов и палаты общин.

24 вопрос. Генеральные штаты во Франции. Процесс централизации и усиление королевской власти. Правление Людовика IX. Положение сословий во Франции. Развитие королевской администрации. Социальная структура и функции Генеральных штатов, их работа в нач. XIVв.

Реформы Людовика IX. В XIII в. (1226--1270) были приняты важные меры, имеющие целью ослабить сепаратизм феодальной знати. Среди них особое значение имели реформы Людовика IX (середина XIII в.).

Судебная реформа. В королевском домене была запрещена частная война, т. е. разрешение споров между сеньорами путем вооруженной борьбы. Соперники должны были обращаться в королевский суд. В остальных сеньориях были введены так называемые «40 дней короля». В течение этого срока феодалы не могли начинать частную войну. Вскоре рассмотрение дел «высшей юстиции» стало исключительной компетенцией королевских судей.

Из Королевской курии была выделена особая судебная палата -Парижский парламент. Это учреждение, ставшее высшей апелляционной инстанцией (за ним были сохранены и некоторые административные функции).

Финансовая реформа. В королевском домене в качестве главной расчетной единицы была введена королевская золотая монета. Вскоре она стала самой авторитетной монетой в стране и вытеснила местные деньги из обращения. Из Королевской курии выделилось еще одно учреждение - Счетная палата.

При Людовике IX на базе Королевской курии был создан высший суд королевства -- парламент. Вначале в нем доминировала феодальная знать, но вскоре она уступила место королевским легистам.

Сословия. В рассматриваемое время завершилось юридическое оформление сословий. Все население страны делилось на три сословия: первое -- духовенство, второе -- дворянство, все остальные свободные- составили третье сословие, которое в легальной политической деятельности представлял главным образом городской патрициат. Первые два считались привилегированными, что прежде всего освобождало их от налогов и повинностей, которые были возложены на третье сословие. Цензива, вскоре ставшая основной формой крестьянского землепользования, содействовала почти полному исчезновению серважа. Но, разумеется, в освобождении сервов от практически крепостной зависимости огромную роль сыграла многовековая борьба французского крестьянства, которому в основном удалось отстоять автономность своего хозяйства. Большое число сервов выкупилось на свободу. Феодальная эксплуатация, несколько изменив формы, тем не менее оставалась жестокой, что вызывало обострение социальной борьбы в деревне. В середине XIV в. страна была охвачена Жакерией -- крестьянской войной.

Органы государственной власти. Королевская власть.Процесс оформления сословно-представительной монархии был сложным и противоречивым. Он начался с усилением королевской власти, неразрывно связанным с преодолением феодальной раздробленности. Это стало возможным в силу ряда причин.

1) укрепились социально-экономические основы союза королевской власти и городов, благодаря росту городской промышленности и торговли города смогли оказывать монархии помощь.

2) вокруг королевской власти сплотились основные группы среднего и мелкого дворянства, т. е. подавляющая часть господствующего класса. В условиях подъема антифеодального движения крестьянства дворяне уже не были в состоянии защитить свои интересы. В сильной королевской власти они видели единственный оплот сохранения своего привилегированного положения. Монархия могла также дать им новые источники дохода, предоставив службу в армии и государственном аппарате.

3) сильная королевская власть была нужна для борьбы с внешним врагом. В этот период Франция подвергалась иностранным нашествиям (Столетняя война, нач. XIV – сер. XV вв.).

Одним из первых проявлений усиления королевской власти явилась отмена выборности короля (начало XIII в.). Отныне престол переходил по праву наследования к старшим сыновьям королей из династии Капетингов.

Затем постепенно ликвидировался принцип «вассал моего вассала не мой вассал». Присягу верности вассалы всех рангов стали приносить непосредственно королю.

Монархия, опираясь на поддержку горожан, среднего и мелкого дворянства. Уже к концу XIII в. королевский домен самым большим феодальным владением Франции, а короли - самыми могущественными среди сеньоров.

К центральным органам относились: Государственный совет, который осуществлял руководство отдельными звеньями управления и контроль за их деятельностью, и Счетная палата -- финансовое управление.

Среди должностных лиц наибольшее значение имели: канцлер - управление должностными лицами и контроль за их деятельностью; коннетабль - командир конного рыцарского войска, с XIII в.-- командир королевской армии; камерарий -- казначей; палатины -- королевские советники, выполнявшие отдельные особо важные поручения короля.

Должностные лица были люди незнатные, обязанные своим возвышением королю. Среди них было немало окончивших университетский курс юриспруденции, включая римское право. Их называли легистами (от лат. «закон»). Они были ревностные и последовательные сторонники централизации и составили влиятельную группу должностных лиц. С их помощью короли оттеснили именитую знать от основных рычагов государственного управления.

Генеральные штаты. В 1302 г. впервые было созвано обще-французское собрание сословий. Его стали называть Генеральными штатами в отличие от штатов в отдельных провинциях. События последующих десятилетий (Столетняя война, крестьянские и городские восстания) превратили Генеральные штаты в важнейший орган государства.

Каждое сословие было представлено отдельной палатой. Первая палата состояла из высшего духовенства. Во вторую посылали выборных от дворянства. Причем наиболее знатные (герцоги, графы) в состав палаты не входили. Они как непосредственные вассалы короля принимали участие в выработке решений в составе Королевской курии. Третье сословие выбирало своих депутатов. Как правило, в выборах участвовал городской патрициат, депутатами были мэры и эшвены (члены городских советов). Все вопросы рассматривались раздельно по палатам, где решение выносилось простым большинством голосов. Решение утверждалось всеми палатами, причем каждая палата имела только один голос. Таким образом, привилегированные сословия всегда имели гарантированное большинство. Генеральные штаты созывались по усмотрению короля.

В 1357 г. страна переживала глубокий политический кризис , был издан ордонанс (указ), ставший впоследствии известным как Великий мартовский ордонанс 1357 г. В соответствии с этим документом сессии Генеральных штабов должны были проводиться без предварительной санкции короля. Генеральные штабы не только имели исключительное право на введение новых налогов, но и контролировали расходы правительства. Лишь с их согл

Наши рекомендации