Идейно-политические течения современности: марксизм и социал-демократы
Прогресс западных демократий и падение тоталитарных режимов в СССР и Восточной Европе привели к резкому сужению авторитета и роли «левых» идеологий. Прежде всего это коснулось коммунизма и его идейной основы - марксизма.
Марксизм - это учение о прогрессе как смене общественных формаций и росте производительных сил; о социалистической революции во главе с субъектом прогресса - пролетариатом; о сломе буржуазной государственной машины и замене ее диктатурой пролетариата, отмирающей впоследствии; о построении коммунизма - безтоварного и безрыночного общества.
По своей сути Марксова система формаций с коммунизмом как счастливым финалом человечества была отголоском дарвиновской теории эволюционного развития форм жизни от низших к высшим. В формационном подходе отразилось фаталистическое понимание марксизмом исторического процесса, принижавшее роль человеческого сознания.
В современном обществознании господствует стремление к синтезирующему взгляду на историю, который получил название цивилизованного подхода. Этот подход более содержателен и плодотворен, чем формационный, поскольку не ограничивает все многообразие жизни общества прокрустовым ложем классовой борьбы. Объект его внимания – совокупность всех форм жизнедеятельности общества – материальных, духовных, нравственных и прочих в их единстве и неразрывности. Он открыт для изучения вновь возникающих тенденций, способен охватить всю сложность и многогранность мирового развития.
Мировое развитие выявило историческую ограниченность тезисов марксизма о классовой борьбе как главном содержании всемирной истории и революционном насилии как радикальном способе ликвидации эксплуатации человека человеком. Социалистическая революция, в которой марксизм видит путь к созданию новой цивилизации, свободной от эксплуатации, на практике приводит к появлению нежизнеспособной общественной системы, с трудом поддающейся трансформации в систему демократическую и гуманную.
Опыт истории показал не только неразрешимость классовых противоречий насильственным путем, но и отсутствие реального содержания у одной из основополагающих идей марксизма - диктатуры пролетариата. К концу XX века стало очевидным, что рабочий класс, стремясь улучшить свое положение, доказал способность играть конструктивную роль в рамках буржуазного общества, гармонизировать отношения труда и капитала. Вместе с тем он не обнаружил никаких особых качеств, возвышающих его над другими классами и слоями, и не проявил готовность через свою диктатуру привести общество к процветанию. Идея всемирно-исторической миссии рабочего класса в освобождении человечества от всех форм социального гнета оказалась утопической.
Прогнозируя неизбежность перехода человечества к социализму и коммунизму, К. Маркс и Ф. Энгельс не ставили вопрос о стимулах хозяйствования в обществе, отказавшемся от частной собственности. Настаивая на неизбежности преодоления рынка, К. Маркс тем самым лишал людей первичных условий свободы, возможности выбирать предметы потребления. Он делал людей заложниками тех, кто распределяет общественные богатства.
История опровергла Марксову концепцию социализма как альтернативы капитализму в промышленно развитых странах Запада, но доказала привлекательность социализма для отсталых стран. Именно в этих странах, и в частности в России, произошел синтез вульгаризированной марксистской теории и неразвитого политического сознания. Функционирование тоталитарного режима дискредитировало социалистическую идею.
В свете накопленного опыта представляются перспективными такие идеи марксизма, как прогноз о превращении труда в первую жизненную потребность, а науки - в производительную силу общества; о свободном развитии каждого человека как условии свободного развития общества в целом.
В настоящее время коммунизм как идеология и политическая практика переживает кризис: ряд компартий Западной Европы ищут новые идейные принципы и наименования, многие компартии на территории СНГ и Восточной Европы прекратили существование или преобразованы в другие партии, резко сократилась численность коммунистов и оказываемая им поддержка со стороны избирателей. Компартии являются правящими лишь в Китае, КНДР и на Кубе.
На идейной почве марксизма в конце XIX - начале XX века кроме революционного течения, возглавленного В. И. Лениным, возникло реформистское, социал-демократическое, обоснованное в работах Эдуарда Бернштайна, Карла Каутского, Отто Бауэра, Л. Мартова (Юлий Осипович Цедербаум), Георгия Валентиновича Плеханова и др.
Социал-демократическая идеология отказалась от принципиальных положений марксизма - о классовой борьбе, революции, диктатуре пролетариата и др. Она исходила из возможности эволюции капитализма в социально справедливое общество, сохранения мира между классами и государствами. Постепенное реформирование буржуазного общества связывалось с разрешением противоречий между буржуазией и рабочим классом на основе компромиссов, усилением социальной защищенности трудящихся, поощрением рабочего самоуправления и кооперации, использованием парламентской демократии.
Основными принципами социал-демократизма являются:
- отношение к социальной справедливости как к общественному идеалу, который невозможно достигнуть, но к которому следует стремиться;
- осознание демократии в качестве несовершенной, но наиболее перспективной формы общественного устройства, обеспечивающей согласование интересов различных социальных групп;
- признание самоценности человеческой личности и необходимости защиты ее прав и свобод от государственных институтов;
- стремление соединить социальную справедливость с эффективной рыночной экономикой.
Стержневая идейно-политическая концепция социал-демократов - «демократический социализм». Достижение «демократического социализма» мыслится через осуществление политической и экономической демократии, создание «государства благосостояния». Социал-демократы, особенно находясь у власти, внесли значительный вклад в создание развитой системы социальной защищенности, регулируемой государством. Эта система в основном функционирует и тогда, когда социал-демократов сменяют у власти партии консервативной или либеральной ориентации.
В то же время ряд факторов серьезно подорвали влияние социал-демократии как идеологического течения. Оказались неосуществленными концепции «демократического социализма» и «государства всеобщего благосостояния». В начавшуюся эру «постиндустриализма» обнаружилась неприменимость традиционного подхода к содержанию общественного прогресса. Это проявилось в неспособности социал-демократов дать адекватную интерпретацию современной роли средних слоев, социальных последствий технологического рывка в развитых индустриальных странах.