Аристотель о государстве и его роли в организации общественной жизни людей.
По Аристотелю государство является особой формой гражданского общества, при котором граждане включены во власть. При этом государству предшествует институт семьи. В этом институте имеют место три вида отношений: господина и раба, мужа и жены, отца и детей, что обеспечивает господскую власть и власть домохозяина. Сущность государства он видит в политическом сообществе людей, которые соединились для достижения определенного блага Определение государстваАристотель подчеркивает, что понятие государства определяется разнообразно
и что существует много форм государства с различными политическими
устройствами. “Политика” Аристотеля начинается словами: “Всякое государство
представляет собою некоторую форму общежития”. Но общежитие — это род,
государство лишь один, хотя и главный вид общежития; “государство есть
форма общежития граждан, пользующихся известным политическим
устройством”.Состав государства.Аристотель подчеркивает, что “государство по природе своей
множество”, “нечто сложное”, “состоит из многих частей”, причем друг другу
неподобных. Прежде всего это люди, ибо из людей одинаковых государство
образоваться не может,. Каждый должен быть знатоком своего дела, ибо “один
человек наилучшим образом может исполнить только одно дело”. Государство
далее состоит из семей, которые также отличаются друг от друга. Аристотель
выделяет также в государстве благодарных и неблагодарных, богатых и бедных,
воспитанных и невоспитанных, свободных и рабов. Он подробно описывает
элементы, необходимые для существования государства, различая элементы
качества и элементы количества: под элементами качества он разумеет
свободу, воспитание и благородство рождения, а под элементами количества —
численное превосходство массы.
Гражданин Государство состоит из граждан, оно есть не что иное, как масса
граждан. На гражданина, как и на государство, “есть разные воззрения, так
как одного и того же человека не все признают гражданином”. Понятие
гражданина в каждом политич6ском устройстве свое. Аристотель определяет
гражданина как того, кто участвует в суде и в управлении. Это абсолютное
понятие гражданина. Называя это понятие гражданина абсолютным, Аристотель,
по-видимому, хочет сказать, что истинно для всех форм политического
устройства, разница между ними не столько в понятии гражданина , сколько в
том, на какие слои населения распространяется там право участвовать в
управлении государством и в суде, так что когда он говорит, что есть
столько же видов граждан, сколько форм политического устройства, то это не
следует понимать буквально, ибо все дело в том, кого сочтут за гражданина:
“Кто гражданин в демократическом государстве, тот часто не считается за
гражданина в олигархическом”, ибо “в демократиях… все граждане безразлично
участвуют во всех делах государства, а в олигархиях напротив”. Кроме того,
граждане несут военную службу и служат богатым. Итак, граждане — это те,
кому доступны четыре функции: воинская, административная, судейская и
жреческая. Под “управлением” Аристотель имеет в виду, по-видимому, и
законодательную и исполнительную власть. Гражданин пользуется гражданскими
почестями.Происхождение государства.Государство, как отмечалось, не единственная форма общежития.
Другие формы — семья и “селение”. Они предшествуют государству, которое по
отношению к ним выступает как конечная цель. Первая форма общежития —
семья. Несколько семей образуют селение. 3.8 Государство.
Государство возникает из нескольких селений. Власть в государстве
— это продолжение и развитие власти главы семьи. Так как власть главы семьи
монархическая, царская, то и первая форма политического устройства —
патриархальная монархия (царство): “Подобно тому, как всякою семьею
управляет старейший в роде в качестве царя, так и дальнейшее расселение
семьи вследствие родства ее членов между собою находится также под
управлением царя”. Однако существуют и другие формы политического
устройства.[Назначение государства. Государство есть “масса… граждан, которая довлеет себе для
удовлетворения всем потребностям своей жизни”. Многие люди эти потребности
сводят к материальным, для чего они должны оказывать друг другу
профессиональные взаимные услуги. Но цель государства не в этом. Она и не в
том, чтобы защищать людей от взаимной несправедливости. Государство
выполняет эти экономические и юридические функции, создавая людям условия
жизни, но “… цель человеческого общежития состоит не просто в том, чтобы
жить, а гораздо более в том, чтобы жить счастливо”, а потому “цель
государства есть счастье жизни”. Итак, “государство есть такая форма
общежития, которая с целью вполне счастливой жизни, как для семейств, так
и для целых поколений — жизни совершенной, вполне себе довлеющей”,
“государство есть общество людей равных, соединившихся между собою с целью
возможно наилучшей жизни”. Аристотель — государственник. Государство для него совершеннейшая
форма жизни, такая форма, в которой общественная жизнь достигает “высшей
степени благосостояния”, “среда счастливой жизни”.Государство, далее, служит общему благу, т.е. справедливости.
Аристотель признает, что справедливость есть понятие относительное, тем не
менее, он определяет ее как общее благо, которое возможно лишь в
политической жизни. Справедливость – цель политики. Царство, аристократия и полития – правильные формы потому, что там
одно лицо, меньшинство или большинство. Тирания, олигархия и демократия, —
неправильные формы политического устройства, потому что там власть — будь
то одно лицо, меньшинство или большинство — служит лишь своим
интересам. Правители, заботясь о добродетели граждан, должны обращать внимание
на то, чтобы лучшие люди, не только стоящие у власти, но и частные, были бы
в состоянии вести досужую жизнь, ибо “для хорошего политического устройства
граждане должны быть свободны от забот о делах первой необходимости”.